Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
С. Болонь
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
______ /________/ _________ /_________/ « » ________ 2020 г. « » _________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
ДЛЯ 3 КЛАССА II ВАРИАНТ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2020 г.
Руководитель ШМО: _________/__________/
Структура программы по адаптивной физкультуре предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по адаптивной физкультуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью , ТМНР.
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой – С.-Пб., 2011 г.
-Учебным планом МБОУ СОШ с.Болонь на 2020-2021 учебный год;
Цель уроков адаптивной физкультуры - повышение двигательной активности детей с УУО и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
1) всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся;
2) формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
3) совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
4) воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
Адаптивная физкультура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.
Адаптивная физкультура рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция и компенсация нарушения физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привить устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
-комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Учителю необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Одним из ведущих требований к проведению уроков адаптивной физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по адаптивной физкультуре разработана в соответствии с АООП (2 вариант) Учебным планом МБОУ СОШ с.Болонь и рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Планирование коррекционной работы
по адаптивной физкультуре в 3 классе II вариант.
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Ходьба и бег | 8 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
2 | Общеразвивающие упражнения | 8 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. |
3 | Подвижные игры | 9 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия. |
4 | Координационные упражнения | 8 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Коррекция восприятия времени. |
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Возможные предметные результаты:
правильное выполнение упражнений
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья.
формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений.
укрепление здоровья и закаливание занимающихся учащихся;
развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умение расслаблять мышцы;
укрепление опорно-двигательного аппарата и зрительного нерва;
воспитание общей выносливости, ловкости, чувства коллективизма и командного духа;
изучение техники ходьбы, бега, прыжков, метания, бросков;
выполнение упражнений разного плана с использованием тренажеров;
изучение нетрадиционных форм дыхательной и двигательной гимнастики;
5. Содержание учебного предмета
Упражнения на дыхание.
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.
Основные положения и движения.
Вращение головой. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью.
Движение рук из данных положений. Наклоны. Движения прямой ногой.
Выполнение движений по командам с показом направления учителем
Упражнения на формирование правильной осанки.
Принятие правильной осанки стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости.
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину.
Ритмические упражнения.
Прохлопывание простого ритмического рисунка.
Ходьба и бег
Ходьба по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову. Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию
Прыжки.
Прыжки на двух ногах с передвижением вперед, с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты
Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов.
Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку.
Лазание, перелезание, подлезание.
Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Упражнения на равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.
Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке.
Расхождение при встрече вдвоем на полосе, шириной 20-30 см.
Игры
«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки. «Сделай фигуру» , «Вот так поза «, «Поймай комара». «Лошадки».
Строевые упражнения: построение с помощью учителя в круг, по одному, повороты по ориентирам.
Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Упражнения для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.
Координационные упражнения: смыкание, размыкание; построение в колонну, шеренгу, повороты на месте; основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног; выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища со одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие
Календарная план - сетка
Дни недели | Кол-во часов | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
| | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V |
Ср | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Чт | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Дни недели | Кол-во часов | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
| | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V | I | II | III | IV | V |
Ср | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Чт | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности | Оборудование | Словарь |
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. (3ч) |
1 | Знакомство с физкультурным залом | 1 | | Ориентировка в зале по конкретным ориентирам. Различать оборудование для уроков физкультуры. Правила поведения во время занятий физическими упражнениями. | | |
2 | Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры | 1 | | | |
3 | Совместные с каждым учащимся игры с мячом. | 1 | | Понятие об играх с мячом. | Мяч | |
Строевые упражнения. (3ч) |
4 | Упражнение в построении парами. | 1 | | Понятие о построении парами. | | |
5 | Упражнение в построении по одному в ряд. | 1 | | Понятие о построении по одному в ряд. | Шеренга | |
6 | Упражнение в построении в колонну друг за другом. | 1 | | Построение в колонну друг за другом. | Колонна | |
Ходьба и бег. (6ч) |
7 | Ходьба стайкой за учителем. | 1 | | Понятие о ходьбе стайкой. | | |
8 | Ходьба в заданном направлении (к игрушке). | 1 | | Понятие о ходьбе в заданном направлении. | | |
9 | Ходьба между предметами. | 1 | | Понятие о ходьбе между предметами. | Кегли. Кубики. | |
10 | Бег вслед за учителем. | 1 | | Бег вслед за учителем. | | Бег |
11 | Бег по сигналу вслед за направляющим. | 1 | | Понятие о беге по сигналу вслед за направляющим. | Свисток | |
12 | Бег в направлении к учителю. | 1 | | Понятие о беге в направлении к учителю. | | |
Прыжки. (2ч) |
13 | Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки. | 1 | | Выполнение подскоков. | | Подскок |
14 | Подскоки на мячах – фитболах. | 1 | | Выполнение подскоков на мячах– фитболах. | Мячи – фитболы. | |
Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов. (3ч) |
15 | Прокатывание мяча двумя руками учителю. | 1 | | Прокатывание мяча | Мяч. | |
16 | Прокатывание мяча под дугу. | 1 | | Прокатывание мяча под дугой. | Мяч, дуга | |
17 | Ловля мяча, брошенного учителем. | 1 | | Ловля брошенного мяча. | Мяч | |
Лазание, перелезание, подлезание. (2ч) |
18 | Ползание на животе по прямой. | 1 | | Ползание на животе. | Кубики | |
19 | Ползание на четвереньках в заданном направлении. | 1 | | Ползание на четвереньках. | Кубики | |
Строевые упражнения. (2ч) |
20 | Совершенствование построения в ряд. | 1 | | Построение. Выполнение команды: «Становись!» | | |
21 | Совершенствование построения в колонну друг за другом. | 1 | | Построение в колонну друг за другом. | | |
Ходьба и бег. (6ч) |
22 | Ходьба по дорожке в заданном направлении. | 1 | | | Кегли. | |
23 | Ходьба с предметом в руке. | 1 | | | Флажок | |
24 | Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия. | 1 | | Перешагивание через кубики | Кубики | |
25 | Упражнение в беге в заданном направлении с игрушкой в руках. | 1 | | | Игрушки. | |
26 | Бег за учителем с ленточкой в руках. | 1 | | | Ленточки. | |
27 | Бег по сигналу врассыпную. | 1 | | | Бубен | |
Прыжки. (2ч) |
28 | Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за одну руку. | 1 | | Подскоки. | | |
29 | Подскоки на мячах- прыгунах | 1 | | | Мячи- прыгуны. | |
Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов. (2ч) |
30 | Учить прокатывать мяч двумя руками друг другу. | 1 | | Прокатывание мяча. | Мяч | |
31 | Прокатывание цилиндров из полуфункциональных наборов «Собери пирамидку». | 1 | | Прокатывание цилиндров. | | |
Лазание, перелезание, подлезание. (2ч) |
32 | Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой. | 1 | | Пролезание под дугой на четвереньках. | Дуга | |
33 | Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей. | 1 | | Пролезание в воротца. | Мягкие модули | |
Строевые упражнения. (1ч) |
34 | Упражнение в построения в ряд по сигналу. | 1 | | Построения в ряд | Свисток. | |
Ходьба и бег. (4ч) |
35 | Ходьба по сенсорной тропе | 1 | | Ходьба. | Сенсорная тропа. | |
36 | Ходьба по коврику «ГОФР». | 1 | | | |
37 | Закрепление умения бегать вслед за учителем по сигналу. | 1 | | Бег. | | |
38 | Обучение бегу в медленном и быстром темпе. | 1 | | | | |
Прыжки. (2ч) |
39 | Самостоятельное выполнение подскоков на ногах попеременно. | 1 | | | | |
40 | Прыжки, слегка продвигаясь вперед. | 1 | | Прыжки с продвижением. | | |
Лазание, перелезание, подлезание. (2ч) |
41 | Закрепление умения ползать на животе по прямой. | 1 | | Ползание. | | |
42 | Обучение пролезанию на четвереньках под дугой, рейкой. | 1 | | Пролезание под дугой, рейкой. | Дуга, рейка. | |
Подготовка к спортивным играм. (4ч) |
43 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Мы солдаты». | 1 | | Выполнение правил игры. | | |
44 | Игры с бегом: «Веселая эстафета». | 1 | | Выполнение правил игры. | Флажки | |
45 | Игры с прыжками: «Мячик кверху». | 1 | | | Мяч. | |
46 | Игры с метанием, ловлей: «Метко в цель». | 1 | | | | |
Игры на улице. (5ч) |
47 | Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. | 1 | | | | |
48 | Построение с санками в шеренгу. | 1 | | Построение. | санки | |
49 | Катание на санках друг за другом. | 1 | | Катание. | | |
50 | Катание друг друга на санках. | 1 | | | | |
51 | Катание на санках- ледянках с небольшой горки. | 1 | | | Санки-ледянки. | |
Строевые упражнения. (2ч) |
52 | Обучение простейшим перестроениям из колонны в шеренгу. | 1 | | Перестроение из колонны в шеренгу. | | |
53 | Обучение простейшим перестроениям из шеренги в колонну. | 1 | | Перестроение из шеренги в колонну. | | |
Ходьба и бег. (4ч) |
54 | Ходьба по кругу, взявшись за руки. | 1 | | Ходьба по кругу | | |
55 | Формирование умения двигаться под музыку с прихлопыванием. | 1 | | Перестроение. | | |
56 | Ходьба с высоким подниманием бедра | 1 | | | | |
57 | Ходьба на носках и пятках | 1 | | | | |
58 | Бег в медленном темпе по сигналу в заданном направлении. | 1 | | | Бубен. | |
59 | Бег в быстром темпе по сигналу в заданном направлении. | 1 | | | | |
Прыжки. (2ч) |
60 | Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением вперед. | 1 | | Подскоки на двух ногах с продвижением вперед | | |
61 | Подпрыгивание на надувном мяче - фитболе. | 1 | | | мяч - фитбол | |
Лазание, перелезание, подлезание. (1ч) |
62 | Обучение ползать на животе и на четвереньках по прямой по словесной инструкции. | 1 | | Ползание на животе и на четвереньках. | | |
Подготовка к спортивным играм. (2ч) |
63 | Коррекционные подвижные игры: «По канату». | 1 | | Выполнение правил игры. | | |
64 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Слушай сигнал». | 1 | | | |
Игры на улице. (4ч) |
65 | Подвижная игра «Метко в цель». | 1 | | Выполнение правил игры. | | |
66 | Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит». | 1 | | | |
67 | Подвижная игра «Мыши и кот». | 1 | | | |
68 | Подвижная игра «Догони мяч». | 1 | | | |
| Итого | 68 | | | | |
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Дидактические пособия для учащихся:
Спортинвентарь.
Дидактические и методические пособия для учителя:
Коррекционная педагогика. Уроки физической культуры в начальных классах. В. М. Мозговой М., « Просвещение», 2009.
7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
Мячи разных размеров и назначений
Кегли
Скакалки
Обручи
Кубики
Маты