Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Курманаевская средняя общеобразовательная школа»
(полное наименование образовательного учреждения)
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МАОУ
протокол № 1 от 26.08.2024г «Курманаевская СОШ»
рук ШМО ________ Зангиева Т.Н. __________ Васякина С.Н. ____________ Скороходова Е.В.
« 28» августа 2024г « 29» августа 2024г « 30» августа 2024г
АДАПТИВННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с ОВЗ (Вариант 2)
по физической культуре
Классы: 2А
Учитель физической культуры: Зангиева Татьяна Николаевна
Количество часов: 102 часов
с. Курманаевка 2024г
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образование обучающихся, осваивающих АООП 2 варианта, осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Индивидуальные планируемые результаты и индивидуализированное содержание образования по учебному курсу «Адаптивная физкультура» конкретного обучающегося отражается в его СИПР.
Цель и задачи примерной рабочей программы по адаптивной физкультуре
Цель примерной рабочей программы по адаптивной физкультуре: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширения индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета «Адаптивная физкультура» в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:
-
компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
-
согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
-
согласованности движений и дыхания;
-
коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.;
-
формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
-
укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний;
-
развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
-
формирование и коррекция осанки;
-
развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
-
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
-
Общая характеристика учебного предмета «Адаптивная физкультура»
Учебный предмет «Адаптивная физкультура» входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Адаптивная физкультура» относится к предметной области «Физическая культура».
Особенности психического и физического развития обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Для организации занятий по адаптивной физической культуре возможно условное деление обучающихся на 4 группы (без ориентации на реальный возраст обучающихся и год обучения): по степени обучаемости, по характеру овладения функциями контроля над собственным телом, по уровню освоения двигательных умений, проявлению интереса к разным видам активной деятельности и реакциям на физические нагрузки, текущему состоянию и заболеваниям конкретного обучающегося, группе здоровья:
1 группа: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д. Отмечаются недостатки произвольных движений.
Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. Способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. Могут длительное время поддерживать контакт с взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. У некоторых обучающихся возникают трудности при налаживании контакта, у других проявляется в ходе общения недостаточно адекватное реагирование, несоблюдение дистанции, некритичность. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности. Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Способны к восприятию знакомых предметов, объектов. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.
3. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102часов в год (3 часа в неделю).
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Планируемые результаты освоения программы
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход.
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Адаптивная физкультура» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по адаптивной физкультуре относятся:
1) сформированность адекватных представлений о собственных физических возможностях, о здоровом образе жизни;
2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по уходу и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений (утренней гимнастики), гигиенические навыки при занятиях спортом;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных играх, занятиях спортом;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного результата в спортивном соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе ролей, принимаемых с учётом тактических задач спортивной игры;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов к обучению способам выполнения различных видов упражнений, спортивным играм на занятиях адаптивной физической культурой;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой работы на занятиях адаптивной физической культурой;
7) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей: разделение радости достижения общекомандного результата, проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам в командных спортивных играх, в соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической культурой;
8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты освоения программы учебного курса «Адаптивная физкультура» представлены в примерной АООП в соответствии с этапами реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП II варианта). Предметные планируемые результаты в примерной «рабочей» программе по адаптивной физической культуре рассматриваются как возможные, поскольку индивидуальные планируемые результаты отбираются в СИПР конкретного обучающегося с учётом уровня его актуального развития, а не с учётом его возраста, класса (ступени) или года обучения.
Предметные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре обучающимися с умеренной умственной отсталостью на момент завершения I класса:
-
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
-
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
-
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
-
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;
-
представление об основных упражнениях для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
-
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
-
выполнение строевых команд;
-
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
-
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
-
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
-
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
-
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
-
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
-
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
-
выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
-
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазание, ходьба на лыжах);
-
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
-
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
-
выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);
-
выполнение элементарных технических действий и приемов игры (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности;
-
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
-
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
Личностные учебные действия:
-
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе);
-
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
-
готовность к безопасному и бережному поведению в процессе занятий спортом и физической культурой;
-
осознанное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Коммуникативные учебные действия:
-
вступать в контакт и взаимодействовать в паре, группе, команде при выполнении упражнений, в процессе подвижных игр;
-
обращаться за помощью и принимать помощь;
-
слушать и понимать инструкцию к упражнениям на занятиях адаптивной физической культурой;
-
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения упражнений и командных игр.
Регулятивные учебные действия:
-
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
-
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия при выполнении упражнений, ориентироваться на образец выполнения;
-
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку учителя правильности выполнения упражнений, корректировать свою деятельность на основе показа способа выполнения упражнения учителем, на основе оценки учителя правильности выполнения упражнений.
Познавательные учебные действия:
-
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Физическая подготовка. Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне. Бег парами, взявшись за руки.
Ходьба. Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения.
Бег. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места. Прыжки в высоту.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической стенке вправо (влево). Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Метание в цель (на дальность).
Коррекционные подвижные игры. Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролезание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Вышибалы». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки».
Лыжная подготовка Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжения.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). Общеразвивающие упражнения: Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях. Осанка. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы (количество) | Реализация воспитательного потенциала | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Физическая подготовка | 73 | 4 | 2 сентября: День знаний 12 декабря: День Конституции Российской Федерации | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4320/start/191322/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6181/main/279123/ |
2. | Коррекционные подвижные игры | 29 | 0 | Праздник Весны и Труда 9 мая день Победы Международный женский | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1433853 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1518864 |
3. | Лыжная подготовка | 10 | 0 | День защитника Отечества | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3561/start/193590/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6221/start/224884/ |
Итого: | 102 | 4 | | |
7.Календарно – тематическое планирование
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Дифференциация видов деятельности | Дата |
План | факт |
1 | Предупреждение травм во время занятий | 1 | Выполняют упражнения по показу обучающегося. Играют в подвижную игру после инструкции учителя | 03.09.2024 | |
2 | Понятия о предварительной и исполнительной командах | 1 | Ориентируются на образец выполнения предварительной и исполнительной команд. Выполняют медленный бег. Играют в подвижную игру после инструкции учителя | 05.09.2024 | |
3 | Ходьба в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук | 1 | Осваивают и выполняют ходьбу в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук. Осваивают и используют игровые умения | 06.09.2024 | |
4 | Ходьба в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук | 1 | Осваивают и выполняют ходьбу в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук. Осваивают и используют игровые умения | 10.09.2024 | |
5 | Ходьба с изменением направления движения | 1 | Осваивают и выполняют ходьбу с изменением направления движения. Осваивают и используют игровые умения | 12.09.2024 | |
6 | Бег с изменением темпа | 1 | Выполняют по показу учителя упражнения для развития переключаемости движений. Удерживают правильное положение тела во время бега. | 13.09.2024 | |
7 | Бег с изменением темпа и направления движения | 1 | Выполняют по показу учителя упражнения для развития переключаемости движений. Удерживают правильное положение тела во время бега. | 17.09.2024 | |
8 | Беговые упражнения | 1 | Осваивают беговые упражнения выполняя на уменьшенном расстоянии | 19.09.2024 | |
9 | Беговые упражнения | 1 | Осваивают беговые упражнения выполняя на уменьшенном расстоянии | 20.09.2024 | |
10 | Прыжки с ноги на ногу | 1 | Перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках. Осваивают и используют игровые умения | 24.09.2024 | |
11 | Прыжки с ноги на ногу | 1 | Перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках. Осваивают и используют игровые умения | 26.09.2024 | |
12 | Прыжки на месте, с продвижением вперед, в сторону, назад на одной ноге | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. Осваивают и используют игровые умения | 27.09.2024 | |
13 | Прыжки на месте, с продвижением вперед, в сторону, назад на одной ноге | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. Осваивают и используют игровые умения | 01.10.2024 | |
14 | Прыжки на месте, с продвижением вперед, в сторону, назад на одной ноге | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. Осваивают и используют игровые умения | 03.10.2024 | |
15 | Прыжки в длину с места | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. Осваивают и используют игровые умения | 04.10.2024 | |
16 | Прыжки в высоту с места толчком двух ног | 1 | Прыгают в высоту с места толчком двух ног после инструкции и неоднократного показа учителем | 08.10.2024 | |
17 | Бросок мяча на дальность | 1 | Бросают набивной мяч из различных исходных положений | 10.10.2024 | |
18 | Бросок мяча на дальность | 1 | Бросают набивной мяч из различных исходных положений | 11.10.2024 | |
19 | Метание мяча на дальность | 1 | Метают мяч на дальность | 15.10.2024 | |
20 | Метание мяча на дальность | 1 | Метают мяч на дальность | 17.10.2024 | |
21 | Метание мяча в цель | 1 | Метают мяч в цель | 18.10.2024 | |
22 | Бег с преодолением простейших препятствий | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Осваивают и используют игровые умения | 22.10.2024 | |
23 | Бег с преодолением простейших препятствий | 1 | Выполняют упражнение по показу учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя | 24.10.2024 | |
24 | Бег с преодолением простейших препятствий | 1 | Выполняют упражнение по показу учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя | 25.10.2024 | |
25 | Построение в шеренгу по одному, равнение, перестроение в колонну по одному | 1 | Выполняют упражнение по показу учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя | 05.11.2024 | |
26 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и из колонны по два в колонну по одному в движении, с поворотом направо и налево | 1 | Выполняют упражнение по показу учителя, по пошаговой/ поэтапной инструкции педагога. Осваивают и используют игровые умения | 07.11.2024 | |
27 | Размыкание от середины на вытянутые руки приставными шагами вправо, влево | 1 | Выполняют основные положения и движения рук, ног, туловища, головы с наименьшим количеством повторений, по возможности. Осваивают и используют игровые умения | 08.11.2024 | |
28 | Повороты «направо», «налево». Ходьба и бег «змейкой» | 1 | Выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственных представлений. Выполняют ходьбу и бег «змейкой» | 12.11.2024 | |
29 | Лазание по гимнастической стенке вверх-вниз разноименным способом, с одновременной перестановкой руки и ноги | 1 | Выполняют упражнения в лазание на меньшую высоту. Участвуют в игре по инструкции учителя | 14.11.2024 | |
30 | Ползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной гимнастической скамейке | 1 | Выполняют упражнения в ползании, ориентируясь на образец выполнения обучающимися 2 группы. | 15.11.2024 | |
31 | Упражнения с гимнастическими палками | 1 | Выполняют упражнения с гимнастической палкой после неоднократного показа по прямому указанию учителя. | 19.11.2024 | |
32 | Упражнения на формирования правильной осанки | 1 | Выполняют упражнения для расслабления мыщц, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в соревновательной деятельности | 21.11.2024 | |
33 | Ходьба с предметом на голове, сохраняя правильную осанку | 1 | Выполняют упражнения с предметом меньшее количество повторений. Выполняют ходьбу с предметом на голове, сохраняя правильную осанку по прямому указанию учителя. | 22.11.2024 | |
34 | Упражнения для развития точности движений | 1 | Выполняют по показу учителя упражнения для развития точности движений и равновесия, ориентируясь на образец выполнения обучающимися 2 группы. | 26.11.2024 | |
35 | Подлезание под препятствием | 1 | Выполняют подлезание под препятствием высотой 40-50 см, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. | 28.11.2024 | |
36 | Перелезание через препятствия | 1 | Преодолевают препятствия с помощью учителя, по возможности. Участвуют в игре по инструкции учителя | 29.11.2024 | |
37 | Ходьба по гимнастической скамейке | 1 | Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке после неоднократного показа по прямому указанию учителя | 03.12.2024 | |
38 | Ходьба по гимнастической скамейке | 1 | Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке, после неоднократного показа по прямому указанию учителя | 05.12.2024 | |
39 | Ходьба по гимнастической скамейке | 1 | Выполняют упражнения на равновесие по возможности | 06.12.2024 | |
40 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Ловишки-хвостики», «Салки» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 10.12.2024 | |
41 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Ловишки-хвостики», «Салки» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 12.12.2024 | |
42 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Ловишки», «Салки» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 13.12.2024 | |
43 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 17.12.2024 | |
44 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 19.12.2024 | |
45 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 20.12.2024 | |
46 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 24.12.2024 | |
47 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Бросай-ка» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 26.12.2024 | |
48 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Бросай-ка» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 27.12.2024 | |
49 | Техника безопасности и правила поведения на лыжах | 1 | Слушают правила поведения на уроках лыжной подготовки, информацию о предупреждении травм и обморожений с опорой на наглядность | 09.01.2025 | |
50 | Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). | 1 | Участвуют в различении лыжного инвентаря по показу учителя. | 10.01.2025 | |
51 | Разучить технику выполнения строевых команд и приемов | 1 | Выполняют строевые команды по сигналу учителя | 14.01.2025 | |
52 | Разучить технику выполнения строевых команд и приемов | 1 | Выполняют строевые команды по сигналу учителя | 16.01.2025 | |
53 | Разучить технику выполнения ступающего шага без палок и с палками | 1 | Имитация упражнений. Передвигаются на лыжах ступающим шагом | 17.01.2025 | |
54 | Ступающего шаг, продвижение вперед приставным шагом | 1 | Имитация упражнений. Передвигаются на лыжах ступающим шагом | 21.01.2025 | |
55 | Ступающего шаг, продвижение в сторону приставным шагом | 1 | Имитация упражнений. Передвигаются на лыжах ступающим шагом | 23.01.2025 | |
56 | Разучить технику выполнения скользящего шага без палок | 1 | Имитация упражнений. Передвигаются на лыжах скользящим шагом | 24.01.2025 | |
57 | Разучить технику выполнения скользящего шага | 1 | Имитация упражнений. Передвигаются на лыжах скользящим шагом | 28.01.2025 | |
58 | Разучить технику выполнения скользящего шага | 1 | Имитация упражнений. Передвигаются на лыжах скользящим шагом | 30.01.2025 | |
59 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Ловишки-хвостики», «Салки» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 31.01.2025 | |
60 | Игры с элементами корригирующих упражнений: «Ловишки-хвостики», «Салки» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 04.02.2025 | |
61 | Игры на развитие внимания, памяти, точности движений: «Школа мяча» | 1 | Выполняют упражнения с мячом по возможности. Осваивают и используют игровые умени | 06.02.2025 | |
62 | Игры на развитие внимания, памяти, точности движений: «Школа мяча» | 1 | Выполняют упражнения с мячом по возможности. Осваивают и используют игровые умения | 07.02.2025 | |
63 | Игры на развитие внимания, памяти, точности движений: «Школа мяча» | 1 | Выполняют упражнения с мячом по возможности. Осваивают и используют игровые умени | 11.02.2025 | |
64 | Разучивание игры «Бросай-ка» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 13.02.2025 | |
65 | Разучивание игры «Бросай-ка» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 14.02.2025 | |
66 | Разучивание игры «Бросай-ка» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 18.02.2025 | |
67 | Разучивание игры «Бросай-ка» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 20.02.2025 | |
68 | Разучивание игры «Пингвины с мячом» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 21.02.2025 | |
69 | Разучивание игры «Пингвины с мячом» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 25.02.2025 | |
70 | Разучивание игры «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 27.02.2025 | |
71 | Разучивание игры «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 28.02.2025 | |
72 | Разучивание игры «Вышибалы» | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 04.03.2025 | |
73 | Игры - эстафеты | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 06.03.2025 | |
74 | Игры - эстафеты | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 07.03.2025 | |
75 | Игры - эстафеты | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 11.03.2025 | |
76 | Игры - эстафеты | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 13.03.2025 | |
77 | Игры - эстафеты | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 14.03.2025 | |
78 | Игры - эстафеты | 1 | Участвуют в различных видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий | 18.03.2025 | |
79 | Ходьба в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук | 1 | Осваивают и выполняют ходьбу в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук. Выполняют медленный бег. Осваивают и используют игровые умения | 20.03.2025 | |
80 | Ходьба в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук | 1 | Осваивают и выполняют ходьбу в медленном, среднем темпе, в полуприседе, с различными положениями рук. Выполняют медленный бег. | 21.03.2025 | |
81 | Ходьба в колонне по одному, по двое. | 1 | Осваивают ходьбу в колонне по одному, по двое. Выполняют медленный бег. Осваивают и используют игровые умения | 25.03.2025 | |
82 | Беговые упражнения | 1 | Осваивают беговые упражнения выполняя на уменьшенном расстоянии | 03.04.2025 | |
83 | Беговые упражнения | 1 | Осваивают беговые упражнения выполняя на уменьшенном расстоянии | 04.04.2025 | |
84 | Бег с изменением темпа | 1 | Выполняют по показу учителя упражнения для развития переключаемости движений. Удерживают правильное положение тела во время бега. | 08.04.2025 | |
85 | Бег с изменением темпа и направления движения | 1 | Удерживают правильное положение тела во время бега. | 10.04.2025 | |
86 | Беговые упражнения | 1 | Осваивают беговые упражнения выполняя на уменьшенном расстоянии | 11.04.2025 | |
87 | Прыжки с ноги на ногу | 1 | Перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках. Осваивают и используют игровые умения | 15.04.2025 | |
88 | Прыжки на месте, с продвижением вперед, в сторону, назад на одной ноге | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. | 17.04.2025 | |
89 | Прыжки на месте, с продвижением вперед, в сторону, назад на одной ноге | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. | 18.04.2025 | |
90 | Прыжки в длину с места | 1 | Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. | 22.04.2025 | |
11 | Прыжки в высоту с места толчком двух ног | 1 | Прыгают в высоту с места толчком двух ног после инструкции и неоднократного показа учителем | 24.04.2025 | |
92 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 | Бросают набивной мяч из различных исходных положений | 25.04.2025 | |
93 | Бросок мяча различными способами двумя руками | 1 | Бросают набивной мяч из различных исходных положений | 29.04.2025 | |
94 | Бросок мяча различными способами двумя руками | 1 | Бросают набивной мяч из различных исходных положений | 02.05.2025 | |
95 | Бросок мяча различными способами двумя руками | 1 | Бросают набивной мяч из различных исходных положений | 06.05.2025 | |
96 | Метание мяча на дальность | 1 | Метают мяч на дальность | 08.05.2025 | |
97 | Метание мяча в цель | 1 | Метают мяч на дальность | 09.05.2025 | |
98 | Метание мяча в цель | 1 | Метают мяч на дальность | 13.05.2025 | |
99 | Бег с преодолением простейших препятствий | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Осваивают и используют игровые умения | 15.05.2025 | |
100 | Бег с преодолением простейших препятствий | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. Осваивают и используют игровые умения | 16.05.2025 | |
101 | Бег в медленном темпе | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. | 20.05.2025 | |
102 | Бег в медленном темпе | 1 | Выполняют бег с преодолением простейших препятствий. | 22.05.2025 | |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| Основная литература для учителя | |
1. | ФГОС примерная программа начального общего образования по физической культуре 2022г. | Д |
2. | В. И. Лях. Физическая культура. 1—4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений 10-е изд. - М.: Просвещение, 2022. | |
3. | Дополнительная литература для обучающихся | |
1. | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. | Д |
2. | Физическая культура 1-4 классы. Лях В.И. Учебник для общеобразовательных учреждений 10-е изд. - М.: Просвещение, 2022. | Д |
| Учебно-практическое оборудование | |
1. | Козел гимнастический | Д |
2. | Фишки | П |
3. | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м) | Д |
4. | Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
5. | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | П |
6. | Скакалка детская | К |
7. | Мат гимнастический | П |
8. | Гимнастический подкидной мостик | Д |
9. | Кегли | К |
10. | Обруч пластиковый детский | Д |
11. | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
12. | Сетка для переноски и хранения мячей | П |
13. | Сетка волейбольная | Д |
14. | Аптечка | Д |
15. | Обруч железный детский | П |
Д –демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К –полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Адаптивная физкультура» в 2 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Инструкция для 2-ой группы: по команде обучающиеся строятся друг за другом в один ряд, по сигналу двигаются по залу, дойдя до спортивных ворот (меняют движения), проползают через ворота, выйдя из ворот, продолжают движение по залу, по команде прекращают движение.
Учитель помогает в выполнении задания тем, у кого вызывают трудности в выполнении предложенных заданий.
Критерии:
1 балл – не выполнил задание.
2 балла – выполнил с помощью взрослого.
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.
4 балла – выполнил самостоятельно.
Результаты задания 2____баллы
Задание 3. «Канава»
Цель: выявить умение прыгать на двух ногах, перепрыгивать расстояние 25- 30 см.
Оборудование: широкий лист бумаги (30 см), либо полотно.
Инструкция для 1-2 группы: учитель обыгрывает ситуацию с глубокой канавой - показывает детям все движения и комментирует: «На середине зала - «глубокая канава» (бумага, либо полотно) 25 - 30 см», на нее наступать нельзя. Надо присесть на корточки перед канавой, затем перепрыгнуть через нее. Далее двигаться по залу прыжками на двух ногах до скамейки, затем сесть на скамейку».
В конце спрашивает: Понравилась ли вам игра? Сложно ли было прыгать через канаву? Улыбка, смех, плач, другие голосовые реакции считаются способом выражения чувств относительно игры.
Оцениваются следующие умения: двигаться вперед, прыгая на двух ногах, перепрыгивать через заданное расстояние 25- 30 см.
Критерии:
1 балл – не выполнил задание.
2 балла – выполнил с сопряженной помощью взрослого.
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.
4 балла – выполнил самостоятельно.
Результаты задания 3____баллы.
Протокол оценки по 3 заданиям:
№ | Наименование | оценка |
1 | Задание 1 «Лови мяч» | |
2 | Задание 2 «Мы ловкие и умелые» | |
3. | Задание 3 «Канава» | |
| Всего: | СУММА БАЛЛОВ: |
Оценка промежуточных достижений обучающихся:
1-3 балла – программный материал не усвоил.
4-6 баллов – программный материал усвоен нечетко, нуждается в помощи.
7-9 баллов – программный материал усвоен удовлетворительно.
10-12 баллов – программный материал усвоен достаточно.
Итоговая аттестация
Задание 1. «Волейбол».
Цель: выявить умения бросать мячи большого и среднего размера в сетку (в цель).
Оборудование: мячи среднего и большого размера.
Инструкция для 1-2 группаы: учитель объясняет условия игры, затем показывает, что надо делать. Дети встают в шеренгу, по одному подходят к корзине, берут в руки средний мяч и бросают его в волейбольную корзину. Затем уходят и становятся опять в шеренгу. Второй раз, берут большой мяч из другой корзины и бросают его в сетку.
Инструкция для 3 группы: обучающемуся предлагают взять мяч и бросить в корзину.
Критерии:
1 балл – не выполнил задание.
2 балла – выполнил с помощью взрослого.
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.
4 балла – выполнил самостоятельно.
Результаты задания 1____баллы
Задание 2. «Ходьба по гимнастической скамейке».
Цель: выявить умение держать осанку при ходьбе, ходить по гимнастической скамейке.
Оборудование: гимнастическая скамейка, мешочек с песком (2-3).
Инструкция для 1-2 группы: учитель объясняет правила игры. Каждый ученик будет проходить по гимнастической скамейке, удерживая на голове мешочек песка. Затем учитель показывает, как надо выполнить это задание.
Оцениваются следующие умения: ходьба по гимнастической скамейке, удержание на голове мешочек с песком, умение удерживать осанку.
Инструкция для 3 группы: ходьба по гимнастической доске (или удержание на голове мешочка с песком).
Оцениваются следующие умения: умение удерживать осанку (или умение удерживать ровно голову).
Критерии:
1 балл – не выполнил задание.
2 балла – выполнил с помощью взрослого.
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.
4 балла – выполнил самостоятельно.
Результаты задания 2____баллы
Задание 3 «Посадка и сбор картофеля»
Цель: выявить умения понимать условия подвижной игры с правилами, желания участвовать в коллективной игре, выполнять определенные движения в соответствии с правилами игры, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: количество гимнастических обручей и теннисных мячей по количеству игроков, две корзины или два мешка.
Инструкция для 1-2 группы. Правила игры. Стартовая линия обозначается веревкой. Играющие делятся на две команды на расстоянии 3—4 метров друг от друга. Перед каждой командой, на расстоянии 5 метров, раскладываются обручи. Первый игрок команды держит в руках корзину (мешок) с теннисными мячами.
По команде учителя первый игрок каждой команды бежит к первому обручу, кладет в него один теннисный мяч и, возвращаясь обратно, передает корзину следующему игроку, тот повторяет то же самое. Последний игрок команды возвращается с пустой корзиной. Следующие участники собирают мячи по одному из каждого обруча. Таким образом, первые игроки команды «сажают картофель», а следующие игроки — «собирают».
Выигрывает команда, игроки которой быстрее посадят и соберут картофель.
Оцениваются следующие умения: понимание правил подвижной игры, желание участвовать в коллективной игре, передача корзины (мешка) точно в руки, умение знать, в какой обруч он должен класть мяч, ориентировка в пространстве.