Задания контрольной работы по русскому языку за I полугодие
5 класс
Вариант 1
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным
а) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
б)Лето быстро пролетело.
в)Мы приехали в Москву.
г)Пятеро ребят поехали загорать.
2. Сделай вывод, когда пишется буква Ю
а) ж…ри в) ч…вствовать
б) ч…деса г) ч…жой
3. Определите склонение существительного
4. Укажите предложение с обращением
а) Чем вы, гости, торг ведете?
б) Вчера к нам приехали гости.
в) Ты никогда об этом не узнаешь!
5. Сделайте вывод, в каком предложении неправильно выделена грамматическая основа
а) Чахлая рябина мокнет под дождем.
б) Белые облака тихо плыли по небу.
в) В ясной тишине проходят тучки чередой ленивой.
6. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены), запишите и оформите его
а) По словам синоптиков погода будет прекрасная.
б) Мишка сказал что не понял вопроса учителя.
в) Устами младенца глаголет истина воскликнул клоун.
г) Почему ты сбился Дениска.
_______________________________________________________________________
7. Определите падеж существительного «заросли» в предложении
Молодые ели растут быстро, образуя колючие густые заросли.
а) предложный б) родительный в) винительный г) творительный.
8. Укажите предложение, в котором неверно выделено подлежащее
а) Дети собирали грибы.
б) Но лето быстрое летит.
в) А лес все пел свою мрачную песню.
9. Сделайте полный синтаксический разбор предложения
Мальчик пишет письмо брату.
_____________________________________________________________________
10.Укажите предложения, в котором верно выделено сказуемое
а) Звонко тикает капель.
б) Нежна апрельская прохлада.
в) Олень – пугливое животное.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания
(1)У птенцов подрастают крылья. (2)Они ещё малы, но смелой молодёжи уже тесно становится в родном гнезде, тянет выбраться из него. (3) Птенцы готовятся к длинным перелётам.
(4)Такие птенцы-подростки зовутся слетками, или поршками. (5)Эти поршки есть не только в птичьей семье. (6)Они есть и у людей.
(7)В начале жизни наступает пора, когда уже перестаёшь быть ребенком, а до юноши ещё не дорос. (8) «Подросток,»–говорят про тебя. (9)И это очень точно, очень верно сказано. (10) Уже не малыш, но ещё и не взрослый человек, а именно подросток, вот так, как в лесу бывает молодой подлесок.
(11)Подросток уже не ребёнок; хочется быть свободным от повседневной опеки, независимым. (12)Но вместе с тем сколько совсем ещё детского остаётся в юной душе. (По Г.Скребицкому)
11. В каком предложении наиболее точно раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.______________________________________
12. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что подростка нельзя считать взрослым человеком?
1.Они ещё малы, но смелы.
2.Подросток уже не ребенок, но вместе с тем сколько совсем ещё детского остается в юной душе.
3.В начале жизни наступает пора, когда уже перестаёшь быть ребёнком.4.Уже не малыш, но ещё и не взрослый человек.
13.Какой тип речи представлен в тексте?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
Вариант 2
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением
а) Листья опадают с клёнов.
б) Я пошёл загорать.
в) Входят семь богатырей.
г) Блеснул мороз.
2. Сделайте вывод, когда пишется Ь
а) под…езд | в) вороб…и |
б) об…явление | г) с…ёмка |
3. Определите склонение существительного
4. Укажите предложение с обращением
а) Во поле березонька стояла.
б) Друзья, к чему весь этот шум?
в) В гости ко мне друзья пришли.
5. Сделайте вывод, в каком предложении неправильно выделена грамматическая основа
а) Одинокий лист кружит на ветке.
б) Упираются леса в самые небеса.
в) Птицы улетают в теплые края.
6. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены), запишите и оформите его
а) По словам ученых на планете происходит изменение климата.
б) Брат сказал что не поедет в оздоровительный лагерь.
в) Я сразу спросил Можно войти, Раиса Ивановна?
г) Дядя Гоша сказал, что его слово для нас закон
_______________________________________________________________________
7. Определите падеж существительного «заросли» в предложении
Молодые ели растут быстро, образуя колючие густые заросли.
а) предложный б) родительный в) винительный г) творительный.
8. Укажите предложение, в котором неверно выделено подлежащее
а) Ребята смотрели кинофильм.
б) Чернеет дорога приморского сада.
в) Встает заря во мгле холодной.
9. Сделайте полный синтаксический разбор предложения
Вскоре мы развели костер.
______________________________________________________________________
10. Укажите предложения, в котором верно выделено сказуемое
а) Звонко тикает капель.
б) Нежна апрельская прохлада.
в) Олень – пугливое животное.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Пришла долгожданная весна, и из южных стран вернулись в отеческие края перелётные птицы.
(2)Как счастливы теперь поля и леса! (3)Сколько повсюду радостных песен, весёлого свиста! (4)Над полем высоко в синем небе звенели жаворонки. (5) В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи.
(6)Кулик взлетел над болотистой низиной, оттуда – стрелою вниз. (7) Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. (8) Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (9)Так кулик на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку.
(10)Так разные птицы, каждая по- своему, но все одинаково радостно приветствовали весну. (По Г.Скребицкому)
11. В каком предложении наиболее точно раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.
12. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что природа рада прилёту птиц?
1)Несётся к земле, сам хвост веером растопырил.
2)Сколько повсюду радостных песен, весёлого свиста!
3)В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи.
4) Пришла долгожданная весна
13. Какой тип речи представлен в тексте?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение