Открытый урок по географии в 7 классе
обобщение по теме:
Африка
Обобщающий урок по географии, 7 класс тема: «Африка»
И кажется, в мире, как прежде,
Есть страны, куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны,
И светят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнезда.
И нежен у девушки профиль лица.
Как будто не все пересчитаны звезды.
Как будто наш мир не открыт до конца.
Так писал об Африке замечательный русский поэт Николай Гумилев,
Цель: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки и оценить знания и умения учащихся.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания учащимися характерных черт природы материка;
закрепить умение учащихся определять географическое положение материка, страны по карте;
проверить знание учащимися географической номенклатуры, основных природных и экономико-социальных закономерностей.
Развивающие:
развивать у учащихся способности к творческой работе, интерес к учебе, способность к конкуренции;
развивать познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
обучать учащихся самостоятельности при получении знаний и выработки своего мнения;
воспитывать уважение и толерантность к чужим обычаям и культуре.
Тип урока: обобщения и контроля знаний.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, активного и проблемного обучения, рецептивный, дифференцированного обучения
Организация деятельности учащихся:групповая, индивидуальная, Оборудование: физическая карта Африки, набор карточек, маршрутные листы, атлас для 7 класса, учебник – Наш дом Земля.География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И.В. ДушинаВ.А. Коринская, , В.А. Щенев – М.: - Дрофа, 2011.
Подготовительный этап
Перед началом урока необходимо сдвинуть парты таким образом, чтобы образовались два стола для двух команд и стол для ведущего. На столы нужно заранее положить файл с комплектом заданий для каждой команды. На доску вешается физическая карта и контур Африки.
Заранее распределяются роли в командах: капитан, географы, биолог, этнограф, метеоролог, кок.
Готовят Визитку африканской страны (Марокко, Эфиопия)
Ход работы:
1.Организационный момент: (слайд 1)-1 мин.
2.Актуализация знаний: 5 мин.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
В течение этой четверти мы с вами совершили незабываемое путешествие по Африке, побывали в самых сокровенных ее уголках. Познакомились с удивительным климатом, рельефом, природой материка, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило нам составить единый образ Африки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
Цель: Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. (слайд 2,3)
Инструкция:
Мы с вами проведём игру-состязание 2-х команд, представляющих страны Африки, которые приплыли к нам из далёкой неведомой страны. В ходе игры мы выявим команду - лучшего знатока Африки. Поможет нам оценить правильность ответов - жюри.
За правильные ответы вам будут выдаваться бананы, каждый член команды должен себя проявить, в конце урока капитан оценивает работу команды, а команда – работу капитана.
Если команда не может ответить на вопрос, право даётся другой команде. слайд 4
Прежде чем приступить к конкурсам, послушайте небольшую справку об Африке,
(справка о материке):
Африка — это другой мир, другая природа, которая до сих пор полностью не изучена, животные, люди, обычаи, традиции, искусство, миллионы поющих и рычащих голосов, миллиарды звуков и оттенков. Африка — это страна древних памятников и динамичной демократии, технического прогресса, колдовских суеверий и глаз. Африканский континент огромен и неподражаем. Африка - континент контрастных ландшафтов. Африка - родина многих полезных растений. Много интересного есть в Африке: и самая длинная река в мире - Нил, и единственные сохранившиеся из семи чудес света древности - египетские пирамиды, и глубочайшие озера, и алмазные коли. Всего и не перечислишь!
* Просмотр начала видеофильма «Дикая Африка» (2 мин)
3. Обобщение знаний
Учитель: После небольшого знакомства с материком, приступаем к конкурсам.
I. Конкурс. Визитка (домашнее задание) 6мин.
Каждая команда должна представить свою страну (африканскую): выступает капитан
1. Атрибуты государственной символики;
2. Географическое положение;
3.Особенности природы;
4. Флора и фауна;
5. Население и достопримечательности страны.
Регламент: 3 мин. Жюри оценивает.
II. Конкурс. Разминка.
Тест одинаковый для обеих команд (взаимопроверка), за тем тест с
правильными ответами показывается на экране. слайд 4
Жюри оценивает.
Регламент: 2 мин.
1.Б |
2.Б |
3.Б |
4.А |
5.А |
6.Б |
7.В |
Чему равна площадь Африки? А) 25 млн. км2 Б) 30 млн. км2 В) 35 млн. км2 |
Какие моря омывают Африку А) Желтое, Эгейское Б) Красное, Средиземное В) Белое, Средиземное |
Название материка Африка происходит от названия: А) Древнего Египта Б) Берберского племени афригии В) Пустыни Сахара |
Какой пролив соединяет Африку с Евразией? А) Гибралтарский Б) Дрейка В) Лаперуза |
Укажите теплые течения, омывающие берега Африки: А) Гвинейское, Ангольское Б) Гвинейское, Канарское В) Муссонное, Гольфстрим |
Какие горы расположены на материке: А) Пиренеи, Драконовы, Гималаи Б) Атлас, Капские, Драконовы В) Альпы, Капские, Памир |
7Кто из путешественников исследовал материк: А) А. Веспуччи Б) Д. Кук В) Д. Ливингстон |
III.Работа с картой. Отвечают географы-по очереди
Как узнать, где этот материк Путешественник без карты не привык.
Выйдем просто мы из положенья –
Карту создадим в одно мгновенье.
1)Назови географические объекты, связанные с географическим положением Африки (слайд 6)
2) Вставьте пропущенные слова:
Африку почти посередине пересекает …………… и поэтому она находится в ……….........…и…………… полушариях
Африку нулевой меридиан пересекает в ……………………части и она расположена в ………………..… и …………………… полушариях. .
Африку омывают ………………………. и …………………. океаны
Африка удалена от всех материков, кроме ………………………
(проверка слайдом 7)
3) Номенклатура «Рельеф и внутренние воды» (слайд 8)
Регламент:5 мин
Жюри оценивает.
IV. «Знатоки математики». Кто быстрее. Выступает метеоролог
1)Определите, какому климатическому поясу характерны признаки. (слайд 9,10)
2) Учащиеся получают карточки с климатограммами экваториального, субэкваториального и тропического климата. Задание: выбрать климатограмму, соответствующую своей природной зоне, назвать тип климата, объяснить свой выбор
Экваториальный Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие tи+240С tя+240С осадков 1000-2000мм Дожди идут равномерно в течении всего года | |
Субэкваториальный Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие tи+240 С tя+240С Осадков 1000-2000мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи –зима | |
Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие tи+320 С tя+160С Осадков менее 100мм | |
Регламент:3мин.
Жюри оценивает
V. Представитель Африки. Выступает биолог
1) Определить животное, обитающее в Африке (слайд 11-15)
2) «Кто где живет?»
Конкурс состоит из 2 частей.
1. От каждой команды выбирается лучший "зоолог'. Представители от команды садятся за отдельный стол, где получают конверты с заданием: "Из предложенных фотографий животных выбрать встречающихся в данной ПЗ Африки".
Саванна: гиена, горилла, жираф, мартышка, лев, зебра, буйвол, верблюд, носорог.
Влажные леса: леопард, древесная лягушка, кочующие муравьи, антилопа гну, фенёк, гепард, лев, окапи.
Пустыни: варан, зебра, верблюд, черепаха, бегемот, кобра, скорпион, слон.
2. Остальные члены команд по очереди отвечают на вопросы:
Мухи, переносчики сонной болезни? (цеце)
Какое животное тропиков легко меняет свой цвет? (хамелеон)
Крупная нелетающая птица? (страус) о Африканская длинноухая лиса? (фенек)
Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву? (в течение всего года)
Какое дерево растет на гербе Сенегала? (баобаб)
Какие ноги у жирафа длиннее • передние или задние?
Какая существует связь между: кистью, пятаком и ухом? (кистеухая свинья)
В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей? (папирус)
Какое растение пустыни Калахари имеет огромные плоды-ягоды, в состав которых входит много сахара, витаминов А, В, С? (арбуз)
Самые крупные наземные млекопитающие? (слон, носорог)
Самый ловкий крупный хищник? (леопард)
Самое быстрое наземное животное? (гепард)
Птица с самым большим размахом крыльев? (марабу, до 4м)
Дерево с самым большим диаметром ствола? (баобаб, 12 - 55 м)
Самая крупная лягушка в мире? (голиаф)
Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ).
Регламент времени: 7мин.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 16-18)
VI. Этнографический. выступает этнограф
По описанию определить страну Африки. (слайд 19-24)
Регламент времени: 5мин.
VII. Чёрный ящик. выступает кок (слайд 25-34)
Регламент времени: 5мин.
Игра «Кто такой? Что такое?» (вся остальная команда отвечает)
Итоги конкурса 2мин
По количеству набранных баллов определяется победитель,
Капитан выставляет оценки своей команде, а команда капитану.
Таблица 2. Подсчет баллов
№ | Название конкурса | 1 группа | 2 группа | Максимальная оценка задания в баллах |
1. | Визитка | | | 2 |
2. | Разминка | | | 2 |
3. | Работа с картой | | | 4 |
4. | Знатоки математики | | | 4 |
5. | Представитель Африки | | | 4 |
6. | Этнографический | | | 4 |
7. | Чёрный ящик | | | 4 |
8. | Найди лишнее | | | 2 |
9. | Угадай слово | | | 2 |
10. | Кроссворд | | | 2 |
11 | Географические ошибки | | | 2 |
3. Итоги урока.
Рефлексия. 5 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ошибки (найди ошибки в тексте)
Где-то под руками были близко Капитана Врунгеля записки. Он себя считает знатоком, Африканский мир ему знаком. Постарайтесь-ка найти при чтении, Что вы подвергаете сомнению? | Вот и сбылась ты, мечта моя! Ликует команда: Ура! Земля! Мы в Африке. Тихий прощай, океан, Помог воплотить мне блестящий план; На волнах прибоя доставил корвет. Большей земли на всем свете нет. Сентябрьской весной оживает природа. Снега осталось совсем немного. Хвоя тихонько летит с эвкалипта, Пингвины купаются в глине липкой. | Смотрите! Куда-то бежит кенгуру. Наверное, тигр с ней затеял игру. Оленей берем, чтоб добраться в Сахару. Прошу караван, но дают только пару. В Сахаре нас ждет и покой, и уют, Может быть, сока березы дадут. Ну, а пока я ловлю в Танганьике Щук и китов. Но пока невеликих улов Африка очень понравилась мне, О чем сообщаю в этом письме. |
Рисунок 2. Кроссворд
По горизонтали:
3. Леса, расположенные по обе стороны от экватора в бассейне р. Конго;
6. Главный район производства кофе в Эфиопии;
9. Пустыня на побережье Атлантического океана;
10. Насекомое, приносящее огромный вред населению в Африке;
11. Государство в западной части Африки;
13. Столица государства на юге Африки;
15. Территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы;
17. Хищный зверь, обитающий в саваннах Африки;
По вертикали:
1. Природная зона;
2. Хищный зверь, обитающий в саваннах Африки;
3. Представитель африканского государства;
4. Государство в северо-западной части Африки;
5. Самое большое по численности населения государство Африки;
7. Горы, на северо-западе Африки;
8. Представитель народа экваториальных лесов;
11. Столица африканского государства;
12. Национальный парк в Южно-Африканской республике;
14. Пустыня в центральной Африке;
16. Родственник жирафа, обитающий только в Африке.
Открываем конверт-посланье и находим там себе заданье (в конверте задания:
отметить цифрами объекты). Географ 1
| |
1вариант | 2вариант |
1.г. Атлас | 1. г. Драконовы |
2.Эфиопское нагорье | 2. Восточно-африканское пл. |
3.р. Конго | 3. Капские горы |
4.вдп. Виктория | 4. р. Замбези |
5.ЮАР | 5. Алжир |
6.Мыс Рас-Хафун | 6. Мыс Игольный |
Показ образца на дополнительной карте.
Вставьте пропущенные слова:
Африку почти посередине пересекает …………… и поэтому она находится в ……….........…и…………… полушариях
Африку нулевой меридиан пересекает в ……………………части и она расположена в ………………..… и …………………… полушариях. .
Африку омывают ………………………. и …………………. океаны
Африка удалена от всех материков, кроме ………………………
Чему равна площадь Африки? А) 25 млн. км2 Б) 30 млн. км2 В) 35 млн. км2 |
Какие моря омывают Африку А) Желтое, Эгейское Б) Красное, Средиземное В) Белое, Средиземное |
Название материка Африка происходит от названия: А) Древнего Египта Б) Берберского племени афригии В) Пустыни Сахара |
Какой пролив соединяет Африку с Евразией? А) Гибралтарский Б) Дрейка В) Лаперуза |
Укажите теплые течения, омывающие берега Африки: А) Гвинейское, Ангольское Б) Гвинейское, Канарское В) Муссонное, Гольфстрим |
Какие горы расположены на материке: А) Пиренеи, Драконовы, Гималаи Б) Атлас, Капские, Драконовы В) Альпы, Капские, Памир |
7Кто из путешественников исследовал материк: А) А. Веспуччи Б) Д. Кук В) Д. Ливингстон |
Экваториальный Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие tи+240С tя+240С осадков 1000-2000мм Дожди идут равномерно в течении всего года | |
Субэкваториальный Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие tи+240 С tя+240С Осадков 1000-2000мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи –зима | |
Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие tи+320 С tя+160С Осадков менее 100мм | |
1. От каждой команды выбирается лучший "зоолог'. Представители от команды садятся за отдельный стол, где получают конверты с заданием: "Из предложенных фотографий животных выбрать встречающихся в данной ПЗ Африки".
Саванна: гиена, горилла, жираф, мартышка, лев, зебра, буйвол, верблюд, носорог.
Влажные леса: леопард, древесная лягушка, кочующие муравьи, антилопа гну, фенёк, гепард, лев, окапи.
Пустыни: варан, зебра, верблюд, черепаха, бегемот, кобра, скорпион, слон.
2. Остальные члены команд по очереди отвечают на вопросы:
Мухи, переносчики сонной болезни? (цеце)
Какое животное тропиков легко меняет свой цвет? (хамелеон)
Крупная нелетающая птица? (страус) о Африканская длинноухая лиса? (фенек)
Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву? (в течение всего года)
Какое дерево растет на гербе Сенегала? (баобаб)
Какие ноги у жирафа длиннее • передние или задние?
Какая существует связь между: кистью, пятаком и ухом? (кистеухая свинья)
В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей? (папирус)
Какое растение пустыни Калахари имеет огромные плоды-ягоды, в состав которых входит много сахара, витаминов А, В, С? (арбуз)
Самые крупные наземные млекопитающие? (слон, носорог)
Самый ловкий крупный хищник? (леопард)
Самое быстрое наземное животное? (гепард)
Птица с самым большим размахом крыльев? (марабу, до 4м)
Дерево с самым большим диаметром ствола? (баобаб, 12 - 55 м)
Самая крупная лягушка в мире? (голиаф)
Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ).