Агрессивные дети - что делать? Шпаргалка для внимательных родителей и педагогов
Что вы узнаете
- Вы усвоите правильное, более точное представление об агрессии детей.
- Узнаете причины, особенности развития детской агрессивности.
- Освоите приемы и методы саморегуляции и выражения эмоций в социально приемлемых формах.
Истоки детской агрессии
Песочница. Малыши пытаются что-то мастерить. Подходит к ним мальчик с машинкой. Ему тоже нужна лопатка, но при попытке взять у другого начинается драка. Это агрессия или попытка достичь цели?
Почему нет ни малейшей попытки договориться? Откуда в малышах столько агрессии?
Как рождается агрессивность
«Агрессия возникает как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути».
«Способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны, усваиваются в ходе становления личности».
Ребенок раннего возраста не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома и доступна. Часто, увидев, что этот способ эффективен, ребенок понимает, что незачем учиться договариваться, если можно укусить, отнять, ударить…Вот когда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера.
Из «Азбуки детской психологии»
АГРЕССИВНОСТЬ – «СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ГОТОВНОСТИ К АГРЕССИИ»
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но «просто подвернулся под руку» или на самого себя.
Постоянная необходимость бороться может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, сделать ребёнка упорным или безвольным.
Агрессия – (от лат. « agressio » -
Мальчики агрессивнее?
Девочки
Мальчики
- Должен уметь давать отпор, самостоятельно разбираться с обидчиками
- Игрушки направлены на разрушение (оружие, военная техника)
- Игры побуждают добиваться цели (конструкторы, бесчувственные машины)
- Внеурочная занятость –боевые, состязательные игры
- Порицают за излишнюю активность, напористость
- Игрушки направлены на созидание (шитьё, кухонная утварь)
- Игры ориентируют на мир чувств и переживаний (дочки-матери, больница, школа)
- Во внеучебной деятельности преобладание творческих занятий – танцы, музыка, рисование
Усмешка – это агрессия?
- Агрессия бывает не только физическая (наказания), но и вербальная (угроза, ругань), косвенная (сплетни, злые шутки). Агрессией так же считают раздражение и негативизм (вспыльчивость, грубость речи и жестов).
- Агрессией считается любое стремление к моральному и физическому подавлению других людей
Особенности детской агрессии
С рождения до 3 лет
С 4 до 14 лет
- Это – импульсивность, истеричность.
- Защита внутренней границы «Я», включая игрушки.
- Это - целенаправленность.
- Возможно в 5 раз больше агрессии, чем в раннем возрасте ( в зависимости от отношений в семье и детском обществе)
Способ контроля поведения ребенка:
Мягкое физическое манипулирование,
просьбы, помощь взрослого.
Способ контроля:
Изменение поведения
Проявления детской агрессии
- Ребёнок бьёт окружающих
- Ребёнок ругается
- Ребёнок причиняет себе боль
Социальные причины агрессивного поведения детей
- Реакция на враждебную действительность, желание возмездия
- Стремление завладеть предметом, достичь цели
- Провокации, подстрекательство
- Просмотр боевиков, сцен насилия по ТВ
- Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта или попустительство взрослых
- Агрессивное поведение родителей (не обязательно по отношению к ребенку, достаточно скандалов)
Индивидуальные причины детской агрессии:
- Стремление быть лидером
- Адаптация в новом коллективе
- Страх или комплекс неполноценности
- Защита занимаемой территории
- Способ привлечь внимание к себе
- Способ самоутвердиться
- Способ психологической разрядки
- Недостаточно развитые умения общаться
- Некоторые соматические заболевания
Внешние причины детской агрессии
- Голод, жажда
- Жара, духота
- Шум
- Мигающий или слишком яркий свет
- Теснота
- Табачный дым
Поэтому ребенок быстро устает, перевозбуждается в цирке, в кино, на дне рождения, на ярмарке. Родителям нужно продумать, как и где ребенок отдохнет, перекусит, сходит в туалет, или нужно составить такой план поездки, важного события, чтобы она не заняла много времени.
Признаки влияющие на формирование агрессии
Расположение: семья помогает ребенку преодолевать трудности, слушает и слышит ребенка. Включает в общение тепло, поддержку, ласковый взгляд, объятия.
Непринятие:
Безразличие, нетерпимость к ребенку. Устранение от общения. Властность, враждебность.
Наказание значимо, если:
- а) оно следует немедленно за поступком;
- б) объяснено ребёнку;
- в) оно суровое, но не жестокое;
- г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Результат агрессии
Агрессия приносит живому и неживому только вред.
Она может разрушить как один предмет, так и город, страну, весь мир.
Для людей это состояние напряжения, страха, подавленности, унижения, что разрушает не только отношения, но и физическое здоровье.
Невыраженный гнев также может стать одной из причин язвы желудка, мигрени, заболеваний сердца (гипертонии, ревматического артрита), кожи (псориаза, крапивницы) и др.
Агрессия и СМИ
- В телепередачах физическое насилие показывают в среднем
5-6 раз в час
- Телевизионное насилие увеличивает вероятность агрессивных реакций у детей
- Агрессия компьютерных героев часто награждается, а положительные герои бывают также агрессивны, как преступники
Как предотвратить детскую агрессию
- Создать в семье атмосферу безопасности
Лучшим гарантом адекватного поведения у детей является умение взрослого владеть собой.
- Исключить просмотр сцен насилия
- Научить ребенка выражать гнев в приемлемой форме, перенести его на неопасные предметы – подушки, мячи, резиновые игрушки и т.п. Спорт и труд, подвижные игры и развлечения расслабят, помогут снять мышечное напряжение
- Обучить способам выхода из конфликта – считалкам, мирилкам
- Учить детей сдерживаться, косвенно, а иногда и прямо заявлять о своих агрессивных чувствах, не «загоняя» их вовнутрь
- Учить детей видеть и чувствовать настроение других детей, соблюдая правила игры, проигрывая возможные ситуации
- Слушание спокойной музыки, медленные танцы, игры с водой, рисование, лепка успокаивают, снимают излишнее возбуждение
Что делать, если ребенок зол на вас:
- Не прикасайтесь к ребенку, лучше уйти в другую комнату, или наоборот, возьмите его за плечи и посмотрите в глаза.
- Старайтесь не делать резких движений, не кричать, не хлопать дверью, двигайтесь медленно.
- Контролируйте свои эмоции.
- Сообщайте детям о своем состоянии.
- Со временем наладьте с ним эмоциональный контакт, найдите компромисс, помиритесь
- Чтобы обида не осталась неотреагированной, можно ее рассказать другому, нарисовать и т.д.
Нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности участников конфликта – «лекарство» для одного может быть «ядом» для другого. Постарайтесь предвидеть неприятности!
«Разбор полетов»
- Когда всё уляжется, нужно спокойно поговорить с ребенком.
Разобрать конфликт. Беседа не должна быть монологом. Необходимо спрашивать у ребенка: «А как ты думаешь почему случилось так?», «Давай подумаем, что чувствует ….» (второй участник конфликта).
Учить сопереживанию, говорить об эмоциях.
Учить способам преодоления конфликтов на будущее.
А ваш ребенок агрессивен?
- часто теряет контроль над собой;
- часто спорит, ругается со взрослыми;
- часто отказывается выполнять правила;
- часто специально раздражает людей;
- часто винит других в своих ошибках;
- часто сердится и отказывается сделать что-либо;
- часто завистлив, мстителен
Помогите вашему ребенку справиться с агрессией
Главный урок ребёнок получает в семье
- Только личным примером можно развивать у ребёнка сочувствие, сопереживание, стремление помогать слабым
- Дети максималисты – получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.
Главный урок ребёнок получает в семье
Спасибо за внимание и сотрудничество!