СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Агрессия как форма девиантного поведения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ГМО педагогов-психологов и социальных педагогов на тему: «Агрессия как форма девиантного поведения». Содержит теоретический материал и практические упражнения.

Просмотр содержимого документа
««Агрессия как форма девиантного поведения»»

Выступление на ГМО педагогов-психологов и социальных педагогов на тему: «Агрессия как форма девиантного поведения»

Подготовила педагог-психолог Репьева Е. С.


Проблема поведения обучающихся всегда волновала педагогов и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. Поэтому каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.

Научные представления об этих понятиях и о человеческом поведении в целом, возникли в начале ХХ века. Первоначально под поведением ученые понимали любые внешние проявления человека. К ним относились двигательные, вегетативные, речевые реакции. Эти реакции рассматривались как ответные, на какое-либо раздражение из внешней среды.

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешнюю среду. Практически все ученые сошлись на, том, что поведение - это еще и внутренние проявления личности. К ним относится тип нервной системы, мотивация, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Таким образом, под поведением следует понимать процесс взаимодействия личности со средой, на основе ее индивидуальных особенностей.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах нравственности, этики и права.

Нормальное поведение – это любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозировать его. Нормальное поведение учащегося предполагает его адекватное, отвечающее потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые люди способны своевременно и адекватно реагировать на те или иные поступки ребенка, то его поведение почти всегда будет нормальным.

Девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто, что ставит это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Часто на проблему девиантности в подростковом возрасте накладывается проблема агрессивного поведения. Агрессивное поведение может являться как причиной, так и следствием девиантности.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни любого человека и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергают агрессию, и при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело родителям, педагогам, психологам. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Агрессивные дети упрямы, обидчивы, драчливы, легко возбудимы, раздражительны, несговорчивы, враждебны к окружающим. Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

Основными факторами проявлений детской агрессивности являются:

- желание привлечь к себе внимание сверстников;

- получить нужный результат;

- стремление быть главным в коллективе;

- защита от нападения и месть;

- желание обозначить свое превосходство.

Помимо этого существуют причины, которые вызывают у ребенка стойкое проявление данных реакцией.

Психолог Светлана Афанасьевна Беличева описывает причины, которые провоцируют проявление детской агрессивности:

1. Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

2. Ощущение тревоги и страха нападения.

3. Агрессивное поведение как специфический способ привлечения внимания окружающих.

4. Неудовлетворенная потребность ребенка в любви и общении.

5. Транслируя агрессивное поведение, ребенок может высказывать протест, который касается установленных правил и порядков.

Почти в каждом коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.

Детский психолог Надежда Леонидовна Кряжева дает характеристику агрессивному поведению младшего школьника. Она пишет:

«Агрессивный школьник постоянно создает конфликтные ситуации, нападает на сверстников, употребляет грубые выражения, дерется. Такого агрессивного школьника трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять его поведение. Однако агрессия школьника - это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их».

Рассмотрим типы агрессии, встречающиеся у школьников.

Агрессивно-бесчувственный школьник.

В школьном коллективе встречаются учащиеся, у которых способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию к другим детям и взрослым людям нарушена. Причины этого явления могут лежать в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной неустойчивости.

Агрессивно-обидчивый школьник.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с периодом подросткового взросления, особенностями развития нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек.  

Гиперактивно-агрессивный школьник.

Данный тип проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации ребенка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости, а также характеризует неспособность ребенка структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». У таких школьников необходимо развивать умение признавать собственные ошибки, развивать сочувствие к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому.

Агрессивно-боязливый школьник.

Боязнь, страхи заставляют ребенка «быть во всеоружии», то есть быть готовым отразить нападение или другую опасность. Враждебность, подозрительность – это средство защиты ребенка от мнимой угрозы или мнимого нападения. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. И агрессивная реакция ребенка нередко бывает чрезмерной и опережающей.

Ребенок с неправильной самооценкой.

Агрессия неадекватно завышенной самооценки проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо к ним относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.

Агрессия низкой самооценки часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек, издевок. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой школьник оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным.

Таким образом, сравнивая разные типы агрессивности детей, можно заметить, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть "хорошими", третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Особо следует отметить агрессивность подростков – это одно из самых распространенных, болезненных явлений в образовательном процессе и в обществе. Внешние проявления подростковой агрессии являются предметом особого беспокойства взрослых, так как часто агрессия детей переходит все нормы допустимого.

Психологи считают, что агрессия подростков – это одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса, крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Агрессия подростков может выражаться в разных формах.

- Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей.

- Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика, сквернословия.

- Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.

- Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».

- Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию через злые шутки, сплетни, травлю.

- Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу и без повода, на конкретного человека, на всех сразу или «на весь мир».

- Пассивно-агрессивное поведение: подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем, поэтому необходимо определить пути профилактики данного явления.

Профилактика агрессивного поведения - это совокупность государственных, общественных, медицинских и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и устранение основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема профилактики агрессивности должна решаться в следующих направлениях:

- выявление неблагоприятных факторов, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;

- современная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств;

- приобщение подростков к делам общества, когда подросток занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников;

- одним из условий эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок учится желать внимания и одобрения окружающих. Также привязанность может способствовать приспособлению ребёнка к социальным требованиям и запретам;

- наказание как способ профилактики агрессивного поведения, однако прекращенные таким способом агрессивные действия не обязательно исчезнут совсем, а могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее;

- для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить мирные пути решения конфликтов.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у младших школьников и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение также отводится педагогам и психологам.

Коррекционно-развивающие игры, направленные на снижение агрессивности у детей младшего школьного возраста можно разделить на следующие разделы:

- игры, направленные на обучение ребенка выражать эмоции;

- игры, направленные на работу с гневом;

- игры, направленные на отработку навыков самоконтроля;

- игры, направленные на формирование способности к эмпатии, сопереживанию.


Сейчас предлагаю нам с вами выполнить несложные упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.

1. Упражнения на сдерживание агрессии:

Скажи себе «стоп». Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся.

Досчитай до 10. Сжать 10 раз кулаки или подняться на носках.

Возьми себя в руки. Буквально взять себя в руки (обнимать, сжимать): чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь.

Почувствуй землю. Когда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и представь себя скалой или деревом.

2.Упражнение «Обзывалки».

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, цветов, грибов, рыб и т. п. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»

3.Упражнение «А кроме того…»

Цель: избавление от негатива и отрицательных эмоций.

Для игры необходимо разделиться на пары.

Инструкция: «Иногда каждому человеку хочется на что-нибудь пожаловаться, поворчать, выплеснуть гнев. Сейчас вы по очереди расскажите друг другу о неприятных и обидных вещах. Нужно говорить друг другу фразы, которые начинаются с одних и тех же слов: «А кроме того…»

Например:

- а кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу;

- а кроме того, я получил тройку;

- а кроме того, погода сегодня отвратительная;

- а кроме того, мне не покупают велосипед и т.д.

4.Техника «Дыхание треугольником»

Цель: снятие напряжения и стресса путем работы с дыханием.

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы треугольником. Понаблюдайте за собой:

- какого цвета воздух вы выдыхаете правой пяткой (серый, черный и т.п);

- дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет тоже голубого цвета, голубым цветом подышите еще 1-2 минуты.



ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Игры, направленные на обучение ребёнка выражать эмоции

Игра «Выбери правильно»

Цель: формирование определять и правильно выражать свои эмоции.

Инструкция: Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?


Игра «Ласковое имя»

Цель: формирование умений выражать свои эмоции

Инструкция: Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает учащихся, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.


Игра «Разные люди-разные лица»

Цель: формирование умений определять эмоции и правильно выражать их

Инструкция: Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем – левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.


Игра «Приятное-неприятное»

Цель: определение уникальности каждого участника, понимание особенностей групповой структуры и места каждого участника в ней.

Инструкция: Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.


Игра «Движения человека»

Цель: формирование умений определять эмоции и правильно выражать их

Инструкция: Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать.  Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.


Игры, направленные на работу с гневом

Игра «Три подвига Андрея».

Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.

Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных.

Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу, дороги к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.



Игра «Попроси игрушку»

Цель: формирование умений управлять своим гневом и негативными эмоциями

Инструкция: Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями. обучение детей эффективным способам общения.

Оборудование: предмет (например, игрушка, тетрадь, карандаш и т. д)



Игра «Апельсин (или лимон)»

Цель: развитие умений управлять своим гневом и негативными эмоциями

Инструкция: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...».

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.



Игра «Листок гнева»

Цель: формирование чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Инструкция: Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: "В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!"

Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.



Игра «Прогноз погоды»

Цель: формирование умения снимать эмоциональное напряжение посредством игры.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время, вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.



Игра «Снежная баба»

Цель: развитие умений контролировать свои негативные эмоции

Инструкция: Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает. Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, к а к бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка



Упражнение «Морщинки».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: «Несколько раз вдохните-выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично.

Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится.

Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи.

Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!



Игры, направленные на отработку навыков самоконтроля

Игра «Сделай так же»

Цель: развитие зрительного восприятия геометрических фигур

Инструкция: Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками. Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 – красный

4 – синий

3 – желтый

2 – коричневый

1 – черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.



Игра «Число-контролёр»

Цель: формирование приемов самоконтроля

Инструкция: Ученики получают карточки с примерами: Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10. Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.



Игра «Сохрани слово в секрете»

Цель: развитие произвольности и саморегуляции

Инструкция: Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Оборудование: слова - окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.



Игра «Спрячь букву от буквоежки»

Цель: формирование самоконтроля

Инструкция: За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".

Наступила ранняя весна.



Игры, направленные на формирование способности к эмпатии, сопереживанию



Игра «Общее настроение»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника

Инструкция: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д." Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.



Игра «Настроение»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Инструкция: Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.



Игра «Ролевое проигрывание ситуации»

Цель: развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания

Инструкция: Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций: Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.



Игра «Игрушка»

Цель: отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Инструкция: Игра выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить, как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.



Игра «Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения

Инструкция: Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

Оборудование: лист А4, фломастеры, цветные карандаши.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!