СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивное поведение в подростковой среде

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается особенность агрессивного поведения в подростковой среде, виды агрессии, причины. Есть советы для педагогов и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Агрессивное поведение в подростковой среде»

Агрессивное поведение в подростковой среде

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес, поскольку в современном мире растет число агрессивных проявлений подростков и это способствует беспокойству родителей, педагогов и психологов. Сейчас нередко в подростковой среде можно наблюдать задиристость, драчливость, озлобленность, сквернословия, необоснованную жестокость при общении друг с другом, в школе, на улице и в общественных местах. Агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами — это новообразования возраста и влияние социума. На подростка оказывает влияние его семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ, которые на фоне болезненного подросткового кризиса оставляют тяжелый след на психологическом здоровье подростка, что влечет за собой проявление агрессивного поведения. Среди психологов и педагогов, которые уделяли свое внимание изучению данного вопроса следует отметить: Л. М. Семенюк, В. С. Мухина, С. Л. Соловьева, В. И. Трубников и др., за рубежом: Л. В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. На данный момент различными авторами предложено множество определений агрессивного поведения, но наиболее общее дают Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2], определяя агрессивность как свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.

Что касается форм агрессивных реакций у подростков, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  1. Физическая агрессия — подросток использует физическую силу против другого лица.

  2. Косвенная агрессия — совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни, злобные шутки и т. д.).

  3. Вербальная агрессия — использование подростком в качестве выражения своих негативных эмоций словесных форм (угроза, визг, ругань и т. д.).

  4. Раздражительность — подросток по малейшему поводу проявляет резкость, вспыльчивость, грубость.

  5. Негативизм — выражается в оппозиции против законов и обычаев.

  6. Обида — зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания

  7. Подозрительность — раскрывается в недоверии и настороженности подростка к окружающим, вследствие убеждения в том, что они могут причинить ему вред.

  8. Скрытая агрессия — систематическое давление на кого-либо, однако без открытого проявления враждебности.

Но нужно понимать, что агрессия в нашей жизни может проявляться не только в отрицательном значении (например, драки, угрозы, порча имущества), но также и в положительном (например, проявление агрессии может способствовать адаптации, защите от внешней угрозы, или может помочь отстоять свои интересы). И опираясь на это, родителям, педагогам и психологам необходимо понимать, что для агрессивного подростка является важным понятие контроля своим поведением и обучить их этому — процесс достаточно длительный и сложный, но необходимый для полноценного психического развития и комфортной социальной жизни. В этой непростой работе родителям, психологам, а также педагогам могут пригодится специальные мероприятия, направленные на урегулирование агрессивного поведения подростка.



Как проявляется подростковая агрессия в школе?

Во-первых, дети нападают на учителей, пользуясь тем, что по современным законам учитель не имеет права поднимать на ребёнка не только руку, но ещё и голос.

Также дети частенько начинают заниматься рекетом в прямом смысле этого слова, обирая учеников младших классов, отнимая у тех деньги или мобильные телефоны.

В классе появляются своего рода группировки или кланы, враждующие между собой, где отношения частенько выясняют при помощи кулаков.

К сожалению, не только мальчики становятся хулиганами в наше время. Всё чаще можно встретить и банды девочек, которые ради самоутверждения идут буквально на всё, и начинают действовать прямо в стенах школы. Нападки на учителей провоцируются в большей степени именно девочками, которым хочется таким образом привлечь к себе внимание парней из класса. Подростковая агрессия доводит не просто до слёз, но и до больничной койки всех, кто не пытается правильным образом противостоять этим юным хулиганам. Важно знать, что сильные не сбиваются в стаю против кого бы то ни было. Лидеры набирают себе свиту среди более слабых одноклассников, готовых глядеть в рот своему предводителю. И на этом можно сыграть.

Самое сложное для учителей – научиться противостоять подростковой агрессии. Для этого нужно:

Не поддаваться провокационным выходкам;

Сохранять самообладание и не показывать то, что подросток задел своими словами;

Уметь иронизировать и отмечать желание привлечь к себе внимание подростка;

Безусловно, имеет огромное значение и то, что учителю следует заинтересовать своим предметом ученика. Если материал преподносить скучным образом, не имея желания действительно привлечь интерес со стороны подростка к материалу, а просто отработать положенный час учебного времени, ребёнок это почувствует, и не захочет дальше ценить то, что преподаёт ему педагог.

Если педагог будет не реагировать на выходки учеников, закрывать глаза на то, что те обижают, унижают и ущемляют интересы своих одноклассников, ученики рано или поздно доберутся с проявлением агрессии и до самого педагога. В этом плане, учителю следует понимать, что он является изначально вторым родителем для ученика, и должен стать авторитетом для него. Поэтому, если уж и идти в педагоги, то только полностью осознавая этот факт.

Что делать родителям, чьи дети попали под влияние плохой компании одноклассников?

В первую очередь следует отметить, что зачастую родители приукрашивают реальность, полагая, что их дети попали в дурную компанию. Не редко, под «дурной компанией» подразумеваются подростки, которые просто встречаются после занятий где-нибудь во дворе, чтобы вечером посидеть, поговорить и подурачиться совершенно мирным образом. В этом случае, если у родителей возникает мысль о том, что компания их ребёнка является всё-таки плохой, им следует пригласить к себе в дом тех ребят, чтобы самолично убедиться в этом, либо опровергнуть это мнение.

Бывает и так, что ребёнок действительно попадает под влияние более сильных в моральном плане одноклассников, вступает под страхом стать изгоем в клан, и начинает совершать действительно плохие поступки. Идеальным решением будет изменить круг общения своего ребёнка, перевести его в другую школу, где учатся более разумные дети. Но, безусловно, всегда от проблемы бегать не получится, а может быть и так, что просто нет возможности сменить школу. В данном случае, чтобы подростковая агрессия не проявилась на вашем ребёнке, стоит поговорить со школьным психологом и социальным педагогом, которые сегодня практически в каждой школе присутствуют в штате. Обязательно следует обратить их внимание на проблемы вашего ребёнка с одноклассниками, послушать их совета. Желательно также и отправить своего ребёнка в спортивную секцию. Ведь этим можно уберечь его от желания употреблять алкоголь, наркотики и сигареты, а также возвысить его в глазах своих одноклассников – сверстников, уважающих тех, кто добивается в своей жизни непростых целей!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!