«Ай – Яй – Яй!»
или
Про наказания и дисциплину
Памятка для любящих родителей
Памятку подготовил педагог-психолог МБДОУ ЦРР № 5 «Мир детства»
(ул. Бондаренко, д.25) Александрова М.О.
Тула, 2019 г.
Нельзя не согласиться с тем, что есть правила, которым дети должны следовать, которые они должны безусловно выполнять. Мало того, детям не только нужен порядок и правила поведения – они их ждут! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях установленного порядка, то почему они норовят этот порядок и правила нарушать?
Существует много причин такого поведения. Но гораздо важнее то, что дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».
Про наказания и дисциплину
Зачем нужны наказания? Они помогают почувствовать ребенку границы другого человека и отличить то, что приемлемо в нашем обществе от того, что делать категорически нельзя. Когда есть границы – ребенок чувствует себя увереннее и понимает, где заканчивается допустимое поведение.
Основные правила дисциплины.
Уважение к личности ребенка. Любое замечание можно говорить строгим, иногда даже повышенным тоном, но без унижения личности ребенка. Так, как мы хотели бы, чтобы обращались к нам во время проступка.
Логичность наказания.
После проступка наступают логичные последствия: разбил вазу – собери осколки, разлил чай – вытри за собой и т.п. Это помогает ребенку понять ответственность за то, что он делает. Суть наказания – не дать почувствовать вину или обиду, или злость, а дать понять свой проступок и исправить его.
Неотвратимость наказания.
Логичные последствия в жизни наступают всегда, поэтому если Вы приняли решение сделать что-то, его нужно реализовать. Так малыш учится доверять Вашему слову. (По этой причине, лучше говорить не «год без телевизора», а «сегодня ты больше не будешь смотреть мультфильмы, т.к. ты смотрел их больше того времени, о котором мы договаривались»).
Договориться о санкциях заранее.
Просить прощения и признавать свою неправоту.
Принимайте своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок – это отдельная, хоть и маленькая, личность, со своими интересами, склонностями, темпераментом и характером.
2. Время только для ребенка. Ежедневно уделяйте своему чаду время только для него, не отвлекаясь на посторонние разговоры, домашние дела, телевизор или интернет.
Проводите детский выходной, когда вы занимаетесь чем-то интересным для ребенка и вместе с ним (игры в парке, посещение спектакля, совместный поход в гости к интересным людям и т.п.). Тем самым, Вы закрепляете у него правильные реакции и формируете нужное поведение.
3. Закрепляйте положительное поведение. Необходимо приучить ребёнка к тому, что повышенное внимание ему Вы уделяете не тогда, когда он устраивает «сцены», а тогда, когда он спокоен и может адекватно выражать свои эмоции и чувства. Проводите с ним время просто так, а не когда что-то случилось.
Поощряйте и выделяйте его успехи (особенно для тревожных детей), создавайте ситуации помощи, когда ребенок почувствует свою силу и сможет сделать то. о чем Вы просите.
4. Расскажите ребенку о мире эмоций и чувств. Учите его выражать любые свои чувства социально приемлемым способом и учитесь этому сами.
ВОТ ОДНА ИЗ ФОРМУЛ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
" Когда ты ___________, я чувствую___________, потому что ___________. Мне бы хотелось, чтобы _______."
Например: «Мне очень грустно, когда дети не едят здоровую пищу. Ведь для животика нужно полезное питание, а не только вкусное». Или «Мне так не хочется убирать эти игрушки, ведя я устаю от ежедневных домашних дел. Наверно, я случайно могу их сломать, наступив. Я была бы рада твоей помощи в уборке дома. Мне так хочется иметь помощника!».
5. Обязанности и проявление самостоятельности по возрасту. Позвольте своему ребенку делать то, что он умеет, самостоятельно – так он приобретет собственный опыт и разовьет свои способности.
В каждом возрасте у малыша должен быть круг доступных ему обязанностей: так он чувствует свою значимость и важность в семье, получает ощущение самостоятельности и самоутверждается (я могу, на меня полагаются, мне доверяют), приучается к дисциплине.
Вся семья – одна команда.
Согласованность требований, санкций, поощрений родителей. Один родитель поддерживает другого. иначе малыш на сможет нормально существовать в разнонаправленных «системах координат», станет тревожным, беспокойным, капризным.