СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал могут использовать педагоги для работы с дошкольниками по активизации словарного запаса.

Просмотр содержимого документа
«Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности»

Активизация лексического строя речи у детей:

новые возможности



Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освящается в различных аспектах психофизиологическом, психологическом, лингвистическом.

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, Н. С. Жуковой, В. Н.Ереминой, В. А. Ковшикова, И.Ю.Кондратенко, Е. М. Мастюковой, Н.В.Серебряковой, Т. Б. Филичевой, С.Н.Шаховской и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.



Прищепкотерапия

С помощью бельевых пластиковых разноцветных прищепок и кар­тонных силуэтов-заготовок цветов, насекомых, птиц, животных можно сис­тематично проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по активизации лексического строя речи, од­новременно развивая память, внимание, воображение, мел­кую моторику рук и автома­тизируя поставленные звуки.

Игра «Солнышко»

Цель: Активизация слов-действий

Оборудование: желтый круг — солнышко; желтые прищепки — лучики.

Ребенок называет слова-действия и прикрепляет прищепку к кру­гу.

(Например, солнце – греет, печет, обогревает, поднимается и т.д.)

Игра «Цеток»

Цель: Активизация слов – признаков.

Оборудование: заготовка цветка, прищепки-лепестки

Ребенок называет слова-признаки и прикрепи вместо лепестков прищепки.

(Например, цветок – красивый, яркий, голубой, ароматный и т.д.)

Игра «Зайчик»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Оборудование: заготовка зайца, белые прищепки — уши, хвост.

Ребенок прикрепляет зайцу вместо ушей, хвоста прищеп­ки и называет: заячьи уши, заячий звост.

Таким образом, используются заготовки медведя, лисы, волка, собаки и т.д.



Моделирование при составлении загадок

На первом этапе дети накапливают знания о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?», « Чем похожи?». Закрепляются умения группировать предметы по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру, качеству.

Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, вкус, материал и т. д.). Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные.

Белый, большой, длинношеий, красноклювый». (Лебедь) (Федя Г., 6 лет)

Составление загадок способом перечисления действий предмета без его называния.

Ржет, жует траву, везет людей. Кто это?» (Лошадь) (Илья С., 6 лет)

Составление загадок по модели «Какой?» - «Что бывает таким же?» с использованием схем. Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».


Модель № 1: «Какой? - Что бывает таким же?»

Какой?

Что бывает таким?







Желтая, как лимон;

Круглая, как мяч;

Сладкая, как мед.

Что это?» (Репа).

(Даша Р., 6 лет)

Составление загадок по модели «Что делает? – Что (кто) делает так же? Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».

Модель № 2: «Что делает? – Что(кто) делает так же?»

Что делает?

Кто (что) делает так же?







Дает молоко, но не коза;

Жует траву, но не лошадь;

Мычит, но не бык». (Корова).

(Наташа П.,6 лет)

Высоко прыгает, как заяц;

Стрекочет, как стрекоза.

Кто это такой? (Кузнечик).

(Аня П., 6 лет)


Аромотерапия

Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка идет эффективное обогащение лексического словаря. 

Использование элементов аромотерапии,  (ароматизация  помещение логопедического кабинета) позволяет воссоздать обонятельный фон для определенной лексической темы. Применение элементов аромотерапии рекомендовано под наблюдением физиотерапевта.

Обоняние называют источником наслаждения, с его помощью мы воспринимаем  окружающую действительность ярче, многообразнее.

Эфирные масла способствуют вдохновению (шалфей, роза, сандал, лимон, апельсин, бергамот). Повышают работоспособность, концентрацию внимания (апельсин, лимон). Усиливают процессы  запоминания.

    

Немаловажным элементом является слуховое восприятие, для этого собирается «Шумотека». Ориентируясь на лексические темы,  записывается аудиоматериал по основным  звуковым  направлениям, категориям: «Шум осеннего леса», «Звон посуды», «Звуки улицы», «Скрип снега, звон падающих сосулек», «Звуки работы строительными инструментами», «Звуки леса .Голоса птиц, животных», «Плеск воды, шум прибоя».

    

Синквейн

Параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР. для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!