СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности младшего школьника с использованием проблемного обучение на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий, как: сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности младшего школьника с использованием проблемного обучение на уроках математики»

Активизация познавательной деятельности младшего школьника с использованием проблемного обучение на уроках математики

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей

Следует отметить проблемы, которые наблюдаются при обучении учащихся: низкий уровень мотивации; отсутствие интереса к предмету; высокий уровень тревожности; быстрая утомляемость на уроках.

Возникает вопрос, каким образом решить данные проблемы. На мой взгляд, активизация познавательной деятельности учащихся на уроках является одним из путей решения данных проблем.

Активизацию познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий.

Формирование метапредметных и личностных результатов предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментов решения этой задачи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций.

На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий, как: сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование.

Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщения темы с мотивирующим приемом “яркое пятно”, обеспечивающего принятия темы с учениками.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу изучение явлений с разных позиций;

  • побуждает учащихся сравнивать, обобщать. делать выводы;

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи.

При использовании проблемных ситуаций на уроке математике необходимо выполнение некоторых условий.

Учитель должен:

  • уметь создавать проблемные ситуации и управлять этим процессом;

  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

  • Ученики при проблемной ситуации должны уметь:

  • сделать новое “открытие” при изучении нового материала;

  • использовать свои знания в новых ситуациях;

  • проявлять активную поисковую деятельность.

При применении технологии проблемного обучения важно ,чтобы были хорошо развиты у учащихся ниже перечисленные способности.

  1. Рефлексировать (анализ выполненного задания, умение найти ошибку и решить проблему);

  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  3. Моделировать (умение составить схему, модель);

  4. Планировать (умение составлять план своей деятельности);

  5. Коммуникативная способность.

Отметим, что при подготовке проблемного урока учителю необходимо четко прописать последовательность действий, как учителя, так и ученика.

Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. Активизация деятельности школьников заставляет учителя всё время работать над тем, где, когда и как применить разнообразные формы. Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!