СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности обучающихся по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности обучающихся по физике является важным фактором улучшения процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся по физике»

Активизация познавательной деятельности обучающихся по физике является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие.

Содержание и методы обучения, развивающие познавательные способности учащихся стимулируют творческие качества, умения, смекалку, самостоятельность, трудолюбие и т.д.

 

Познавательная активность – это целенаправленное сложное образование личности, включающий мотивационный, самостоятельный, поисково-творческий подход к овладению знаниями.

Развитие познавательной активности является одной из актуальных проблем, как методической науки, так и всего учебного процесса современной школы. Потому что в ней содержится истоки многих проблем. Формирование познавательных процессов, развитие самостоятельности, умственных способностей, воспитание инициативности, целенаправленности, ответственности, самокритичности и силы воли. Процесс формирования познавательной активности происходит через развитие ее структурных компонентов. Можно выделить три этапа усвоения знаний: начальную (актуализация опорных знаний, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление), среднюю (закрепление и применение), завершающую (обобщение и систематизация). Реализация этих этапов в процессе обучения физики определяет развитие познавательной активности учащихся.

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными,

Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую современные образовательные технологии, такие как  проблемное обучение, интегративное обучение, диффиринцированное обучение, исследовательскую и проектную деятельность, использование новых информационных технологий. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.  

Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках физики является проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера и экспериментов.

Свою работу веду по следующим направлениям:

  • Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием

  • Проблемные задачи, включая вопросы с межпредметным содержанием

  • Проблемный эксперимент

Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, требуя объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. В таких  вопросах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности Физический эксперимент при постановке учебной проблемы является источником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. При этом  в одних случаях учащимся предлагаю внимательно наблюдать за происходящим, в других даю возможность предсказать результат опыта заранее. Вторым приемом полезно воспользоваться тогда, когда можно ожидать заведомо ошибочных предсказаний, после чего демонстрация вызовет еще больший интерес. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Развитие познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему способствует проектная деятельность. В проектной работе целью обучения становится развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате ее применения формулируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде. Именно вовлечение детей в исследовательский  процесс активизирует  познавательную деятельность учащихся.

Особый акцент в преподавании физики в современной школе должен быть сделан не только на формировании и развитии мышления, предметных знаний и умений, а на воспитании информированного и думающего гражданина, способного осмыслить научные вопросы в контексте социальных и личностно значимых задач. Формированию такого видения мира способствуют интегративные курсы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и наглядно, в действии показать как все взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения физики.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в лаборатории. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса.

Работа с применением ИКТ – один из вариантов,   активизирующий познавательную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения.

Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами.

Информационные технологии можно использовать:

при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета.

при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках.

выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» - «Физика 7-11 классы», «Лабораторные работы по физике 10 и 11 класс» (ООО «Дрофа»), а также использую различные виды деятельности в виртуальной мастерской.

при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете.

проектная деятельность учащихся - одной из целей моей педагогической деятельности является повышение  мотивации учащихся в изучении физики, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием различных источников информации, в том числе и новейших. Для выполнения этих целей лучше всего подходит метод проектной деятельности, в частности выполнение различных учебных проектов.

• при подготовке к ЕГЭ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!