СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Из опыта работы по теме  "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе".       В статье говорится о  методах и приёмах, которые  позволяют повысить эффективность усвоения предметных  знаний, так как     цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и  познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе"»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».


Наташа:

(слайд) Сейчас, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

Советский и российский поэт Роберт Иванович Рождественский сказал: «Профессия учителя – это профессия дальнего действия, самая главная на Земле». Она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём. Словом, быть социально успешным человеком.

Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Мы, учителя начальной школы, не только учим своих детей читать, считать и писать, но и стараемся прививать новые умения. Это, во – первых, универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, и во- вторых, формирование мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

И это побудило нас к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

(слайд) В своей работе мы применяем самые современные технологии, направленные на решение учебных задач и считаем их эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке:

  1. Развивающее обучение

  2. Проблемное обучение

  3. Разноуровневое обучение

  4. Использование исследовательского метода в обучении

  5. Проектные методы в обучении

  6. Игровые методы

  7. Обучение в сотрудничестве

  8. Информационно-коммуникационные технологии

  9. Здоровье сберегающие технологии

Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще.

Мы хотели бы показать вам фрагменты этих уроков, где воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся.


Рита:

(слайд) Возьмем урок-сказку. Покажем фрагмент урока математики по теме «Повторение пройденного материала. Решение задач», 2 класс. Урок построен по сказке «Золушка». Урок начинается с психологического настроя

(слайд).


Чтобы ты был счастлив,

Чтоб был счастлив я,

Посмотри на всех людей,

Обними себя.

Если трудно будет,

Другу помоги.

Любому человеку руку протяни.


Затем перед устным счетом мы говорим, что руку помощи мы сегодня протянем героине сказки, а какой узнаем, выполнив задание. Дети решают примеры, и по ходу решение примеров выходит название «Золушка». Учитель спрашивает: «Так кому же мы будем помогать?» (Золушке.)

- Спешите! Спешите! Спешите на бал!

Сам царь приглашение всем разослал!

- О, горе, ребятки! И сказки всей крах,

Ведь Золушка наша ещё вся в делах.

А как же на бал ей, бедняжке, охота.

Возьмёмся, ребята, за эту работу?

Поможем Золушке справиться с делами?


(слайд).

Затем, чтобы Золушка смогла поехать на бал дети помогают ей выполнить задания мачехи.

- Ай, да мы! Ну, молодцы!

Столько дел осилили!

Но спешат, спешат часы.

Ой, ребятки, милые!

И нам нужно поспешить

И бедняжку нарядить.


Давайте ж, ребята, добудем скорей

Для Золушки нашей карету, коней,

И платье, конечно,

И туфли к нему,

Чтоб быть на балу

Не во сне, наяву!



Выполнив задание, помогают фее одеть Золушку к балу.

И вот Золушка приехала во дворец.


(слайд).

- Во дворце горят уж свечи.

Всех волнует званый вечер.

Гости все на бал спешат.

Ножки Золушки дрожат.

Так поможем же ей, братцы,

По ступенечкам подняться.


Для этого решают примеры.

И потом на физминутке вместе с Золушкой танцуют под песню «Добрый жук». В конце урока дети снова вспоминают стихотворение, которое их настраивало на урок, и приходят к выводу, что с помощью друзей можно преодолеть любые препятствия.


(слайд).


2 фрагмент - урок- КВН «Мы правнуки нашей Отчизны» по внеурочной деятельности. Сначала дети знакомятся с видами войск. Каждой команде загадывается аудио загадка на военную тему, дети должны отгадать, и сказать к какому виду войск относится отгадка. Так с помощью презентации дети лучше запоминают и наглядно знакомятся с видами войск.


(слайд).


3 фрагмент - интегрированный урок - русский язык, математика. Покажем вам фрагмент урока по русскому языку по теме «Обобщение знаний о глаголе». Интегрированный урок с элементами сингапурской методики, посвященный 70–летию Великой Победы.

Урок начинается с загадки.

Небо светом озарится.

Загрохочет там и тут.

И над нами заискрится

Яркий, праздничный ….(САЛЮТ)


Потом задается вопрос, с какими словами можно связать слово Салют?

Чтобы ответить на вопрос мы с вами решим примеры, и найдем ответ.


(слайд).


Возьмите карточку красного цвета. Прочитайте, подумайте и запишите только ответы рядом в столбик.

Дети решают арифметический диктант и записывают ответы.


Проверяем. Потом учитель задает вопросы:

Назовите мне числа, которые состоят из одних единиц (5, 9)

Из десятков и единиц (70)

Какие числа остались? Как сказать, одним словом?

О чем-нибудь вам эти числа говорят?

Дети говорят, что 9, 5, 1945– 9 мая1945 году закончилась война, а 9 мая 2015исполнилось 70 лет Великой Победы.

(Слайд)

Посмотрите, какие слова получились?

Подвиг, Победа - Весна, Солдат– Герои, Мир- Жизнь, Радость, Счастье, Ветераны

Как вы думаете, почему эти слова связаны со словом салют? Потому что, салют запускают во время праздников, а скоро праздник День Победы.

Правильно. Скоро вся наша страна будет отмечать 70-летие Победы.

(Слайд)

В конце урока каждый ученик оценивает сам себя, отвечая на вопросы:

  1. Какое окончание у глаголов неопр.ф.? ть, ти, чь

  2. В каком году началась ВОВ? 1941

  3. Какого числа? 22

  4. Какойсуффиус у глаголов прошедшего времени? Л

  5. Сколько звуков в слове день? 3

  6. Сколько лет прошло со Дня Победы? 70

  7. Сколько слогов в слове ветераны? 4


(Слайд)

На уроках окружающего мира можно провести игру «Эти забавные животные». Она проводится в виде викторины после прохождения курса изучения животных и предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цель викторины: развивать интерес к различным представителям животного мира; желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни; закрепление знаний и умение пользоваться полученными знаниями.

Викторина состоит их трех туров и финала, в каждом из которых по пять вопросов.

(Слайд)

На 2 слайде указаны туры. Выбираем 1 тур.

(Слайд)

Появляется следующий слайд с вопросом и ответы – рисунки. Когда отвечаем на вопрос, то нажимаем на рисунок. При нажатии на неправильный ответ надпись под рисунком мерцает и появляется огорченный смайл. При нажатии на правильный ответ надпись под рисунком меняет цвет, увеличивается и появляется радостный смайл. И в правом углу появляется стрелка, нажимаем на нее и переходим к следующему вопросу.

Аналогичная работа с остальными вопросами.


Наташа:

(слайд).

Урок-проект. 1 класс, тема «Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного». Урок посвящен празднику – «День матери".

По ходу урока задается вопрос: «А что мы обычно дарим своим мамам на праздник? Что наши мамы любят?». Дети отвечают.

Да совершенно верно обычно мы дарим маме букет цветов. И мы сегодня с вами будет этот букет собирать. Вот первое задание.

Звучит музыка Чайковского – «Щелкунчик. Вальс цветов». Под музыку проводится физминутка. (Дети, выполняя физминутку, вырастили цветок).


(слайд)

Учитель говорит: «Вот мы и вырастили для мамы цветок. Но он у нас тусклый, нераскрашенный. Давайте его преобразим, раскрасим, но раскрашивать будем необычно по заданиям».

(слайд)

У детей на парте лежит цветок с заданием и цветные карандаши. Учитель читает задание, дети, отвечая на вопрос, должны раскрасить его лепестки

(слайд).

Найдите на цветке неравенство. Закрасьте этот лепесток красным цветом.

Найдите на лепестке равенство. Раскрасьте его желтым цветом.

Там, где на лепестке луч - закрасим синим цветом.

Найдите отрезок – закрасьте зеленым цветом.

Там, где прямая – оранжевым цветом.

Ломаная – голубым.

Кривая – розовым.


Проверьте, получился ли у вас цветик - семицветик, который исполнит все мамины мечты? А чтобы цветок можно было подарить мамочке, разукрасьте серединку.


(Слайд)


Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры», а также смайлики с фразами.

Урок мы строим таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Главным считаем не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

Мы будем рады, если наш опыт будет полезен в педагогической работе учителям. Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!