СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

С.В. Колесникова

ГБОУ ЛНР ВУВК №3 «Рассвет», г.Красный Луч

uvk-3@mail.ru

Аннотация. В статье охвачены разнообразные аспекты работы учителя математики по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, процесс познания, мотивация учения, творчество.

Актуальность проблемы.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Современное образование направлено не только на усвоение знаний, умений и навыков учащимися, но и на развитие их как личностей. Без развития познавательной активности нельзя сформировать нового человека.

Познавательная активность - личностное свойство, которое ребенком приобретается, закрепляется и развивается. Активизация познавательных интересов основана на присущей человеку познавательной потребности. Поэтому серьезным недостатком в организации обучения является отсутствие интереса у детей. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» (К.Д. Ушинский).

Обучение в школе строится на том, что учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его процессом познания (мотивировать, координировать, организовывать, консультировать).

Каждый учитель должен стремиться к повышению внутренней мотивации учащихся у обучению.

Поэтому слова Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» являются актуальными.

Цель статьи. Познакомить с методическими приемами, которые позволяют пробуждать и развивать познавательную активность на уроках математики.

Изложение основного материала.

Основную часть своей работы я посвящаю организации умственного труда учащихся. Каждого ребенка стараюсь научить заниматься в «полную меру» его сил и способностей. Знаю, что без постоянной методической работы над собой, эта цель недостижима. К.Д. Ушинский по этому поводу писал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Из своего опыта работы я знаю, что познавательный интерес является самым действенным мотивом учебной деятельности учащихся. Первичная форма познавательного интереса - любопытство, потом у детей появляется любознательность и как итог - увлеченность предметом математика. Процесс познания у детей можно представить в виде логической цепочки: восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных знаний. Познавательный интерес имеет двусторонний характер: учитель создает условия, которые активизируют процесс познания, учащиеся демонстрируют результаты этих условий.

В своей ежедневной педагогической практике я всегда следую таким целям и задачам:

1. Создавать на уроках математики для всех детей условия активизации познавательной деятельности.

2. Формировать у учащихся способности владения различными методами познания.

3. Развивать познавательные навыки учащихся.

4. Способствовать выработке у учащихся умений планировать, анализировать, давать самооценку познавательной деятельности.

5. Научить учащихся получать знания в нестандартных ситуациях.

На своем опыте я убедилась, что математические знания у детей усваиваются осознанно, если:

- создать атмосферу заинтересованности;

- побуждать к самостоятельному поиску решений задач (причем несколькими способами);

- использовать разнообразные формы деятельности (тесты, индивидуальные задания, устная работа, игровые моменты, самостоятельная работа и т.д.);

- давать возможность детям:

а) защищать свое мнение, при этом приводить свои аргументы;

б) задавать вопросы, чтобы выяснить непонятное или углубить знания;

в) делиться своими знаниями с одноклассниками;

г) рецензировать ответы, давать советы;

- применять на уроках технологию сотрудничества;

- поощрять любую познавательную активность детей;

- у каждого ребенка на уроке не будет свободного времени.

Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке я использую такие приемы и методы:

- занимательные задания;

- составление и разгадывание кроссвордов;

- игровой материал;

- защита рефератов, проектов;

- разнообразные конкурсы, соревнования и т.д.

Часто задумываюсь над тем, как поддержать интерес учащихся к математике, их активность на протяжении урока. В этом мне помогают информационно-компьютерные технологии (ИКТ формируют у учащегося готовность к самостоятельной работе по сбору, обработке, анализу информации, умению принять самому решение и довести его до выполнения), технология проблемного диалога (постановка учебной проблемы и поиск ее решения), технология дифференцированного обучения (увидеть, сохранить и развить индивидуальность ребенка, помочь ему поверить в свои силы и способности); здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение, проблемное обучение). Такая работа дает возможность детям привыкнуть к востребованности их знаний, убедить их в значимости образования.

Выводы.

Я считаю, что каждый учитель на своих уроках обязан воспитывать активно мыслящую личность, которая сможет творчески подходить к изучаемому материалу, а значит и в будущем быть активным, творческим человеком. Очень важно сформировать у ребенка умение анализировать, решать самостоятельно проблемы, уметь принимать решения, творить.

Ведь настоящий педагог всегда сделает учение детей занимательным и «никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия и воли» (К.Д. Ушинский).


4