Просмотр содержимого документа
«Активизация словаря детей младшей возрастной группы»
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
МБДОУ д/c №5 г.Алейска
Группа 1 младшая А
Воспитатель: Кулакова В.С.
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей
Цель самообразования по теме:
- повышение своего теоретического уровня
- профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи самообразования:
-проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать эффективные способы взаимодействия с воспитанниками.
-изучить и выбрать для собственной деятельности технологии по активизации словаря детей.
-обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
Литература по теме самообразования
- Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»: Учеб. пособие.-М, Издательский центр «Академия», 2006г.,
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 2004г.
- Максаков А.И., Тумаковав Г.А. Учите, играя. – М., 2005г.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1999г.
- Сохина Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста/ Пособие для воспитателя детского сада/ Москва, Просвещение 2004г.
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Младшая группа
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозаика – синтез 2000г.
Цели и задачи активизации словаря
- Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;
-Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
-Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
-Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;
-Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы т.д.); называть части суток; называть домашних животных и их детенышей и т.д.;
-Познакомить с разнообразием словесных и настольно-печатных игр.
-Повышение мастерства и компетентности по данной теме.
Зачем нужна речь?
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками.
На протяжении 3-го года жизни в развитии ребенка происходят значительные изменения
- Очень увеличивается роль речи в поведении ребенка
- Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью
Активизация словаря
- Ребенок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает.
- Быстро растет словарь, он достигает 1200 слов.
- Ребенок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные ( какой?).
- Употребляет предлоги – за, под, перед, в, на, у, с, к, идр. (с папой, на стул)
Говорит предложениями
- Ребенок 3 лет начинает говорить распространенными предложениями. Например: «Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдем с тобой гулять»
- Ребенок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный);
Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как? где? когда? а куда?)
Методика развития словаря у детей младшей группы
Игра «Чудесный мешочек»
- Цель: расширение объема словаря,развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета.
- Используем мешочек с мелкими игрушками, названия которых хорошо известны детям.
Игра «Чего не стало?»
- Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Игра «Домино»
- Цель: расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.
Игра «Что бывает?»
- Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
- Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным, круглым, сладким?» (яблоко)
Игры по обобщению понятий овощи и фрукты
Много читаем
Пересказ сказки с помощью вопросов взрослого
Развиваем мелкую моторику рук
Театрализация
Гимнастика
И еще много, много чего….
Спасибо за внимание!