Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте ФГОС ДО
Зинова Наталья Анатольевна
музыкальный руководитель ЛГМАДОУ ДСКВ№1 «Теремок»
г.Лангепас
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Просмотр содержимого документа:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)
Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством. Непосредственно в музыкальной деятельности это происходит через
Восприятие музыки.
Исполнительство (вокальное, инструментальное):
Творчество (вокальное, инструментальное):
пение;
музыкально-ритмические движения;
музыкально-игровая деятельность;
игра на музыкальных инструментах
В разных формах образовательной деятельности
Таблица1 «Музыкальная деятельность»
Формы образовательной деятельности |
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Слушание музыки; экспериментирование со звуками; музыкально-дидактическая игра; шумовой оркестр; разучивание музыкальных игр и танцев; совместное пение; импровизация; беседа интегративного характера; интегративная деятельность; совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; музыкальное упражнение; Попевка; распевка; двигательный пластический танцевальный этюд; творческое задание; концерт-импровизация; танец; музыкальная сюжетная игра | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; музыкальная подвижная игра на прогулке; интегративная деятельность; концерт-импровизация на прогулке | |
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
Создание ситуации успеха для ребёнка.
Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Прежде всего, педагогу необходимо практически освоить модель личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Только в ситуации опоры на принципы гуманистической педагогики игровая деятельность детей обретет свое истинное значение: принесет детям радость и удовольствие, приведет к раскрепощению творческих сил и к самовыражению, обогатит их
Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:
свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится».
при организации музыкальной деятельности необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;
привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. личный опыт в общении с музыкой.
В моей профессиональной деятельности широко использую игры-превращения
Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.
игра | упражнения | примечание |
«Деревянные и тряпичные куклы» | при изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни и остаются на месте. | Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.
Музыка спокойная, легато. |
«Лапки-царапки» | Постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук) Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой. | Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя. |
«Воробьи и журавушки.» | Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу взрослого поджимают ножку, придерживая ее руками сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше? | |
«Мельница» | (круговые движения рук) Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). | Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость |
«Паровозики» | (круговое движение плечами) Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. | Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки |
На примере организации с детьми игр – пластических импровизаций под музыку провожу оценку музыкальности – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста определены разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Оценка ставится по 5-ти бальной системе.
Для оценки детей 4-го года жизни:
5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать
и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на
каждую часть музыки,
4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,
начало и конец музыкального произведения совпадают не
всегда,
0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с
темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Для оценки детей 7-го года жизни:
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами,
4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,
0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также
на счет и показ взрослого.
Процесс включения ребенка в музыкальное игровое творчество выстраивается педагогом в определенном алгоритме. Рассмотрим основные этапы этого процесса
Первый этап
Показ педагогом вариантов пластических воплощений музыки, его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения. Педагогу необходимо владеть своим телом и уметь показать детям связь телесной пластики с музыкальным звучанием. Педагог демонстрирует детям, каким отзывчивым может быть тело человека на малейшие изменения в музыкальном течении. Педагогу важно развить у себя это специфическое качество движений, связанных с пластическим моделированием музыкальных образов. Требуется некоторое время для самоподготовки, чтобы соединить индивидуальные двигательно-выразительные возможности с навыком музыкально-пластического движения.
Второй этап
Повтор детьми движений за педагогом. На занятии с детьми разделения на первый и второй этапы не существует. Педагог выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. Педагогу необходимо полностью контролировать свои действия и ненавязчиво, с помощью игровых приемов, корректировать действия детей. При этом педагог должен осознавать, что в игре от него требуется как можно более точное и выразительное пластическое моделирование музыки.
Педагогическая коррекция в рамках музыкальной игры в основном касается базовых моментов. Прежде всего, педагогу необходимо побуждать детей к заполнению движением всего пространства комнаты, в которой проходит занятие. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Подобные упражнения с детьми можно проводить как музыкальные паузы на занятиях (любых, не обязательно музыкальных), в соответствии с местом игры в распорядке дня ребенка музыка может носить энергичный, бодрый характер, или, наоборот успокаивающий и релаксационный.
Третий этап
Когда задачи первого и второго этапа будут реализованы, можно переходить к третьему этапу, т.е. непосредственно к играм – пластическим импровизациям самих детей.
На этом этапе необходимо ввести в игру дополнительные правила.
1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь.
«Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Когда дети освоят форму общего круга, можно переходить к нескольким маленьким кружкам, квадратикам, треугольникам, к движению змейкой, к игре в парах и т.д.
2. Любые действия, предложенные ведущим, должны приниматься без обсуждения и в точности повторяться всеми.
Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Все остальные тоже могут постоять и потоптаться на месте вслед за ведущим. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации.
3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия.
В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях педагог должен изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Литература
Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
2. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.
3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.
4.Гусева Е.П. Левочкина И.А. Печенков В.В. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.