Выступление на педсовете Авдюковой С.О.
Тема: «Активная общественная жизнь – одна из форм
адаптации к социуму».
Человек предназначен для жизни в обществе, он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником.
И.Фихте.
Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
Сенека.
Вот уже три года, воспитательная работы в нашем учреждении, стоится на основе коммунарской методики. Анализируя сегодня свою деятельность мы можем сделать вывод, что наибольший успех эта методика имеет тогда, когда она осуществляется не как простой набор операций, а как реализация гуманистической и демократической педагогической концепции.
Хотелось бы напомнить принципы коммунарской методики. Насколько полно они внедрились в жизнь детского дома, можно судить по нашим выпускникам.
Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения.
Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежегодное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Эта позиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себя работой на их благо. Девиз: «Наша цель – счастье людей».
Пять само:
самоорганизация,
самостоятельность,
самовоспитание,
самоуправление,
самоанализ.
Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства, чередование творческих поручений, работа дежурных.
Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге, приводит в поиску таковых. Ребята сами приглашают взрослых к совместной с ними, работе, облекая их полным доверием, но предоставляя им никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения. В такой ситуации пропадает ощущение возраста. Это же требует от взрослых постоянного творческого напряжения, чтобы не превратиться в балласт, не потерять статус старшего друга.
Творчество – черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным, даже праздничным, ведет к постоянной импровизации, экспромту.
Коллективизм в самом высоком смысле слова. Все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллективизма порождает постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести.
Этому, последнему принципу, придается наибольшее значение. Так как, если нет коллектива, бесполезно говорить о самоуправлении. А самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Это средство воспитания и высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. (Анализ принципов «А как у нас»).
Один из исследователей выделил пять плюсов хорошего коллектива:
1+. Чувство принадлежности – одно из самых сильных эмоциональных потребностей.
2+. Помощь. В идеальном варианте, дети должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к взрослому за советом или для обсуждения своих проблем. Получение помощи от сверстников полезно обоим: и тому, кто получает ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающей приобретает престиж и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию.
3+. Защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве.
4+. Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них.
5+. Тесное общение и симпатия. Людей обычно тянет к тем, кто по их мнению может удовлетворить их потребности в принадлежности, в компетентности, защите и уважении.
В этом году самоуправление было направлено на организацию работы групп детского дома и в группах. В первый год, в основном, все готовили взрослые, во второй – совет деловых людей. Но нынче, каждая группа имеет возможность проявить себя и как участник коллективных творческих дел и как организатор.
В организационно-общественной работе, как типе общественно полезной деятельности, особенно у подростков, развиваются не только организаторские умения и навыки, но, главное, вырабатывается умение поступаться личными интересами, формируется социальная ответственность. Предлагая выполнение дел для общества, эта деятельность в то же время, ставит личность в определенную позицию, которая удовлетворяет ряд притязаний растущего человека.
Данные исследователей показывают, что, несмотря на положительное отношение большинства подростков к организационно-общественной работе в органах детского самоуправления, удовлетворение от участия в ней, многие из них оказываются не вовлеченными в такую деятельность.
В 11 лет подростки претендуют на большую самостоятельность, стараются уйти из-под опеки взрослого, отсюда понятно, почему несколько снижается процент их участия в организаторской работе (3 %).
У девочек наибольшая активность отмечается в 12 лет. Мальчики, проявляют себя как организаторы, к 13 годам.
Систематическая смена ответственных – организаторов, позволила каждому найти свое место в коллективе, способствовала социальной активности детей. И даже если не все подростки, достигнут должного уровня сформированности положительного отношения к общественной работе, ее построение научит жить их заботами коллектива, разовьет у них чувство ответственности.
Целенаправленное построение организационно-общественной деятельности в коллективах способствует формированию таких качеств личности подростков, как отзывчивость, доброта, самостоятельность и, главное, ответственность не только за себя, но и за товарищей, социальная ответственность. При сформированном положительном отношении к общественно полезному труду у многих подростков преобладают мотивы личной пользы и интересов, т.е. у них отсутствует коллективистическая направленность. Не случайно к 8 классу интерес к общественно полезной деятельности у подростков заметно снижается и уже 2/3 из них или вообще не участвуют в общественно полезной работе, или участвуют без желания. Такой спад социальной активности есть следствие неумелой организации общественно полезной деятельности, когда недостаточно учитываются возросшие потребности подростков, их стремление к самостоятельности и независимости, к серьезным взрослым делам, выходящим за пределы учреждения.
Какая роль в общественной работе подростков больше привлекает?
41 % - организатор.
19 % - организатор и исполнитель.
28 % - исполнитель.
Интересно, что 64 % подростков считают, что организация интересных мероприятий – задача самих ребят, лишь 6 % - делом взрослых, 30 % - взрослых и ребят вместе.
У большинства подростков ярко выражено стремление в общественно-полезной деятельности.
67 % опрошенных детей считают, что человек обязан заниматься общественной работой.
78 % подростков, что нельзя назвать человека положительным, если он думает о личной выгоде.
25 % - имеют не те общественные поручения, которые хотели бы выполнять.
49 % - считают, что чаще бывают исполнителями дел, которые придумали другие.