СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активное обучение учащихся уровня начального общего образования посредством технологии «Перевёрнутый класс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья 

Просмотр содержимого документа
««Активное обучение учащихся уровня начального общего образования посредством технологии «Перевёрнутый класс»»


Мастер-класс

Тема: «Активное обучение учащихся уровня начального общего образования посредством технологии «Перевёрнутый класс»



Цель: распространение опыта учителя-мастера по использованию метода «Перевёрнутый класс» как средства повышения качества образования, повышение уровня мотивации к обучению учащихся.

Задачи:

- организация пространства для профессионального общения по проблеме;

- рефлексия деятельности слушателей и мастера в процессе собственной практики.

Оборудование: разноцветные карточки, мультимедийная презентация к интерактивной доске, оценочные листы, по организации занятия посредством метода «перевёрнутый класс», конверты с карточками, мяч.

Ход проведения

  1. Знакомство с участниками мастер-класса

– Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе. Разрешите представиться – меня зовут: Пономарева Юлия Михайловна. Я работаю учителем начальных классов в данной школе. Предлагаю разделиться на группы по 4 человека и познакомиться.



II. Определение целей и задач мастер-класса

Актуальность применения новых образовательных технологий.

Имея за плечами не малый опыт работы, не устаю задавать себе вопросы. Как правильно применять технические средства, которыми оснащены наши школы? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Как учить детей в новых вебдванольных условиях? И я пришла к выводу, что помочь ответить на эти и другие вопросы может применение в практике метода «Перевёрнутый класс».

Первую в России международную конференцию по смешанному обучению президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков открыл следующим вступлением:

На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».

Действительно, нынешние дети — люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка — айпадов, планшетов и смартфонов. Поэтому в этих условиях обучать детей традиционными методами стало сложно, но вместе с тем появилась возможность изменить методы обучения…


Тема сегодняшнего мастер-класса «Активное обучение учащихся уровня начального общего образования посредством технологии «Перевёрнутый класс».

III. Диагностика участников мастер-класса

- А сейчас мы проведем не большую диагностическую работу. Что вы можете сказать об этом методе: не слышали, слышали, но не владеете, имеете теоретические знания, используете в практической деятельности, можете ли поделиться опытом использования…

30 секунд подумайте, а затем подойдите к доске (интерактивной) возьмите стикеры (квадраты, созданные с помощью утилиты множественного клонирования) и поместите на доске в нужном месте. (Слайд 2). (На доске – записаны слова «не слышал», «слышал, но не владею», «имею теоретические знания», «использую в практической деятельности», «могу поделиться опытом использования». Участники подходят к доске, прикрепляют стикеры и садятся за парты. Мастер тоже прикрепляет свой стикер)

- Я очень рада, что есть учителя, которые идут в ногу со временем, осваивают современные технологии, и я надеюсь на вашу помощь. Сформулируйте, пожалуйста, ваши ожидания от сегодняшней совместной работы. (Участники озвучивают свои ожидания, предавая друг другу мяч.)

- Я, как автор сегодняшнего мастер-класса, постараюсь создать условия для понимания сущности метода «Перевёрнутый класс» и использования его на первой ступени обучения

IV. Основная часть

1. История возникновения метода «Перевернутый класс»

С каждым годом всё актуальней в системе образования становится применение технологий смешанного обучения, в том числе технологии «Перевёрнутый класс». На протяжении последних 10 лет во всём мире популярна эта технология. В России только последние 2-3 года идёт апробация этой модели обучения.

Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Первооткрывателями технологии смешанного обучения считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.

2. Предпосылки для перевёрнутого обучения


- Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которым учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися?


Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в процессе изучения нового материала? Ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос.

- Действительно, уважаемые коллеги, мы определили много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и преподаватель. Плюс, ко всему нужно добавить то, что у современных детей средний уровень коммуникационных умений. Не все дети умеют правильно принимать и передавать информацию, и все чаще встречается низкий уровень умения взаимодействовать друг с другом.


Изменению методов обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили, но и следующие факторы:

- пассивность учащихся;

-роль учителя (роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации);

- наличие технологий и средств ИКТ (множество цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившихся веками учебных практик. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Сфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете!);

- Неэффективность зубрёжки. Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы заучивали какой то материал? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти?).

Обратим внимание на качества и умения 21 века, актуальные в жизни, в работе и в учебе:

- творческий подход и новаторство;

- критическое мышление и способность решать проблемы;

- коммуникабельность и сотрудничество;

- информационная грамотность;

- грамотность в ИКТ;

- гибкость и способность к адаптации;

- инициативность и самостоятельность;

-продуктивность и вовлеченность;

- лидерство и ответственность.




Рассмотрите, предложенную вам пирамиду, и ответьте на вопрос: какого уровня пирамиды достигают учащиеся, работая на уроке? 







3. Суть метода «Перевернутый класс»

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников, или дал ссылку на готовое видео- объяснение своих компетентных коллег. Например, ссылка на сайт «Домашняя школа».

Все факты и имена, помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?

- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.

- Не нужно ничего записывать на доске.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ВИДЕОЗАПИСЬ ОБЪЯСНЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ. ЭТО МОГУТ БЫТЬ ВИДЕОРЕПОРТАЖИ "С МЕСТА СОБЫТИЙ", ОТРЫВКИ ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ, ИНТЕРВЬЮ, СЛАЙД-ШОУ, ИНТЕРАКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ - ВЫБОР УЧИТЕЛЯ РАЗНООБРАЗЕН.

Чтобы понять суть этого метода начнем практическую часть нашего занятия. Итак, я вам сейчас дам задание, которое, по сути, должно было быть домашним – это просмотр видео о методе «Перевернутый класс». После просмотра «вернемся» в класс и поработаем над темой. Если по ходу просмотра у вас возникнут вопросы, запишите их.


д/з ПРОСМОТР ВИДЕОФАЙЛА, проверка полученных знаний Заполните пропуски.(раздать приложение 1)


в классе

Сейчас, мы начнем работу, которую дети должны выполнять в классе. Обращаю ваше внимание на то, что первые два уровня вы прошли при просмотре видеоролика.

Мы переходим к уровню применения наших знаний.


Сравним между собой традиционный и «перевернутый» подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока. Ваша задача разложить карточки соответствующие традиционному и перевернутому подходу, распределив их по критериям. Участники мастер – класса работают в группах.(Приложение 2) У каждой группы незаполненная таблица, которую они должны заполнить путём наклеивания кароточек. Каждая группа представляет свою работу. На слайде 10 осуществляется проверка.)

Давайте выполним самопроверку.

- В ходе данной работы мы согли применить полученные знания и проанализировать их. То есть мы прошли ещё два уровня нашей пирамиды.



4. Преимущества метода «Перевернутый урок»

- Сейчас вы на слайде 11 можете видеть преимущества метода «Перевёрнутый урок»:

- индивидуальный подход;

- вовлеченность детей;

- навыки для взрослой жизни;

- обучение вне класса;

- заинтересованные учащиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся;

- появляется возможность индивидуального подхода к добыванию знаний;

- общение учащегося и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;

- хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;

- родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;

- учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;


- учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;


- учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.

V. Практика использования

- Как я «переворачиваю» свои уроки? На первом родительском собрании я познакомила родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый класс». Узнала, у всех есть ли доступ к интернет-ресурсам. В календарно – тематическом планировании отмечаю темы уроков, где возможно применение данного метода. Затем использую интернет – ресурсы, где беру готовое видео. Просматриваю видео-урок, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, на сколько, внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. В классе мы создали свою группу в Ватсапе, где происходит активное общение. Именно там дети получают ссылки на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается каким то заданием:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам. Но, т.к сегодня у нас нет возможности выйти в интернет, я вам продемонстрирую как данную работу можно осуществить с помощью программы SMART Notebook.

- На уроке идет проверка и отработка учебного материала. В основном, метод «перевёрнутый урок» я использую на таких предметах как «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык».

VI. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, подведём итог нашей работы. У каждого из вас есть памятка по организации занятия посредством метода «Перевёрнутый урок», но в этой памятке пропущены некоторые слова. Вам надо самостоятельно заполнить пропуски. (Приложение 2.)

- Ну а сейчас наступает момент истины. В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить оценочный лист. С учетом того, что вы сегодня увидели и услышали, оцените свои знания.

(Приложение 3.)

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, кто-то из вас набрал 15 баллов? (Ответы. Аплодисменты.)

- Молодцы! Я обращаю ваше внимание на нашу пирамиду. Итак, мы прошли еще два уровня, синтез, оценку. Таким образом во время работы на уроке, если учесть, что видео ролик ученики должны посмотреть дома, мы прошли 4 уровня и достигли вершины нашей пирамиды.

- Вначале нашей встречи стикерами вы определили свои знания по теме. (Мастер обращает внимание на слайд со стикерами.) Можете ли вы сейчас изменить месторасположение стикеров? (Возможно, некоторые участники откликнутся на просьбу мастера и подойдут к доске, чтобы прикрепить стикер к другому высказыванию. Мастер их благодарит.)

ВЫ можете сейчас это сделать.

Работа в группах

- Уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание и совместную работу. Примите памятки, которые возможно помогут вам в организации и проведении занятия посредством метода «перевёрнутый класс». (Приложение 5.)

Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам.

Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому!











Приложение 1


Традиционный подход

"Перевернутый" подход


Роль ученика






Роль учителя






Роль ИКТ в учебном процессе






Используемые методы







Построение урока



































Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.


Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.



ИКТ

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.


Методы


Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.


Построение урока


В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.














Приложение 2

ПАМЯТКА

  1. Провести __________________________________ , на котором учитель познакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

  2. Создать группу в ____________ или указать ________________почту.

  3. Заранее отправить учащимся_____________________________, который обязательно сопровождается ____________________________________.

  4. Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике;

- _________________________________________________________;

-__________________________________________________________;

(дополните своими заданиями).

5. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться

_____________________________________________________________.

  1. В начале урока выяснить, с какими __________________встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

7. На уроке идет ________________________материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.

















Приложение 3

Оценочный лист

№п/п

Критерии

нет

(1 балл)

не уверен

(2 балл)

да

(3 балла)

1.

Знаю метод “перевёрнутый урок”




2.

Знаю сущность этого метода




3.

Смогу применять учебное видео на уроках




4.

Смогу дать задание к видео




5.

Попробую применить в своей практике












Оценочный лист

№п/п

Критерии

нет

(1 балл)

не уверен

(2 балл)

да

(3 балла)

1.

Знаю метод “перевёрнутый урок”




2.

Знаю сущность этого метода




3.

Смогу применять учебное видео на уроках




4.

Смогу дать задание к видео




5.

Попробую применить в своей практике
























Приложение 5



Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих классы, такой подход является намного эффективней традиционного.

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

ПАМЯТКА

  1. Провести родительское собрание, на котором учитель знакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

  2. Узнать адреса электронной почты учащихся, или создать закрытую группу в соцсетях.

  3. Заранее отправить учащимся учебное видео, которое обязательно сопровождается заданием.

  4. Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

  1. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться готовым видео авторитетных коллег.

  2. В начале урока выяснить, с какими трудностями встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

  3. На уроке идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.











Литература

  1. Луцевич Л.В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования/Л.В. Луцевич // Народная асвета.- 2015.- № ;.- с. 33-39

  2. Топ-10 правил при переводе класса на новую методику - перевёрнутое обучение Электроннный ресурс/ - Режим доступа: http://www.ed-today.ru