АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ УЧИТЕЛЯМИ
Ходырева Н. А.,
учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №15»,
Кемеровская область – Кузбасс, г. Берёзовский
Рассматривается актуальность наставничества, содержание работы наставника, компоненты становления молодого учителя, основные этапы работы наставника и учителя.
Представлены активные формы работы с молодыми учителями начальных классов, методический кейс педагога – наставника, результативность совместной деятельности педагога – наставника и молодых учителей.
Ключевые слова: молодой учитель, наставник, активные формы, методический кейс, результативность.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая представляет важное звено в системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности. Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста красной линией проходит через методическое сопровождение педагогической деятельности.
Молодой учитель! Особенностью его труда является то, что он несёт ту же ответственность, что и его коллега со стажем. Это трудно. Поэтому я как наставник беру ответственность за своих молодых коллег, заботу об их профессиональном развитии.
Каковы компоненты становления молодого учителя? Это мотивационный компонент, на котором происходит осознание значимости непрерывного образования, творческий подход к постановке и достижению цели. Гностический - умение переносить знания и умения в новой ситуации, способность к творческому саморазвитию. Конструктивно –проектировочный – умение ставить комплекс педагогических задач и способность видеть результат их решения. Коммуникативный – способность к сотрудничеству и взаимопомощи, умение отстаивать свою точку зрения, избегать конфликтов в процессе педагогической деятельности и диагностико – рефлексивный, где молодые педагоги учатся проводить рефлексию и самоанализ деятельности.
Основные этапы работы наставника и учителя: адаптационный, проектировочный, контрольно – оценочный и стажировка. Адаптационный этап направлен на позитивное принятие профессии педагога. Здесь молодые учителя знакомятся с достижениями лицея, идёт взаимопосещение уроков, родительских собраний молодого учителя и наставника, по итогам которых провожу диагностику затруднений и даю методические рекомендации.
Второй этап «Проектировочный». Он направлен на приобретение опыта проектной деятельности. Используем активные формы деятельности. Методические мероприятия, в которых участвуют молодые учителя: педагогический марафон и лицейскую научно – практическую конференцию. Молодые педагоги представляют свой опыт работы по освоению современных технологий: проектной деятельности, скрайбинг, делятся опытом работы по составлению рабочих программ.
Активные формы работы с молодыми учителями можно представить в виде методического калейдоскопа. Это и педагогические марафоны учебных предметов, мастер – классы, семинары, круглые столы, ярмарки инновационных идей, предметные недели, методические посиделки, проблемно – практические курсы, открытые уроки, методические объединения, участие в профессиональных конкурсах.
Помогает мне в работе методический кейс педагога – наставника, в котором теория и практика для молодого учителя. Материалы могут быть использованы наставниками и молодыми учителями. Система работы включает целевые ориентиры, планирование и проектирование деятельности с молодым педагогом. В теоретических материалах освещены основные технологии и подходы современного образования. Практические материалы содержат результат активной работы педагога – наставника и молодых учителей.
В работе с молодыми учителями использую различные технологии. Особое внимание уделяю технологии развития критического мышления.
Модель построения занятий по технологии развития критического мышления
Таблица 1.
Стадия | Формы, методы, приёмы |
Вызов | Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы. Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. Верные- неверные суждения; корзина идей . |
Осмысление | Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. Инсерт. Чтение с остановками, дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Зигзаг (мозаика). Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру, составление словаря по тексту, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам. Сводная таблица. Рефлексивная мишень. Эссе. Предсказание. Синквейн. |
Работа с молодыми учителями на третьем этапе направлена на формирование навыков исследовательской работы – рефлексии: вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность, привлечение учителя к использованию интерактивных стратегий на практике, формирование самооценки.
Мудрый Г. Померанц сказал: «Высока лестница Якова, но с каждой ступени видны звёзды…». Результаты работы моих молодых учителей следующие: качественная успеваемость в среднем по базовым предметам составляет 76%, по всероссийским проверочным работам - 80%.
Свой опыт работы молодые учителя очно представляют на уровне города и области, заочно – в России, принимают участие в конкурсах муниципального уровня, регионального и всероссийского, являясь их победителями.
Их ученики ежегодно участвуют в научно - практических конференциях различного уровня: муниципальный, региональный, всероссийский, где тоже занимают призовые места. Ученица 4 класса награждена медалью «Надежда Кузбасса». За последние два года два учителя стали победителями конкурсов «Учитель года России», «За особые успехи в педагогической деятельности» и «Педагогические таланты Кузбасса» на муниципальном уровне, «Первый учитель» - региональный.
Замечательные слова сказал английский писатель Майкл Корд: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего начинали, и вашим самым последним достижением». Нам есть что измерить и сравнить, с чего мы начинали и что сейчас умеем делать, чему мы научились.
И как говорится в китайской пословице: «Мы открываем молодым учителям дверь, а входят они сами».