СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активные формы обучения на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Активные формы обучения на уроках физики»»



«Активные формы обучения на уроках физики»


Одной из главных задач, стоящих перед системой образования и науки, государство считает воспитание культурной и образованной молодежи, На современном уровне развития общества учащиеся должны уметь самостоятельно  добывать знания, анализировать и успешно использовать для полезного участия в жизни общества, для самореализации в условиях рыночной экономики.

Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными преподавателем. Чтобы организовать самостоятельную работу каждого учащегося на протяжении всего урока и сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, чтобы проконтролировать уровень его знаний, навыков, умений, применить эти знания на практике, нужно осуществлять дифференцированное обучение. А для этого, преподавателю надо представлять, какие результаты он хочет получить в своей работе, проводить самоанализ каждого урока.

Основной целью современной школы является создание системы обучения, которая удовлетворяла бы каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, стимулировала находчивость и сообразительность, способствовала глубокому творческому усвоению изучаемого материала и развитию интеллекта.

Чтобы достичь продуктивности педагогического процесса, учитель не только должен знать современные методы активного обучения и уметь их применять.

Главная функция современного учителя — управление учебно-познавательной деятельностью ученика.

Метод беседы. Он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет быстро наладить обратную связь, заставляет мыслить, высказывать свои предположения, учит красиво говорить и делать выводы. Умело поставленные вопросы, позволяют вызвать на разговор всех учащихся, дифференцировать обучение и прийти к нужному выводу. Этот метод помогает в изучении физики.

Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся общеучебных умений. К ним относится такое важнейшие умение, как умение работать с книгой.

В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже на уроке в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний. Я предлагаю различные игровые приемы работы с учебным текстом, которая способствует развитию познавательных умений учащихся.

Очень актуален метод самостоятельной работы с книгой, например по заранее приготовленным карточкам-заданиям, чтобы задействовать все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую, подбираю задания и слабым учащимся, и сильным, создаю условия для само- и взаимоконтроля.

Например:

Прочитать текст.

 Выписать определения.

 Рассмотреть и проанализировать рисунки в учебнике, сделать выводы

 Рассмотреть и проанализировать таблицы к уроку, сделать выводы.

 Привести свои примеры, подтверждающие текст учебника.

 Затем подводим итоги в результате беседы.

На уроках физики можно применять проблемно-поисковый метод, который позволяет на основании экспериментальной работы сделать определенные выводы, прийти к правильному решению. Этот метод активизирует мыслительную деятельность ребят, учит предугадывать ход эксперимента, решать проблемные вопросы, делать выводы, повышать интерес к предмету. Например, на уроке «Сила трения скольжения», используя этот метод и проблемную ситуацию, ребята выясняют зависимость силы трения от веса тела, от обработки поверхности. Для успешного решения этой задачи составляю карточки-задания с соответствующими вопросами:

Дайте определение силы трения.

Какие вы знаете виды сил трения? Когда возникает сила трения скольжения?

Как измерить силу трения скольжения? Почему при равномерном движении тела динамометр показывает силу трения скольжения?

«Мозговой штурм»: как Вы думаете, от каких величин может зависеть сила трения скольжения?

Учащиеся предполагают, что сила трения скольжения зависит от веса тела, площади поверхности тела, формы тела, от поверхностей соприкасающихся тел (материал, обработка) Далее я предлагаю убедиться в справедливости выдвинутых гипотез или опровергнуть их. Затем именно опытным путем дети и убеждаются в справедливости выдвинутых гипотез или опровергают их.

Исследование зависимости силы трения скольжения от веса груза.

Учащиеся измеряют вес бруска с одним, двумя, тремя грузами и измеряют соответственно силу трения скольжения.

Делают вывод: Сила трения скольжения прямо пропорциональна весу тела.

Проделав остальные опыты, учащиеся формулируют окончательный вывод: сила трения скольжения зависит от веса тела, от поверхностей соприкасающихся тел.

Наиболее подготовленные учащиеся решают поставленные задачи самостоятельно, слабым оказываю помощь. Как правило, учащиеся сами приходят к нужным выводам.
Самостоятельная работа учащихся обеспечивает более сознательное усвоение материала, и что еще более важно — стимулирует развитие их мышления.

Для повышения интереса к изучаемому предмету провожу игровые уроки. В современных изданиях по методике очень много различных игр. Это и КВНы, Умники и Умницы, викторины и игра «Счастливый случай», деловые игры. Все эти игры активизируют детей на уроке, повышают их любознательность и интеллект, позволяют проводить уроки в очень быстром темпе, но требуют длительного подготовительного периода, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Я обычно провожу игровые уроки как обобщающие по каждому разделу физики.

Перед игрой надо подобрать соответствующий материал, вовлекая в эту работу самих учащихся, а если это ролевая игра, отработать каждую роль, соответствующим образом оформить кабинет. Но эта самая подготовка сближает детей и преподавателя, помогает наладить контакт и обратную связь, делает более осознанным отношение ребят к изучаемому предмету и просто не дает ребятам скучать на уроке.

На уроках можно использовать разгадывание кроссвордов . Этот прием позволяет учащимся немного отдохнуть, снять напряжение и перейти к другому виду деятельности.

К активным формам обучения можно отнести и групповую работу на уроке.

При организации групповой работы нужно учесть уровень подготовленности класса, отношения в коллективе. Групповую работу можно провести на уроках первичного восприятия нового, комбинированных уроках проработки основополагающего материала.

Организуя групповую работу, можно предлагать учащимся объединиться в микрогруппы по 3 человека. В процессе групповой работы осуществляется три взаимосвязанные функции: корректирующая, обучающая и контролирующая. В начале урока учащиеся знакомятся с вопросами, на которые им предстоит ответить входе урока. На уроках первичного восприятия нового, новую тему подразделяем на "кусочки" и для каждой группы дается карточка с несколькими вопросами с учетом способностей учащихся, распределяют вопросы каждому. Затем каждый готовится. Когда ответ готов, проверяют все вместе внутри микрогруппы. После этого дети отвечает на вопросы карточки перед классом. Класс может задавать вопросы, дополнить ответ, исправить ошибки. Оцениваем ответы все вместе, учитывая дополнения, уточнения, что способствует активизации работы. Объявляем лучших участников и группы. Такой подход порождает дух соревнования, вносит в учебный процесс элементы игры.

Каждая микрогруппа выполняет тренировочные упражнения, решает задачи. Тексты заданий записываются в карточках. Ответы на сложные вопросы обсуждаются совместно.

Все это создает микроклимат, благоприятный для усвоения материала учащимися с различными способностями, укрепляет их уверенность в своих силах. Работа в группах развивает такие положительные качества личности, как умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

На уроках физики иногда использую работу в парах, но особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста учебника, проблемы «Инерция – друг или враг человека», «Атомная энергия: во благо жизни или средство уничтожения», взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам и дать задание и оценить результаты работы пары.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!