СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа по истории и обществознанию в рамках ФГОС с каждым годом приобретает всё новые особенности. Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии и  новые методы обучения. Такие ,например, как активные и интерактивные.

Просмотр содержимого документа
«Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания»

Активные и интерактивные

методы преподавания на уроках истории и обществознания

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Те, в основе которых рассматривается роль обучающегося в процессе обучения, традиционно делятся три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы — это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, сами выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы — это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: где обучение, построенно на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Использование в России

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. хх в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).

Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.).

А также в “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

Результаты исследования

наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%),

наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%).

Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Таксономия Блума.

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.

Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.

понимание


Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов

Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

Перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.

Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые. 3.2. Деловые. 3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста. 4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования. 5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция. 7.2. Ученик в роли учителя. 7.3. Работа с наглядным пособием. 7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов. 8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула. 9.2. Проектный метод. 9.3 Шкала мнений. 9.4. Дискуссия. 9.5. Дебаты. 9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм. 10.2. Дерево решений. 10.3. Переговоры и медиация.


Конкретные рекомендации по использование тех или иных методов я постараюсь дать отдельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!