СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе обучения.

Для активных методов обучения характерно:

- отношение преподавателя к студенту как к себе равному;

- не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания обучающихся методом критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач;

- уважительное отношение к мнению  другого.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения»

Активные методы обучения

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных, как в психологической и педагогической науке, так и в образовательной процессе.

Педагоги, отмечая равнодушие обучающихся к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются использовать более эффективные формы, способы, условия обучения, при этом преподавателю необходимо грамотно направлять познавательную деятельность обучающегося, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь, учитывая индивидуальные особенности.

Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей и мастеров производственного обучения, чем традиционный учебный процесс, так как педагог должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести ее так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности.

Преподаватель все больше выступает не только как специалист в области той или иной науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса. Одно из проявлений этого – свободное и продуманное использование активных методов обучения в соответствии с характером изучаемого материала, особенностями обучаемых, целями каждого вида учебной работы.

В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием

обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность, следовательно, метод обучения состоит из приемов - отдельных элементов, которые в совокупности помогают решению познавательных задач и характеризуют либо деятельность преподавателя, либо деятельность студентов.

Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило мне понять и сделать вывод о том, что активные методы обучения – это методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе обучения.

Для активных методов обучения характерно:

- отношение преподавателя к студенту как к себе равному;

- не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания обучающихся методом критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач;

- уважительное отношение к мнению другого.

Активные методы обучения способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов.

В учебно-воспитательном процессе активные методы обучения выполняют ряд функций: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную), контрольно-коррекционную.

Они выступают комплексно, но для того, чтобы всесторонне оценить роль и место методов в обучении, их следует рассмотреть отдельно.

Обучающая функция методов состоит в том, что с помощью определенного метода преподаватель излагает учебную информацию, организует самостоятельный поиск знаний, а обучающиеся получают, присваивают знания, осваивают способы деятельности.

Развивающая функция методов обучения означает то, что избранный метод обусловливает те или иные темпы и уровни развития обучающихся. Любой метод обучения в определенной мере способствует развитию интеллекта, сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности.

Воспитывающая функция методов обучения проявляется в том, что они

оказывают влияние не только на формирование знаний, умений, навыков, способов умственной работы обучающихся, но и на формирование личности в целом.

Побуждающая (мотивационная) функция различных методов обучения состоит в том, что они стимулируют активность, самостоятельность, ответственность, любознательность обучающихся.

Кроме того, все методы обучения, в той или иной мере, позволяют преподавателю контролировать результаты учебно-воспитательного процесса, вносить необходимые коррективы в организацию обучения. Контрольно-коррекционная функция присуща не только методам контроля, но и всем методам обучения.

Возможность применения того или иного метода всегда обусловлена целесообразностью его использования. При проектировании системы методов преподаватель принимает решение о выборе методов, руководствуясь оценкой их функциональной пригодности, а также принимая во внимание многие другие критерии выбора методов обучения.


Основные активные методы обучения.

Метод проектов, проблемное обучение, метод моделирования конкретных ситуаций, деловая игра, дискуссия, круглый стол.