Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
учитель английского языка: Ильина З.А.
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».
Л.Н.Толстой
Цель: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Задачи:
Раскрытие и развитие потенциала ребенка.
Создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.
При системном использовании АМО роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из пассивного слушателя он превращается в активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Использование АМО позволит сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
АМ организации начала урока
Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают методы «Поздоровайся глазами», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями».
Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями.
Метод "Поздоровайся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им сделать следующее:
• Ученики 1 ряда складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Ученики 2 ряда упираются руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Ученики 3 ряда нагибаются вперед, кладут ладони на колени и выставляют локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно ученики 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Метод «Улыбнемся друг другу».
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Метод «Самолётик пожеланий»
Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.
АМ выяснения ожиданий и опасений
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся. После выполнения задания, систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Метод «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. А в конце урока повторно прикрепить солнышко или тучу – насколько оправдались опасения детей в понимании новой темы.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Метод «Поляна снежинок», «Разноцветные листы»
Цель: побудить учащихся к самооценке.
- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые(листы красного и зеленого цвета). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(зеленый лист). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку(красный лист).
АМ актуализации опорных знаний.
Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно актуализировать знания учащихся. Это такие методы, как «Гараж», «Продукты» и т.д.
Метод «Гараж», «Продукты».
Цель: вспомнить ранее изученный материал
Учитель раздает вырезанные из бумаги машины (продукты), на которых написаны ранее изученные слова. Перед детьми есть коробки-«гаражи»(тележки с продуктами), подписанные по темам. Ученикам нужно завезти свою машину в правильный гараж.
АМ презентации учебного материала
Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы: «Белые пятна», «Пометки на полях», «Кластер», «Мозговой штурм».
Метод «Составление кластера»
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Метод «Белые пятна»
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод «Пометки на полях».
Цель: отследить свое понимание прочитанного задания, текста.
Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
АМ закрепления, обобщения изученного материала и самостоятельной работы.
Метод «Творческая мастерская».
В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую, в которой ребята рисунками, схемами показывают, что они изучили на уроке. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.
Метод «Стрелялки».
По классу развешены ответы к заданиям. Ребята находят ответы.
Метод «Крестики-нолики».
Если учащиеся согласны с утверждением – ставят в клеточке крестик, не согласны – нолик. Затем, демонстрируется ключ.
Метод «Разноцветные поля».
После проведения самостоятельной работы учащиеся прочерчивают поля разного цвета. Красный цвет - проверьте работу сами, зеленый – укажите на какой строчке ошибка, я найду и исправлю, синий цвет – укажите, сколько у меня ошибок, я найду и исправлю.
АМ подведения итогов урока, рефлексия
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Шкала Светофор», «Поляна снежинок», «Да-Нет».
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Метод «Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Метод рефлексии “Светофор”
Необходимые материалы: ватман, стикеры красного, желтого и зеленого цвета (лучше круглые).
Каждый оценивает свою работу на уроке: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора.
Для эффективного использования активных методов обучения необходимо активное сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика.
Рекомендации учителям:
использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
включать в учебные занятия проблемность;
управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
вовлекать учащихся в постоянную деятельность:
организовывать сотрудничество и кооперацию;
организовывать коллективное взаимодействие;
изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, консультант.
соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.
1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
2. Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.
3. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.
4. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006
5. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.