СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы  обучения позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся на  уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания»

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания


Мое профессиональное кредо:

 каждый урок

  • источник радостного вдохновенного труда.

  • источник нового, неизвестного.

  • источник удивления.

  • школа самостоятельности и творчества.

Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реалиям жизни. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации.

Цель  современного российского образования - это «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» [1]. При традиционном подходе к образованию это трудновыполнимо. Поэтому необходимо применять на уроках новые формы обучения, методы и приемы. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем активных и  интерактивных методов  обучения. Применение данных методов позволяет сформировать ключевые компетенции и выполнить основные цели изучения истории в школе:

- развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода, уметь осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным, и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе; развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов [2].

Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.

Схемы использования:  опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, исторические исследования, деловые игры, дебаты

Цели применения активных методов:

  • При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.

  • При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.

  • При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.

  • При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.

Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений. Прочная межпредметная связь. Раскрепощение творческих резервов человеческой психики. Нейтрализация чувства тревоги. Облегчение межличностного общения.

Характеристика применяемых методов. Опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно, конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое.

Творческие лаборатории: званый ужин в средневековом замке, счастье и несчастье помещика и крестьянина после 1861г.

«Я» в истории (погружение в предмет): письмо с фронта, письмо на фронт, мое послевоенное детство.

Историческое исследование: мои родственники в разные периоды истории

( гражданская война, нэп, коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целины, перестройка). Коллективная защита рефератов: работа в минигруппах, оценка, выборы лучших, подведение итогов.

Активные методы учат:

  1. обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив, общаться.

  2. знания каждого обучающегося пополняются знаниями остальных.

Деятельность учителя истории, на мой взгляд, является сложной еще и потому, что в современных условиях преподаватель через собственную систему ценностей должен решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его собственным взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом. Самоопределение учителя подразумевает постановку вопросов: ''Зачем нужно знать историю? Какова цель ее преподавания в школе?'' Я понимаю цель изучения истории, как овладение историко-социологическими законами и суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Поэтому   в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения.

Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений, интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения.

Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех, без исключения,  уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, который представлен в таблице:



Активные методы преподавания

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

Аудиовизуальные средства

Деловые игры

Тренинг

• Учебник

• Тетрадь

• Учебные средства

• Компьютер

• Работа в группах

• Дискуссия

• Проект

• Дебаты

• Мозговой штурм

• Опорные сигналы

• Музыка

• ТВ

• Видеосъемки

• Ролевые

• Имитационные

• Учебные

• Ситуационные

• Организационно –

Деятельностные

При проведении уроков истории и обществознания  в 9-11 классах, я использовала такие методы активного и интерактивного  обучения  как «мозговой штурм»,  «эвристическая беседа»,  дискуссии и  деловая игра. «Мозговой штурм» позволяет включить в работу всех участников урока, активизировать познавательную и творческую деятельность.  Например, при прохождении темы  «Мировой экономический кризис в 1929-1933гг. Новый курс» перед учащимися была поставлена проблема: разработать программу мероприятий выхода из кризиса. Данный метод позволил ученикам  усвоить такое понятие, как кризис, разобрать его последствия и методы борьбы с ним, при составлении программы у учащихся развивались творческие способности,  умение видеть  причинно-следственные связи, ораторские навыки и навыки работы в коллективе. Впоследствии при рассмотрении кризисных явлений в других странах учащиеся демонстрировали лучшее понимание процесса и  без затруднений проводили операции сравнения и анализа, например сравнение путей выхода из кризиса в США, Англии и Германии. 

Эвристическая беседа - это активный  метод обучения, при котором у учащихся  развиваются когнитивные (сравнение, анализ, классификация, синтез и т.д.), творческие и коммуникативные качества личности. При этом методе ученики самостоятельно приходят к  выводу.  Например, я использовала этот метод на уроке обществознания по теме «Правовое государство». Учащиеся должны были прийти к выводу о важности права и что «право выше власти», это было достигнуто с помощью системы  наводящих вопросов,  тезисов и примеров. Вначале ученики  должны были ответить на общие вопросы: для чего люди объединились в государство,  зачем нужно право, органы власти и т.п. А далее, исходя из их ответов, задавались вопросы на уточнение, приводились примеры для корректировки и направления размышлений к нужному варианту. Для учащихся такая форма работы была непривычна и в начале были затруднения, но режим диалога и возможность отвечать «не по учебнику», а размышлять помогли включиться в работу всему классу. Применение  примеров «из жизни» наглядно показало современную ситуацию и обеспечило взаимосвязь предмета с реальностью, это дало возможность для формирования гражданской позиции учащихся.         

Дискуссия как метод обучения, основывается на обмене мнений по определенной проблеме. Она  имеет большую обучающую и развивающую ценность, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других, овладевают ораторским умением. Мною проводилась дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему с позиций представителей определенной группы лиц (социальный слой, партия и т.д.) и стороннего наблюдателя - эксперта. При проведении урока истории по теме «Правые и левые в политической жизни индустриальных стран в 1920-х гг.» нужно было детально рассмотреть понятие ревизионизм и разобраться в сути   конфликта между социал-демократами и коммунистами.  Для этого была поставлена тема «Кто прав: Социал-демократы или коммунисты».  Класс был разделен на три группы: 1)Социал-демократы 2)Коммунисты 3)Группа экспертов. Первая и вторая группа должны были представить и защитить свои позиции, а третья сравнить представленные программы (найти общее и различное) и сделать вывод, почему возник этот конфликт и к чему он привел. Все три группы справились с заданием, были выполнены все поставленные цели этой дискуссии.
Также я применяла дебаты при рассмотрении темы «Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристический режим в Японии».  Тема  дебатов  «Мероприятия фашистов: за и против». Учащиеся должны были рассмотреть реформы проведенные в Германии и Италии в 1930- х гг. и сделать вывод об их влиянии на развитие стран (путь выхода из кризиса, смена государственной формы правления) и мировой истории (конфликт идеологий).   Каждый мог высказать свое мнение, главным требованием являлось наличие аргументации. В конце дебатов был подведен итог и сделан общий вывод о результатах реформ фашистов и их значении в дальнейшем развитии  данных стран (Приложение №2).

Деловая игра  – это  метод обучения, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся, и создает атмосферу раскованности, свободы мышления. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

Я проводила деловую игру на уроке права в 11классе по теме «Избирательное право», в 9классе - «Голосуют дети в 10 классе - « Мы и выборы», «Молодежь и выборы» обучающиеся должны были создать проекты предвыборных программ. Данная работа  помогла развивать творческие способности, имела большую воспитательную значимость, так как высокая степень наглядности, знания, полученные в ходе практической работы, лучше усвоились учащимися, заинтересованность в предмете, в связи с его применяемостью в современной жизни, усилилась(Приложение №3).

Таким образом, проведение уроков с применением активных и интерактивных методов показало, что такие методы позволяют глубже проникать в суть исторических явлений, формировать историческое мышление, помогают формировать гражданскую позицию и систему общественных ценностей учащихся, а также мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение, повышают интерес к предмету.

Для успешного применения этих методов на уроке следует  постепенно обучать учеников приемам работы, начинать с применения элементов и только потом можно строить на них весь урок.  Стоит учитывать готовность класса к такой работе, так как требуется активная работа учащихся. Учитель, практикуя  активные и интерактивные методы, должен очень гибко и быстро реагировать на возможную смену формы работы. Так же нужно применять методы в соответствии возрастным особенностям класса, например, для старших классов могут применяться более сложные методы (дебаты, кейсы и т.д.), а для младших более легкие (элементы игры, творческие задания). Методы активного и интерактивного обучения необходимы на уроках истории и обществознания для выполнений целей школьного образования. Их  можно применять на любом уроке истории и обществознания, главное  чтобы выполнялись цели урока. Например, урок можно начинать с небольшой эвристической беседы для логического перехода между темами или в конце урока можно провести обсуждение, в виде небольшой дискуссии, для подведения итогов урока.

Мотивацию к обучению истории и обществознания у учащихся 5-11 классов повышаю методами технологии критического мышления (Приложение №4).

Цели технологии развития критического мышления:

1.Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

2. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

3. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Задачи технологии развития критического мышления – научить школьников:

1. выделять причинно-следственные связи;

2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

3. понимать, как различные части информации связаны между собой;

4. выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;

5. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

6. избегать категоричности в утверждениях;

7. быть честным в своих рассуждениях;

8. выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

9. уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

10. отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

На своих уроках по истории и обществознания применяю следующие приёмы:

- корзина идей, понятий, имен; (этап актуализации знаний)

- прием составления кластера; (этап рефлексии)

- прием составления синквейна; (этап рефлексии)

- прием написания эссе; ( в конце изучения темы)

- диаманта; (этап рефлексии)

- прием – «Объединить объекты в систему; (КИМ)

- прием «Исключение лишнего». (КИМ)

Образовательные результаты этой технологии

1.Умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний.

2.Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.

Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

3.Умение решать проблемы.

4.Способность самостоятельно заниматься своим обучением.

5.Умение сотрудничать и работать в группе.

6.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

7.Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

8.Есть возможность повторения, усвоения материала;

9.Усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

10.Вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

11.Появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

12. Обостряется любознательность, наблюдательность;

13. Дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

14. Письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

15. В ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

16. Развивает активное слушание;

17. Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

18. случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Таким образом, ТРКМ помогает мне воспитывать личность и формировать у обучающихся УУД.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!