СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания имеет большие преимущества: значительно повыша­ет уровень понимания обучающимися основных вопросов учебного материала. Они лучше усваивают причинно-следственные, хронологические связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес к предмету, формирует историческое сознание.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС»

Активные методы обучения

на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС


Обновление ФГОС нацелено на добавление в них базового предметного содержания, того необходимого минимума, который обязан знать каждый учащийся по каждому предмету. Идет большая работа по созданию единого образовательного пространства, работа над которым затрагивает: стандарты, учебники и экспертизы учебников.

Жизнь не стоит на месте, она требует идти в ногу со временем, а иногда и бежать впереди учеников.

Бывают такие моменты, когда учителя говорят: «Дети нас не понимают». Мы видим, что иногда прописные истины не находят места в сознании современных детей и огорчаемся, возмущаемся и порой не знаем, как поступить. Содержание ФГОС дает на многие вопросы хорошие ответы.

Например, формирование УУД. Стандарты требуют этих умений от детей, а значит и мы должны многое уметь, чтобы научить этому детей. Мне нравится то, что работающие в одном классе учителя идут в идеале по одной дороге, которая называется «Формирование УУД». Только тогда можно получить результат.

Смотрим познавательные УУД: «умение перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы», «уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде», «группировать различные объекты, явления, факты». Регулятивные: «соотносить результат своей деятельности с образцом, предложенным учителем». Работа на уроке и дома с опорными конспектами, таблицами, схемами, на мой взгляд, полностью соответствует формированию познавательных и регулятивных УУД.

Одна из бесспорных задач усвоения истории – усвоение фактического материала; без этого нельзя говорить ни о формировании навыков анализа документов, ни об умении объяснять события и явления, видеть их взаимосвязь.

Как научить детей запоминать и воспроизводить исторические факты?

Перспективна идея активных методов обучения, например, опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и символов с кратким выводом (методика ученого педагога, народного учителя СССР, преподавателя математики Шаталова В.Ф.), что я довольно часто использую на уроках. Излагая новый материал, предлагаю готовый опорный конспект (схему), в котором сжато отражены основные факты, намечена их логическая взаимосвязь, последовательность событий, затем предлагаю самостоятельно выполнить такой вид работы по следующему вопросу по образцу.

Конечно, будет неуместным использовать опорные конспекты, таблицы, схемы при изучении всех без исключения тем.

Эффективность таких приемов значительна, потому что они:

1. Помогают школьникам составить более чёткое представление об основных составляющих исторических процессах, о наиболее характерных чертах событий, явлений. Порой ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему.

2. Процесс составления опорного конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания школьников, даже не слишком усердные ученики старательно выполняют задание, следят за объяснением материала.

3. Работа с конспектами (и любыми иными схемами) способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинно-следственных связей.

4. Благодаря опорным конспектам облегчается контроль знаний. При этом опрос по конспекту может проводить и учитель, и – по его поручению – ученик-консультант. Кроме того, работая в парах, ученики в состоянии оценить, в какой степени они сами и их товарищи усвоили минимум материала.

5. Конечно, работа с опорными конспектами не решает всех проблем исторического образования. Есть у этой методики и недостатки. На составление конспектов и их воспроизведение тратится немало времени. Но эти затраты оправдывают себя, потому что сегодня мы работаем с целью научить ребенка учиться, если образно выразиться, то научить ловить рыбу, а не накормить голодного. Доказано, «что учащиеся удерживают в памяти 95% от того, чему они обучаются сами».

Полезными оказываются и упрощённые карты-схемы. Они уместны, например, при изучении монголо-татарских завоеваний, внешней политики Ивана Грозного и других подобных событий. Эти схемы представляют собой совокупность опорных сигналов (важно хотя бы приблизительно соблюдать масштаб и правильно ориентировать линии, знаки).

В опорный конспект закладывается яркий образ, главная мысль раздела или темы, а условные знаки наполняют основу конкретным содержанием. Опыт работы с опорными конспектами показывает, что условные обозначения запоминаются легко, если они придуманы детьми. Постепенное составление опор (графическое конспектирование) способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний, развитию памяти, логического мышления, учёту индивидуальных особенностей детей.

Опорные конспекты изображаются при помощи опорных сигналов – особого языка, разработанного совместно с учениками. Придумываем: король, царь – корона, сражение – скрещенные мечи, шпаги, сельское хозяйство с/х., название страны одна заглавная буква, например, Р-Россия, А-Англия, Т-Турция, кто нападает, от того идет стрелочка и т.д. Предлагаю ребятам самим придумать обозначения, например, поражение и победа, если это военные действия. Дети с удовольствием выполняют задание, рисуют грустные и веселые смайлики. Опорные сигналы могут быть различными, но общим для них остаются требования – простота и образность, что способствует более лёгкому запоминанию темы.

Составление опор, как правило, доступно всем учащимся и это повышает мотивацию при организации коллективных и групповых форм работы. Использую составление опорных конспектов и схем в малых группах (4-6 учащихся) – это один из эффективных и интересных путей взаимообучения и взаимопроверки. Большие возможности открываются в работе с контурной картой, в печатной рабочей тетради.


Использую разные подходы к содержанию, разные темпы речи при объяснении. Такая организация урока позволяет включить различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, моторный).

Самоуправление обучающихся на уроке - еще один способ активизации деятельности класса. Один ученик про­водит урок, другой является его дублером, третий комментато­ром.

Вот несколько элементов такого урока:

  1. Учитель-ученик начинает урок с устного опроса учащихся (10-­12 минут.

  2. В течении всего урока идет самооценка знаний, когда каждый ученик выставляет на полях баллы за ответы на вопросы. Баллы можно копить не на одном уроке. Расписываюсь, если поставлена оценка.

  3. Применяю парный опрос учеников, друг другу отвечают домашнее задание, ставят оценку за ответ (3-5 минут). В большинстве случаев оценки и самооценки совпадают. Пары каждый раз новые, они созда­ются перед уроком. После этого учитель-ученик садится на место. Комментатор проводит обсуждение прошедшей части уро­ка, делает вывод, предлагает оценку за ведение урока; ученики за нее голосуют.

4. Письменный опрос — воспроизведение по памяти конспекта с опор­ными сигналами из домашнего задания.

Объяснение нового материала может проходить как с самого начала по учебнику коллективно, так и по заготовленному заранее на доске или на карточке конспекту.

Показываю, как разделить текст на смысловые части и озаглавить их. Получается краткий план. Дальше работаем вместе, заканчивает работу каждый самостоятельно. Конечно, подхожу к тем, кто затрудняется, такие дети, могут рассчитывать и на помощь своих одноклассников.

Многолетний опыт преподавания с использованием активных методов обучения, а именно, опорных конспектов, схем, таблиц показывает, что этот вид обучения имеет большие преимущества: значительно повыша­ет уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания, сложного материала. Они свободно оперируют зна­ниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.



учитель истории и обществознания

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Мандрик Л.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!