СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описываются активные методы обучения ("кроссеанс", "автобусная остановка"), а также плюсы и минусы активных методов обучения

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания"»

Муравлева  Е.А.

Муравлева Е.А.

Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать». Фридрих Дестервег

Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Фридрих Дестервег

Цель-результат образования в школе: ЛИЧНОСТЬ,  которая: Владеет знаниями о мире. Умеет действовать в мире. Имеет активную жизненную позицию. Готова к саморазвитию. Готова к непрерывному образованию.

Цель-результат образования в школе:

ЛИЧНОСТЬ, которая:

  • Владеет знаниями о мире.
  • Умеет действовать в мире.
  • Имеет активную жизненную позицию.
  • Готова к саморазвитию.
  • Готова к непрерывному образованию.
Пассивный метод Форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Ученик УЧИТЕЛЬ Ученик Ученик

Пассивный метод

Форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя.

Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Ученик

УЧИТЕЛЬ

Ученик

Ученик

Активные методы Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК УЧЕНИК

Активные методы

Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока.

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

УЧЕНИК

Интерактивные методы УЧЕНИК «Inter» - это взаимный, «act» - действовать – взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Интерактивные методы

УЧЕНИК

«Inter» - это взаимный, «act» - действовать – взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Мотивация «Правовой статус несовершеннолетних» (урок обществознания в 9 класс) С какого возраста человек… Ваш ответ Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии Правильный ответ   Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)     Приобретает право на гражданство Несет уголовную ответственность за любые преступления       Может соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство       Может без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами      

Мотивация

«Правовой статус несовершеннолетних» (урок обществознания в 9 класс)

С какого возраста человек…

Ваш ответ

Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии

Правильный ответ

 

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)

 

 

Приобретает право на гражданство

Несет уголовную ответственность за любые преступления

 

 

 

Может соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство

 

 

 

Может без согласия родителей распоряжаться заработком

(стипендией) и иными доходами

 

 

 

Мотивация «Гражданские правоотношения» (урок обществознания 9 класс) Права подростков, которые можно осуществлять самостоятельно с 14 лет Права подростков, которые можно осуществлять с письменного согласия родителей               1.  Совершать мелкие бытовые сделки 2.  Устроиться на работу по трудовому договору 3.  Иметь авторские права на произведения науки, литературы и искусства 4.  Распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами 5.  Купить квартиру 6.  Иметь вклады в кредитных учреждениях (банках), распоряжаться ими 7.  Поехать за границу 8.  Получить паспорт

Мотивация

«Гражданские правоотношения»

(урок обществознания 9 класс)

Права подростков, которые можно осуществлять самостоятельно с 14 лет

Права подростков, которые можно осуществлять с письменного согласия родителей

 

 

 

 

 

 

 

1. Совершать мелкие бытовые сделки

2. Устроиться на работу по трудовому договору

3. Иметь авторские права на произведения науки, литературы и искусства

4. Распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами

5. Купить квартиру

6. Иметь вклады в кредитных учреждениях (банках), распоряжаться ими

7. Поехать за границу

8. Получить паспорт

Мотивация Игра «Крестики-нолики» Цель игры: • повторение и обобщение пройденного материала; • контроль за качеством подготовки домашнего задания; • развитие речи, памяти; Задачи: • создание эмоциональной атмосферы для изучение нового материала; • формирование интереса у обучающихся к продолжению изучения темы.   Полководцы   Даты   Французы   Карта    События     Русские   Итог     Искусство и война   Современность   Игровое поле для проведения игры по теме «Отечественная война 1812 г»:

Мотивация

Игра «Крестики-нолики»

Цель игры:

• повторение и обобщение пройденного материала;

• контроль за качеством подготовки домашнего задания;

• развитие речи, памяти;

Задачи:

• создание эмоциональной атмосферы для изучение нового материала;

• формирование интереса у обучающихся к продолжению изучения темы.

 

Полководцы

 

Даты

 

Французы

 

Карта

 

События

 

 

Русские

 

Итог

 

 

Искусство и война

 

Современность

 

Игровое поле для проведения игры по теме «Отечественная война 1812 г»:

Изучение нового материала Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Класс разбивается на группы по5-7 человек Время: 20-25 мин. Материал: ватман, фломастеры.

Изучение нового материала

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Класс разбивается на группы по5-7 человек

Время: 20-25 мин.

Материал: ватман, фломастеры.

Закрепление изученного материала Кроссворды Игры Обобщающие схемы Конспекты Опросы Рефлексия – получение обратной связи Эссе Синквейн Незаконченное предложение Мини-сочинение Глоссарий (составление словаря)

Закрепление изученного материала

Кроссворды

Игры

Обобщающие схемы

Конспекты

Опросы

Рефлексия – получение обратной связи

Эссе

Синквейн

Незаконченное предложение

Мини-сочинение

Глоссарий (составление словаря)

Метод «кроссенса» Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для

Метод «кроссенса»

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов".

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

 

1

 

 

2

 

4

 

3

 

5

 

7

 

8

 

6

 

 

9

 

«Первые русские князья»

«Первые русские князья»

Методика работы над кроссенсом.   1. определить тематику, общую идею; 2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме; 3. найти связь между элементами, определить последовательность; 4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа); 5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат); 6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента; 7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими; 9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).

Методика работы над кроссенсом.

1. определить тематику, общую идею;

2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3. найти связь между элементами, определить последовательность;

4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат);

6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).

Цели кроссенса: проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока); формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему и цели урока); поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах); обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод); организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп); творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе); построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Цели кроссенса:

  • проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);
  • формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему и цели урока);
  • поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
  • обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
  • организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
  • творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);
  • построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Плюсы активных и интерактивных методов  1. Самостоятельное освоение нового материала учениками.  2. Развитие коммуникативных умений  и навыков.  3. Повышение учебной мотивации.  4. Для учителя – новые возможности оценивания и один из способов уменьшить психологическое давление оценки.

Плюсы активных и интерактивных методов

1. Самостоятельное освоение нового материала учениками.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков.

3. Повышение учебной мотивации.

4. Для учителя – новые возможности оценивания и один из способов уменьшить психологическое давление оценки.

Минусы активных и интерактивных методов  1. Увлечение «интересными» для детей активными формами работы спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания.  2. Часто создается впечатление, что весь учебный материал освоен, но потом оказывается, что много частностей упущено  3. Для ученика появляется хорошая возможность «затеряться», ничего не делать  4. Для ученика робкого, некоммуникабельного могут возникать проблемы в общении с одноклассниками.

Минусы активных и интерактивных методов

1. Увлечение «интересными» для детей активными формами работы спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания.

2. Часто создается впечатление, что весь учебный материал освоен, но потом оказывается, что много частностей упущено

3. Для ученика появляется хорошая возможность «затеряться», ничего не делать

4. Для ученика робкого, некоммуникабельного могут возникать проблемы в общении с одноклассниками.

Вывод  Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой бщечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокаминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личной судьбы ребёнка. Современный урок – это четыре  (удивление, удовольствие, усилия, успех)!

Вывод

  • Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой бщечеловеческой культуры.
  • Современный урок есть протекание сорокаминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личной судьбы ребёнка.
  • Современный урок – это четыре (удивление, удовольствие, усилия, успех)!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!