СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активный отдых в летнем лагере

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как запланировать отдых в летнем лагере. План мероприятий на заезд. 

Просмотр содержимого документа
«Активный отдых в летнем лагере»

Е.Н.Тихонова,

методист, Дом детского творчества,

Нижегородская область, г.Лысково



Летний лагерь как традиционная форма организации активного отдыха детей и подростков


Современные требования к дополнительному образованию детей делают актуальным поиск таких приемов и форм работы, которые расширяли бы его пространственные и временные характеристики, в том числе и за счет активизации потенциала каникулярного отдыха детей. Лагеря с дневным пребыванием детей, функционирующие на базе учреждений дополнительного образования, обладают значительным воспитательным потенциалом, который способен оптимизировать содержание и придать новые смыслы дополнительному образованию детей

Школа, какой бы продвинутой она не была, не приспособлена для полноценного отдыха и творчества детей. Дети в любом случае ощущают себя учениками, а не просто детьми.

Дома детского творчества расположен в старой – исторической части города, очень зеленой, близко расположены места отдыха и р. Волга. Лагерь «Росток» начал свою работу в 1993 году.

Каждый год смены носят тематический характер, они связаны с основными датами года и событиями Дома детского творчества: «Город мастеров», в сентябре 2004 года – была разработана модель самоуправления по которой продолжили работу в летнее время; «По дорогам боевой славы», 2005 год – 60 лет победе в Вов; «Четвертая высота», 2015 год – Год литературы. «Экспедиционный корпус – 3», 2017 год Год экологии. В программе предусмотрены экологические мероприятия. А также это год 95 –летия Пионерии, детское движение, это одно из направлений по которому работает Дом детского творчества.

Идея создания проекта основывается на опыте программы «Экспедиционный корпус 2» реализованной в 1998 г. в Доме детского творчества, а также опыте одного из первых педагогов детского движения России, послереволюционного периода, Иннокентия Николаевича Жукова, его называли старшим другом скаутов.

В 1918 г., рассказывая ученикам о географических открытиях и путешественниках, И.Н. Жуков предложил организовать путешествие по Забайкалью. Собрав около тысячи ребят, он объявил о создании "экспедиционного корпуса". Идея вызвала глубокую заинтересованность у ребят. Было объявлено, что через два года состоится путешествие по родному краю и добавлено, что хулиганов и курильщиков в путешествие не возьмут. В результате - дисциплина в школах резко повысилась.

Реализация целей и задач смены в 2017 году состоит в организации длительной воспитывающей (сюжетно-ролевой) игры «Экспедиционный корпус – 3». Игра развивается в течение 21 дня. Ее суть в подготовке к однодневному походу на Оленью гору. В ходе этой игры каждый участник имеет возможность проявить свои физические, творческие и интеллектуальные возможности. Для успешного осуществления похода начинают действовать временные коллективы ребят, объединенных одной специальностью. Их цель дать детям необходимый минимум знаний, умений и навыков. В соответствии с оригинальной историей «Экспедиционный корпус», в поход пойдут самые активные и дисциплинированные.

Задачи смены претворяются в социально-значимых делах, проектной деятельности, КТД.

Нами выбрано три направления: эстетическое «Связь времен», экологическое «ЭКО» и туристическое «Экспедиция». Особое внимание обращалось на формирование "экологического мировоззрения", исключающего потребительское, деструктивное отношение, как к природным богатствам, так и окружающим людям.

Психологи утверждают,  что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летней смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Образовательный процесс по программе «Экспедиционный корпус – 3» строился по трем направлениям:

1. Организация работы творческих площадок:

• «Веселые ложкари».

• «Азбука танца».

• «Лукошко».

• «Мягкая глина».

2. Организация исследовательской и проектной деятельности.

3. Организация теоретических и практических занятий по специальностям.

Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников.

Ввиду того, что детский коллектив лагеря был разновозрастным (от 9 до 14 лет), формы и методы работы педагогами подбирались с возможностью использования преемственности и взаимопомощи. Так для реализации проектов и исследовательских работ, отряды делились на микрогруппы, для участия в играх по станциям, соревнованиях часто приглашались не только отряды, но и сборные команды (состоящие из представителей всех трёх отрядов): Игра по станциям «ПДД», «Экологические забеги»; «Веселые старты», конкурсная программа «Здравствуй», «Кулинарная книга», пионербол, футбол.

По результатам Живой анкеты, реализуя проекты: «Фотография», «Фольклор», «Промыслы» ребятам понравилось работать коллективно и в группах. Совместная отрядная работа способствовала сплочению коллектива. Ребята узнали много новой информации. Многие занимались исследовательской работой впервые.

На реализацию исследовательских проектов: «Ударные инструменты», «Почва», «Фито-чай» было отведено больше времени (пожелание ребят), чем на первой неделе. По проектам ребята проводили социологические опросы, опыты, самостоятельно изготавливали инструменты, заготовили травы и приготовили чай. В конце работы прошла презентация проектов.

Получены хорошие результаты, так как темы были близки по содержанию ребятам и педагогам. В лагере больше свободного времени для такого вида деятельности, поэтому опыт с организацией проектной и исследовательской работы удался.

На третьей недели проведены мастер-классы, на которых ребята также делились по специальностям:

• «Юный повар»,

• «Туризм»,

• «Первая медицинская помощь»,

Полученные знания и умения участники смены показали в походе, во время прохождения Туристической полосы.

Мы уделяем большое внимание формированию и развитию у детей чувства коллективизма, взаимовыручки, созданию положительного эмоционального климата в каждом отдельном отряде и в лагере в целом. Этому благоприятно способствует состав детей (дети, в течение года посещающие детские объединения Дома детского творчества), а так же их количество (45 человек).

За смену в каждом детском объединении было проведено 4 творческих площадки.

В конце недели ребята отвечали на вопросы Живой анкеты, один из которых: «Нравится ли тебе ходить на творческие площадки», все ребята отвечали «Да».

Научился: танцевать – 47%, играть на ложках – 93%, лепить игрушки из глины – 84%, ничему не научился – 3%.

Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в летнем лагере велико по следующим причинам:

  • деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение;

  • поиск своего "Я" происходит за счет возможности выбора видов деятельности и быстрой их смены.

Организация свободного времени ребенка, не для бесцельного время препровождения, а с созидательной целью, является одной из наших задач.


Литература


Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик / Под ред. В.А.Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!