СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы и методы преподавания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смертельный грех учителя – быть скучным. (И.Ф.Гербарт)

Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации (Х.-Е. Майхнер) показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами; 90% того, что делали сами.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

Вашему вниманию я хочу представить основные формы и методы активного обучения, используемые мною на уроках.

1. Интегрированные (бинарные) уроки с привлечением учителей – предметников.

Главное преимущество интегрированного урока заключается в возможности представить учащимся взаимосвязь предметов. Интегрированные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются в интегрированном уроке теоретическое и практическое обучение.

2. Урок – творческая мастерская  (Проектная деятельность).

Результатом такого урока становится не только создание творческого продукта. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между учащимися, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. В процессе работы ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

3. Урок – игра “Что? Где? Когда?”

4. Урок-исследование.

На таком уроке дети выполняют простейшие лабораторные работы. Результатом урока становятся знания, добытые практическим путём и полученные в ходе обсуждения результатов практических исследований, т.е обмена опытом.

5. Мозговая атака.

Целью такого урока является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения той или иной задачи.

6. Урок-экскурсия.

Учебная экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений.

7. Круглый стол.

Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

8. Метод любования.

В основе этого метода лежит эмоциональная форма усвоения нового.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

На примере уроков Познание мира ( «Познание мира» учебник 3 класса 2012 года ) я хочу познакомить Вас с формами и методами активного обучения.

 

 

 

Тема урока

Применяемый метод

  1. Путешествие в прошлое Земли

Круглый стол «Гипотезы возникновения Земли»

  • Вода и суша на земном шаре

Бинарный урок с привлечением учителя географии

  • Глобус и карта

Урок – исследование

  • Наша страна-Республика Молдова. Кишинев- столица Молдовы. 

Заочная экскурсия привлечением видеоматериалов.

  • Планета Земля.

Проектная деятельность. Мозговая атака

  • Твердые, жидкие и газообразные тела

Урок – исследование.

  • Внутренние и внешние оболочки Земли.

Урок – исследование

  • Твердая оболочка Земли.

. Урок – исследование

  • Почва и ее состав.

Бинарный урок с привлечением учителя биологии

  • Полезные ископаемые. Переработанное сырье.

Бинарный урок с привлечением учителя географии.

  • Атмосфера Земли. Воздух.

Урок – исследование

  • Движение воздуха.

Урок – исследование.

  • Температура воздуха.

Урок – исследование

  • Водная оболочка Земли. Вода.

Урок – исследование

  • Проточные и стоячие воды.

Урок – исследование

  • Круговорот воды в природе.

Заочная экскурсия привлечением видеоматериалов

  • Живая оболочка Земли. Биосфера.

Урок – исследование

  • Экодрузья: почва ,воздух, вода , живые существа

Проектная деятельность Мозговая атака

  • Полевые растения. Водные растения.

Метод любования.

  • Лес- зеленая крепость. Декоративные  растения.

Метод любования.

  • Сады и виноградники.

Метод любования.

  • Выращивание овощей и злаков.

Урок – исследование

  • Дикие и домашние животные.

Урок – игра “Что? Где? Когда?”

  • Природные зоны Земли.

 Заочная экскурсия привлечением видеоматериалов

  • Экзотические растения и животные.

Урок – игра “Что? Где? Когда?”.

  • Экоинтеллектуалы :здоровая среда.

Проектная деятельность. Мозговая атака

Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.