СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы обучения на уроках как средство развития ключевых компетенций учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Просмотр содержимого документа
«Активные формы обучения на уроках как средство развития ключевых компетенций учащихся»



АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

КАК средство РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены,
но никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э. Ловелл

Находящиеся в постоянном изменении социально-экономические и политические условия жизни заставляют по иному смотреть на проблему формирования компетенций учащихся. Теперь уже мало лишь обладать суммой знаний, необходимо уметь их применять по назначению, комбинировать знания из различных научных областей, уметь устраиваться в сообществе себе подобных, но главное – быть конкурентно-способным.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

[2] Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным, что и обеспечивает развитие таких компетенций, как:   социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом



Таким образом, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата и меняются формы и методы организации занятий.

[3] Развитие данных компетенций осуществляется через активные формы  обучения, которые предусматривают проведение занятий через организацию:

1.  Игровой деятельности учащихся.

2.  Проектной деятельности.

3.  Различных форм проведения уроков.

4.  Уроков с использованием ИКТ.

Активные формы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса


Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс, что способствует развитию коммуникативной и кооперативной компетенции.


Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. С помощью метода проектов реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.


Нетрадиционные виды уроков (урок - викторина, урок – игра, урок – экскурсия, урок – КВН, урок – путешествие, урок – сказка) отличаются от традиционных следующими принципами:

·  максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

·  поддержка альтернативности и множественности мнений;

·  педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

Способствуют формированию у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитию творческого потенциала детей.

На уроках с использование ИКТ формируется информационно-технологическая компетенция, которая подразумевает готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, включает умение пользоваться современными компьютерными, в том числе и телекоммуникационными технологиями.


[4] Разумное сочетание и использование сильных сторон традиционных и активных форм обучения позволяют развивать у обучающихся:

1.       Познавательные навыки и способность к самообразованию.

2.       Способность ориентироваться в современном информационном пространстве.

3.       Целеустремленность и настойчивость.

4.       Способность взять на себя инициативу и ответственность.

5.       Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

6.       Коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетенций обучающихся.



А сейчас небольшой анонс занятий, которые мы предлагаем сегодня посмотреть:

На всех трех занятиях вы увидите работу в группах, т.к. этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и результата.

[5] 1. Урок математики – «Фруктовый сад»

Цели: Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке к следующему уроку для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои успехи и пробелы, с тем, чтобы учитель мог их знать и учитывать в образовательном процессе.

[6] 2. Урок русского языка – «Дерево знаний»

Цели: Способствовать формированию положительной учебной мотивации, развивать творческие способности, активно вовлекать обучающихся в образовательных процесс, помочь раскрыть личностно индивидуальные возможности, развивать нестандартное мышление, повышать познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные качества личности.

[7] 3. Урок биологии + географии – «Квест»

Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника.

Обучение на таких уроках происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды.



Спасибо за внимание!