Выступление на ШМО
учителей начальных классов
«Активные формы организации
методической работы»
подготовила руководитель ШМО
учителей начальных классов
МБОУ-СОШ № 2 р. п. Степное
Советского района Саратовской области
Илюшова Татьяна Алексеевна
2012 год
Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).
Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на мой взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Активные формы организации методической работы
Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.
Задачи:
ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;
определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).
Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.
Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.
Цель: выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.
Задачи: определение образовательной политики школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.
Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.
Задачи:
Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.
В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.
Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.
Задачи:
ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;
проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.
Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения: коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
Форма проведения: групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).
Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
Цель: обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.
Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.
Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал. ТСО.
Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков.
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.
Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Цель: развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.
Непосредственное обучение молодого учителя наставником (опытным учителем).
Цель: передача знаний, опыта, мастерства.
Задачи:
обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;
обеспечение уровня работы молодого учителя;
формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.
Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.
Цель: знакомство с педагогическим творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.
Цель: познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребёнка, системой их взаимоотношений.
Цель: стимулирование поиска, творческая исследовательская деятельность педагогов. Данная форма предполагает создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами - обязательно приведет к повышению профессионального уровня педагогов.