АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Учаева Татьяна Анатольевна
воспитатель
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»
город Минусинск
Аннотация: В статье средством развития социального интеллекта представлены активные методы обучения, используемые как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Активные методы эффективно формируют способности по всем трём группам критериев, описывающим социальный интеллект.
Ключевые слова: Социальный интеллект, развитие социального интеллекта, активные методы обучения.
Key words: Social intellect, the development of social intelligence, active learning methods.
Проблемы социального интеллекта привлекают в последнее время всё большее внимание исследователей, поскольку социальный интеллект является «чрезвычайно важным практическим качеством» [1, с. 11]. Д.В. Ушаков даёт определение социальному интеллекту как «способности понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации... Социальный интеллект позволяет, точно оценив ситуацию и участвующих в ней людей, более адекватно выстроить стратегию поведения» [1, с. 26].
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Концепция модернизации образования и новые ФГОС предлагают ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности. Не случайно в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одной из задач ставится «развитие социального и эмоционального интеллекта» [2, п.2.6]. Эта задача остаётся актуальной и на протяжении всего школьного образования.
Как справедливо отмечает Д.В. Ушаков «социальный интеллект нужен любому — политику, учёному или домохозяйке. Социального интеллекта не может быть слишком много» [1, с. 28]. Он же говорит о том, что обучение социальному интеллекту происходит в нашей жизни через опыт общения, что именно «эксплицитное обучение может дать существенный эффект» [1, с. 28]. Исходя из этого, на мой взгляд, наиболее эффективным средством развития социального интеллекта является применение в образовательном и воспитательном процессе активных методов обучения.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов — обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося. Содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, вовлечении в общую работу всех участников образовательного процесса, в обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке цели и определении путей их достижения, в организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений. Активные методы предполагают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.
Именно активные методы обучения наиболее эффективно могут содействовать развитию социального интеллекта по всем критериям, описанным А.И. Савенковым в его работе «Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха»: когнитивным, эмоциональным, поведенческим [3, с. 36]. Например, когда перед учащимися ставится задача найти возможные пути выхода из проблемной ситуации, они самостоятельно работают с информацией, вырабатывают и принимают решения, формулируют выводы и прогнозы, они запоминают и усваивают материал в значительно большем объеме, и у них значительно эффективнее формируются способности по всем трём группам критериев, описывающим социальный интеллект.
Участие в диспутах позволяет формировать у детей такие поведенческие способности, характеризующие социальный интеллект, как социальное восприятие — умение слушать собеседника, социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими, способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение, способность работать в условиях стресса (публичное выступление).
Проектная деятельность — это ещё один вид активного метода обучения и ещё одно эффективное средство развития социального интеллекта ребёнка. Эффект усилится, если будет организована деятельность, совместная с родителями, как с людьми, наиболее значимыми в жизни каждого ребёнка. Работа над проектом способствует формированию у учащихся навыков социального взаимодействия — способности и готовности работать совместно, способности к коллективному взаимодействию и, как к его высшему типу, - коллективному творчеству, эмпатии, установления эмоциональных связей с другими, сопереживания (преодоления коммуникативного и морального эгоцентризма). Кроме того, совместные детско-родительские проекты укрепляют связь семьи и школы, открывают новые полезные формы досуга, способствуют личностному и интеллектуальному росту детей.
Существует множество разнообразных активных методов обучения, которые можно применять на любом этапе урока и во внеклассной деятельности. Для обеспечения качественных результатов внедрения активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя, которая позволит осуществить данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом уроке, занятии.
К групповым методам работы должны быть подготовлены и учащиеся:
необходимо убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания, при нехватке знаний учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;
инструкции по выполнению заданий должны быть максимально четкими, их необходимо записывать на доске или карточках;
у групп должно быть достаточно времени для выполнения задания.
Следует помнить, что результат будет достигнут, если процесс формирования умений и навыков пройдёт три уровня.
Первый уровень — приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).
Второй уровень — практическое подтверждение приобретённых социальных знаний во взаимодействии детей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде.
Третий уровень — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия с субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Как показывает ряд специальных экспериментов люди, «показывающие хорошие результаты по параметрам социального развития, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве» [3, с. 32], что ещё раз доказывает важность процесса развития социального интеллекта учащихся. Это особенно важно для воспитанников нашей школы-интерната с нарушениями слуха, т.к. обследования показывают, что у большинства детей наблюдается задержка социального развития на 2-3 года, завышенная самооценка, нередки проявления агрессивности. Каждый из этих показателей говорит о недостаточном развитии социального интеллекта, хотя в целом в школе динамика развития детей положительная, но как раз из-за недоразвития социального интеллекта при выходе из стен школы у выпускников возникают трудности во взаимодействии с открытой окружающей средой. Если активные методы обучения сделать постоянными спутниками на уроке и вне урока, есть шанс ликвидировать имеющиеся проблемы. В технологии активных методов обучения детей с нарушениями слуха есть ряд своих специфических особенностей, но это тема уже другого разговора.
Список используемой литературы:
Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М.,2004, с. 11-29.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Методологический семинар. - 2006. - № 1 (6) январь-март. - с. 30-38.
Адильбекова А.К. Интерактивные методы обучения и их классификация // Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика Казахстан.
Жаборовский И.В. Современные подходы к профессиональной деятельности педагога // Вебинар Проекта «Инфоурок», г.Смоленск. - 2015.