СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения как средство развития социального интеллекта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье средством развития социального интеллекта представлены активные методы обучения, используемые как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения как средство развития социального интеллекта»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Учаева Татьяна Анатольевна

воспитатель

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»

город Минусинск


Аннотация: В статье средством развития социального интеллекта представлены активные методы обучения, используемые как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Активные методы эффективно формируют способности по всем трём группам критериев, описывающим социальный интеллект.

Ключевые слова: Социальный интеллект, развитие социального интеллекта, активные методы обучения.

Key words: Social intellect, the development of social intelligence, active learning methods.


Проблемы социального интеллекта привлекают в последнее время всё большее внимание исследователей, поскольку социальный интеллект является «чрезвычайно важным практическим качеством» [1, с. 11]. Д.В. Ушаков даёт определение социальному интеллекту как «способности понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации... Социальный интеллект позволяет, точно оценив ситуацию и участвующих в ней людей, более адекватно выстроить стратегию поведения» [1, с. 26].

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Концепция модернизации образования и новые ФГОС предлагают ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности. Не случайно в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одной из задач ставится «развитие социального и эмоционального интеллекта» [2, п.2.6]. Эта задача остаётся актуальной и на протяжении всего школьного образования.

Как справедливо отмечает Д.В. Ушаков «социальный интеллект нужен любому — политику, учёному или домохозяйке. Социального интеллекта не может быть слишком много» [1, с. 28]. Он же говорит о том, что обучение социальному интеллекту происходит в нашей жизни через опыт общения, что именно «эксплицитное обучение может дать существенный эффект» [1, с. 28]. Исходя из этого, на мой взгляд, наиболее эффективным средством развития социального интеллекта является применение в образовательном и воспитательном процессе активных методов обучения.

Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов — обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося. Содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, вовлечении в общую работу всех участников образовательного процесса, в обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке цели и определении путей их достижения, в организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений. Активные методы предполагают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.

Именно активные методы обучения наиболее эффективно могут содействовать развитию социального интеллекта по всем критериям, описанным А.И. Савенковым в его работе «Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха»: когнитивным, эмоциональным, поведенческим [3, с. 36]. Например, когда перед учащимися ставится задача найти возможные пути выхода из проблемной ситуации, они самостоятельно работают с информацией, вырабатывают и принимают решения, формулируют выводы и прогнозы, они запоминают и усваивают материал в значительно большем объеме, и у них значительно эффективнее формируются способности по всем трём группам критериев, описывающим социальный интеллект.

Участие в диспутах позволяет формировать у детей такие поведенческие способности, характеризующие социальный интеллект, как социальное восприятие — умение слушать собеседника, социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими, способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение, способность работать в условиях стресса (публичное выступление).

Проектная деятельность — это ещё один вид активного метода обучения и ещё одно эффективное средство развития социального интеллекта ребёнка. Эффект усилится, если будет организована деятельность, совместная с родителями, как с людьми, наиболее значимыми в жизни каждого ребёнка. Работа над проектом способствует формированию у учащихся навыков социального взаимодействия — способности и готовности работать совместно, способности к коллективному взаимодействию и, как к его высшему типу, - коллективному творчеству, эмпатии, установления эмоциональных связей с другими, сопереживания (преодоления коммуникативного и морального эгоцентризма). Кроме того, совместные детско-родительские проекты укрепляют связь семьи и школы, открывают новые полезные формы досуга, способствуют личностному и интеллектуальному росту детей.

Существует множество разнообразных активных методов обучения, которые можно применять на любом этапе урока и во внеклассной деятельности. Для обеспечения качественных результатов внедрения активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя, которая позволит осуществить данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом уроке, занятии.

К групповым методам работы должны быть подготовлены и учащиеся:

  • необходимо убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания, при нехватке знаний учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;

  • инструкции по выполнению заданий должны быть максимально четкими, их необходимо записывать на доске или карточках;

  • у групп должно быть достаточно времени для выполнения задания.

Следует помнить, что результат будет достигнут, если процесс формирования умений и навыков пройдёт три уровня.

Первый уровень — приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).

Второй уровень — практическое подтверждение приобретённых социальных знаний во взаимодействии детей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде.

Третий уровень — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия с субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Как показывает ряд специальных экспериментов люди, «показывающие хорошие результаты по параметрам социального развития, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве» [3, с. 32], что ещё раз доказывает важность процесса развития социального интеллекта учащихся. Это особенно важно для воспитанников нашей школы-интерната с нарушениями слуха, т.к. обследования показывают, что у большинства детей наблюдается задержка социального развития на 2-3 года, завышенная самооценка, нередки проявления агрессивности. Каждый из этих показателей говорит о недостаточном развитии социального интеллекта, хотя в целом в школе динамика развития детей положительная, но как раз из-за недоразвития социального интеллекта при выходе из стен школы у выпускников возникают трудности во взаимодействии с открытой окружающей средой. Если активные методы обучения сделать постоянными спутниками на уроке и вне урока, есть шанс ликвидировать имеющиеся проблемы. В технологии активных методов обучения детей с нарушениями слуха есть ряд своих специфических особенностей, но это тема уже другого разговора.

Список используемой литературы:

  1. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М.,2004, с. 11-29.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  3. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Методологический семинар. - 2006. - № 1 (6) январь-март. - с. 30-38.

  4. Адильбекова А.К. Интерактивные методы обучения и их классификация // Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика Казахстан.

  5. Жаборовский И.В. Современные подходы к профессиональной деятельности педагога // Вебинар Проекта «Инфоурок», г.Смоленск. - 2015.