СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акцио - произнесение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Акцио (произнесение) – пятый, заключительный раздел классической риторики (инвенция, меморио, диспозиция, элокуция), посвященный непосредственно произнесению речи – устного текста.

Просмотр содержимого документа
«Акцио - произнесение»

Акцио

Акцио

 Акцио (произнесение) – пятый, заключительный раздел классической риторики (инвенция, меморио, диспозиция, элокуция), посвященный непосредственно произнесению речи – устного текста.

Акцио (произнесение) – пятый, заключительный раздел классической риторики (инвенция, меморио, диспозиция, элокуция), посвященный непосредственно произнесению речи – устного текста.

Рекомендации для выступающего: Не бояться слушателей Внимание на собственной речи , а не на волнении Сказать не всё Готовиться не в день выступления Не заниматься непривычными делами перед выступлением Не есть перед выступлением

Рекомендации для выступающего:

  • Не бояться слушателей
  • Внимание на собственной речи , а не на волнении
  • Сказать не всё
  • Готовиться не в день выступления
  • Не заниматься непривычными делами перед выступлением
  • Не есть перед выступлением
Начало выступления

Начало выступления

I.Организационный момент Свежий воздух

I.Организационный момент

  • Свежий воздух
 Темно-синий фон
  • Темно-синий фон
I.Организационный момент Минимум мебели позади

I.Организационный момент

  • Минимум мебели позади
I.Организационный момент Следите за освещенностью

I.Организационный момент

  • Следите за освещенностью
I.Организационный момент Не стойте среди слушателей Не садитесь на стол Не демонстрируйте недовольства Не начинайте сходу

I.Организационный момент

  • Не стойте среди слушателей
  • Не садитесь на стол
  • Не демонстрируйте недовольства
  • Не начинайте сходу
II. Захват внимания аудитории Обращение к событию, времени, месту Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

II. Захват внимания аудитории

  • Обращение к событию, времени, месту
  • Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях
  • Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации
II. Захват внимания аудитории Риторический вопрос Ссылка на свое эмоциональное состояние Возбуждение любопытства

II. Захват внимания аудитории

  • Риторический вопрос
  • Ссылка на свое эмоциональное состояние
  • Возбуждение любопытства
II. Захват внимания аудитории Демонстрация какого-либо предмета Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами Цитирование знакомого Цитирование знаменитости Исторический эпизод Постановка проблемного вопроса и ответ на него Изложение цели и задачи выступления Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно

II. Захват внимания аудитории

  • Демонстрация какого-либо предмета
  • Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами
  • Цитирование знакомого
  • Цитирование знаменитости
  • Исторический эпизод
  • Постановка проблемного вопроса и ответ на него
  • Изложение цели и задачи выступления
  • Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно
Не рекомендуется: Говорить, что Вы не оратор Начинать выступление с извинений Начинать выступление  с шутки

Не рекомендуется:

  • Говорить, что Вы не оратор
  • Начинать выступление с извинений
  • Начинать выступление с шутки
Поведение оратора в аудитории

Поведение оратора в аудитории

I. Восприятие оратора аудиторией Первое впечатление очень яркое Первое впечатление далеко от истины Первое впечатление устойчиво Оцениваются и запоминаются индивидуальные черты оратора Зрительный образ – основа первого впечатления

I. Восприятие оратора аудиторией

  • Первое впечатление очень яркое
  • Первое впечатление далеко от истины
  • Первое впечатление устойчиво
  • Оцениваются и запоминаются индивидуальные черты оратора
  • Зрительный образ – основа первого впечатления
II. Риторические позиции оратора Информатор Комментатор Собеседник Советчик Эмоциональный  лидер

II. Риторические позиции оратора

  • Информатор
  • Комментатор
  • Собеседник
  • Советчик
  • Эмоциональный лидер
«Коммуникативное самоубийство» Наставник

«Коммуникативное самоубийство»

  • Наставник
«Коммуникативное самоубийство» Трибуна

«Коммуникативное самоубийство»

  • Трибуна
«Коммуникативное самоубийство» Проситель

«Коммуникативное самоубийство»

  • Проситель
III.Внешний вид Не должно быть излишней привлекательности

III.Внешний вид

Не должно быть излишней привлекательности

III.Внешний вид

III.Внешний вид

III.Внешний вид

III.Внешний вид

Избегать : Одежды ярких цветов Несоответствия одежды возрасту Очень модной одежды Наполненности карманов Многочисленных украшений

Избегать :

  • Одежды ярких цветов
  • Несоответствия одежды возрасту
  • Очень модной одежды
  • Наполненности карманов
  • Многочисленных украшений
IV.Манера выступления Энергичность изложения Физическая бодрость, подвижность Уверенный внешний вид Дружеский, интимный тон

IV.Манера выступления

  • Энергичность изложения
  • Физическая бодрость, подвижность
  • Уверенный внешний вид
  • Дружеский, интимный тон
V. Расположение в аудитории Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями: демонстрирует уважение перед аудиторией; создает постоянное напряжение для себя; лучше чувствует время; энергичнее говорит.

V. Расположение в аудитории

Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями:

  • демонстрирует уважение перед аудиторией;
  • создает постоянное напряжение для себя;
  • лучше чувствует время;
  • энергичнее говорит.
VI.Движение Неподвижным ораторам аудитория доверяет меньше Следует иногда приближаться к слушателям При ходьбе нельзя раскачиваться Не следует вертеть в руках мелкие предметы

VI.Движение

  • Неподвижным ораторам аудитория доверяет меньше
  • Следует иногда приближаться к слушателям
  • При ходьбе нельзя раскачиваться
  • Не следует вертеть в руках мелкие предметы
VII. Взгляд Смотреть на всех слушателей попеременно Разбить зал на секторы в большой аудитории Отводить взгляд от аудитории только ненадолго Не глядеть в пространство Не смотреть под ноги

VII. Взгляд

  • Смотреть на всех слушателей попеременно
  • Разбить зал на секторы в большой аудитории
  • Отводить взгляд от аудитории только ненадолго
  • Не глядеть в пространство
  • Не смотреть под ноги
VII. Взгляд Переводить взгляд стоит медленно Зрительный контакт на протяжении всей речи Дружелюбный взгляд Смотреть в лицо, а не в глаза

VII. Взгляд

  • Переводить взгляд стоит медленно
  • Зрительный контакт на протяжении всей речи
  • Дружелюбный взгляд
  • Смотреть в лицо, а не в глаза
VIII. Позы и жесты Носки расставлены

VIII. Позы и жесты

Носки расставлены

VIII. Позы и жесты  Приподнятый подбородок

VIII. Позы и жесты

Приподнятый подбородок

VIII. Позы и жесты Грудь немного выставлена, а живот подтянут

VIII. Позы и жесты

Грудь немного выставлена, а живот подтянут

VIII. Позы и жесты  Требования к жестикуляции : Жестикуляция должна быть естественной Жестикуляция должна быть умеренной Жестикулируйте обеими руками Нельзя пальцами теребить одежду, крашения, дотягиваться до часов и т.д.

VIII. Позы и жесты

Требования к жестикуляции :

  • Жестикуляция должна быть естественной
  • Жестикуляция должна быть умеренной
  • Жестикулируйте обеими руками
  • Нельзя пальцами теребить одежду, крашения, дотягиваться до часов и т.д.
VIII. Позы и жесты Не делайте резких, порывистых движений локтями Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца Не шевелите открыто пальцами Делайте жесты только выше пояса

VIII. Позы и жесты

  • Не делайте резких, порывистых движений локтями
  • Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца
  • Не шевелите открыто пальцами
  • Делайте жесты только выше пояса
IX.Громкость, темп, интонация   «Нет» монотонности «Да» естественности Используйте средний темп речи Избегайте больших пауз Понижайте голос перед важной мыслью

IX.Громкость, темп, интонация

  • «Нет» монотонности
  • «Да» естественности
  • Используйте средний темп речи
  • Избегайте больших пауз
  • Понижайте голос перед важной мыслью
Поддержание  внимания  аудитории

Поддержание внимания аудитории

О внимании к оратору говорят: взгляды слушателей, направленные на оратора; наклон корпуса в сторону оратора; стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как ближе к оратору; наклон головы вбок.

О внимании к оратору говорят:

  • взгляды слушателей, направленные на оратора;
  • наклон корпуса в сторону оратора;
  • стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как ближе к оратору;
  • наклон головы вбок.
О невнимании к оратору говорят следующие факты: взгляд слушателя направлен в сторону; тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (имитация внимания); голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен; ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед; голова подпирается всей ладонью; пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; рисование на бумаге посторонних предметов; отсутствие движения глаз, немигающий взгляд и др.

О невнимании к оратору говорят следующие факты:

  • взгляд слушателя направлен в сторону;
  • тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (имитация внимания);
  • голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;
  • ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед;
  • голова подпирается всей ладонью;
  • пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; рисование на бумаге посторонних предметов;
  • отсутствие движения глаз, немигающий взгляд и др.
Внимание снижается к 15, 30, 45-ой минуте

Внимание снижается к 15, 30, 45-ой минуте

Продолжительность речи Реально длится Первые 10 мин Воспринимается как Вторые 10 мин 10 мин Третьи 10 мин 10 мин 10 мин Итого 10 мин 20 мин 30 мин 30 мин 60 мин

Продолжительность речи

Реально длится

Первые 10 мин

Воспринимается как

Вторые 10 мин

10 мин

Третьи 10 мин

10 мин

10 мин

Итого

10 мин

20 мин

30 мин

30 мин

60 мин

Задания

Задания

Кто из этих людей, на ваш взгляд,  лучше подходит на роль лектора в педагогическом вузе? Аргументируйте свою точку зрения .

Кто из этих людей, на ваш взгляд, лучше подходит на роль лектора в педагогическом вузе? Аргументируйте свою точку зрения .

Опишите идеального оратора: I ряд – для школьной научной конференции по литературе; II ряд – для презентации косметических средств; III ряд – для чтения доклада об экономической ситуации в стране

Опишите идеального оратора:

I ряд – для школьной научной конференции по литературе;

II ряд – для презентации косметических средств;

III ряд – для чтения доклада об экономической ситуации в стране


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!