СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о межпредметных связях при обучении учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения»

Актуальность, пути и условия междисциплинарного обучения

XXI век – это время формирования нового представления о знаниях и технологиях их распространения. Существенно меняются требования современного общества к результату школьного образования. При быстром «старении» информации необходим интенсивный путь приращения новых знаний, умений, навыков. Выпускнику школы важно получить ориентиры, указывающие на то, что и как нужно делать не только для решения учебной, но и конкретной практической задачи. Многие из них, неплохо владея информацией и имея опыт решения проблем в условиях учебной ситуации, не умеют самоопределяться в сложных жизненных ситуациях и в недостаточной степени владеют специальными умениями и навыками, необходимыми для успешного разрешения возникающих при интеграции в поликультурное общество проблем.

Новые информационные технологии притесняют классическую систему образования, предлагая ей современные средства и методы обработки больших объемов информации, с которой учащиеся сталкиваются на уроках и в повседневной жизни. Но здесь недостаточно знаний в рамках школьного курса информатики. Необходимы также умения использовать хотя бы программы Microsoft Office: Excel, Word, Power Point на других уроках. Владея обрывочными знаниями в рамках одного учебного предмета, учащиеся оказываются неспособными перенести эти знания в другой предмет, установить связь между понятиями, законами, методами для решения более широкой проблемы. Поэтому одним из направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность. Причем это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили учащиеся, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков. Междисциплинарность предполагает ряд условий координации взаимодействия. Важнейшими из них являются:

  • выработка единых, приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения;

  • построение единого сложноорганизованного предмета исследования;

  • выделение той дисциплины, которая отражает высшие уровни развития объекта и структурирование интегрального знания на основе концептуального аппарата этой дисциплины;

  • субординация и координация методов исследования, выяснение места и значения каждого из них во взаимосвязанном решении познавательных задач;

  • принцип генеральной цели междисциплинарного исследования, которая позволит осуществить отбор необходимого комплекса наук;

  • создание единой теоретической концепции объекта, который составит ядро общей исследовательской программы.

Это представляет определенные трудности при реализации междисциплинарного обучения в школе. В междисциплинарном обучении важен процесс интеграции как средства интенсификации урока, высокой формы воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.