СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НОО (34 ч.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для заочного модуля курсов повышения квалификации учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НОО (34 ч.)»

Уразбахтеева Зифанур Халиловна, учитель начальных классов МАОУ Дубровинская СОШ филиал Абаульская ООШ Вагайского района Тюменской области

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НОО (34 ч.)

Задания для заочного модуля курсов повышения квалификации учителей начальных классов

Вариант №1

Предметный модуль


Задание №1. Обратитесь к Примерной программе по русскому языку. Для этого см. Примерные программы для учебных предметов. – М: Просвещение, 2011 г. , стр. 9-18. Найдите, на формирование какой компетенции направлена реализация Примерной программы по русскому языку?

Ответ: В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.



Задание №2. Из определения коммуникативной компетенции понятно, что для ее формирования средствами предмета «Русский язык» необходимо:

- развивать устную и письменную речь;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- формировать навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Пользуясь разделом Примерной программы по русскому языку «Развитие речи» (с.17-18), составьте опорную таблицу умений учащихся по развитию речи за курс начальной школы (колонка №2). Начало таблицы Вам уже дано.


п\п

Свод речевых умений учащихся начальной школы

Педагогические средства формирования этих умений

(привести по одному примеру заданий из учебника русского языка реализуемого Вами УМК, с помощью которого эти умения формируются)

1

2

3

1.

Осознание ситуации общения: с какой целью и где происходит общение

Упр.1, с.7. Прочитай запись. Что в этой записи не так? Определи границы предложений. Прочитай запись вслух (вполголоса) с выражением. А теперь запиши исправленный вариант записи в тетрадь. Все ли предложения в тексте одинаковы по интонации? Докажи устно, что они разные. А как эту разницу показать на письме? Можно ли сказать, что предложения в тексте разные по цели высказывания? Объясни свой ответ.

УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова Русский язык, 2 класс часть 2.

2.

Практическое овладение диалогической формой речи

Упр.15, с.44. Найди в библиотеке рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо» (он есть в сборнике её рассказов «Детство сорок девять» и в Интернете). Отыщи в нем диалог – разговор, в котором принимают участие два человека. Затем найди места в тексте, где в разговоре участвуют несколько человек. Прочитайте эти отрывки в классе по ролям.

УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 4 класс часть 2.

3.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)

Упр.45, с.74. Прочитай сначала первый текст, затем второй. Какой из двух текстов дает представление о том, как выглядит кот? А какой текст рассказывает о том, как ведет себя кот: что и как он делает? «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 2 класс часть 2.

4.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Упр.3, с.9. Сравни две записи. Чем они отличаются? Прочитай сначала запись 1. Можно ли сказать, о чем эта запись? Теперь прочитай запись 2. О чем в ней говорится? Можно ли сказать, что все предложения связаны между собой по смыслу? Можно ли ответить, о чем рассказывают все предложения вместе, то есть определить тему всей записи? К какой из записей (запись 1 или запись 2) легче подобрать название? Почему? Миша предложил название «Осень наступила», а Маша – «Осенние перемены». Придумай свое название. Как ты думаешь, какую из записей (запись 1 или запись 2) можно назвать текстом?

УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова Русский язык, 2 класс часть 2.

5.

Последовательность предложений в тексте.

Упр.5, с.17. Проверь, текст ли это. Преврати эту запись в текст: поменяй предложения местами так, чтобы мысль развивалась. (Учти: не на своем месте стоят два предложения!) Перед каждым предложением в окошке поставь его порядковый номер простым карандашом. Какую же мысль развивают все предложения в этом тексте: как быстро темнеет в лесу или как кормятся лесные птицы?

УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова Русский язык, 3 класс часть 2.

6.

Последовательность частей текста (абзацев).

Упр.10, с.26. Прочитай текст. Измени порядок абзацев так, чтобы он соответствовал плану текста. Перед каждым абзацем в окошке простым карандашом поставь его порядковый номер. Обрати внимание на то, как начинается и как заканчивается текст. Коротко перескажи текст по плану.

УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова Русский язык, 3 класс часть 2.

7.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Упр.11, с.28. Прочитай запись. Сколько абзацев в этой записи? Что нужно сделать для того, чтобы эта запись превратилась в текст? Подумай, какой абзац начинает рассказ? Поставь карандашом в окошке перед ним цифру 1. Какой абзац завершает текст? Поставь цифру 5. Продумай последовательность абзацев и поставь в окошках нужные порядковые номера. Прочитайте получившийся текст по цепочке. Этот рассказ называется «Сурка». Предложи своё название. УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова Русский язык, 3 класс часть 2.

8.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Упр.9, с.24. Прочитай текст и определи его тему. Раздели текст на четыре части по смыслу. Границы частей обозначь простым карандашом черточками. Почему ты делишь текст именно на такие части? Какая тема соответствует каждой части? Как можно назвать каждую часть текста? Покажи это в плане текста. В какой части выражено главное переживание автора? Придумай для текста название, которое соответствует главному переживанию автора. УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова Русский язык, 3 класс часть 2.

9.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Упр.10, с.34. Прочитай текст. Уточни в Толковом словаре, что такое «плес». Догадываешься, почему городок получил такое название? Найди в этом тексте описание, рассуждение и повествование. Какая часть текста в большей мере содержит повествование? А какая – описание? Где же автор рассуждает? Знакомы ли тебе картины Исаака Левитана? УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 4 класс часть 2.

10.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Упр.15, с.25. Прочитай письмо, которое кот Матроскин написал в Институт физики Солнца. Как Матроскин начинает свое письмо и как его заканчивает? Соблюдает ли кот правила вежливости? «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 2 класс часть 2.

11.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Упр.15,с.37. Прочитай Мишино письмо. Как ты думаешь, что же смущает Торка? Все ли правила вежливости Миша соблюдает? Что нужно изменить в Мишином письме с точки зрения Главного Закона Общения? ? «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 3 класс часть 2.

12.

Знакомство с основными видами изложений: изложение подробное, выборочное, изложение с элементами сочинений

Упр.60, с.94. Прочитай текст. Определи тему каждой части. Почему в тексте три части? Обрати внимание на трудные написания, на знак тире в последнем предложении. Прочитай текст еще раз. Закрой. Напиши изложение. «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 2 класс часть 2.

13.

Знакомство с основными видами сочинений:

Сочинение – описание, сочинение – повествование, сочинение - рассуждения

Упр.42, с.104. Обратись к своим бабушкам и дедушкам. Попроси их показать тебе фотографии, на которых они сняты в детстве или в молодости. Возможно, в семье сохранились фотографии прабабушек и прадедушек. Расспроси о них своих родственников. Пусть они расскажут тебе о том времени, когда были сделаны эти фотографии, и о людях, на них изображенных. Принеси одну из фотографий в класс. Покажи её одноклассникам и постарайся о ней рассказать. Можешь использовать для своего сочинения план. УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Русский язык, 4 класс часть 2.


Задание №3. Пользуясь учебниками русского языка реализуемого Вами УМК, приведите по одному примеру заданий, с помощью которых эти умения формируются (колонка №3).


Метапредметный модуль

Задание 1. Рассмотрите приёмы создания проблемной ситуации. Приведите свои примеры создания проблемной ситуации на уроке.



Приёмы создания проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию

учебной проблемы

С удивлением

Между двумя или более положениями

1. одновременно предъявить противоречивые факты

О фактах Что вас удивило? Что интересного заметили?

Какие вы видите факты?

О теориях Что вас удивило? Сколько теорий (точек зрения) существует?

Выбрать подходящее



Какой возникает вопрос?



Какова будет тема урока?



Сформулируйте проблему

2. столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Вы сначала как думали?

А как на самом дел?

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью

выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнимо

Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Примеры использования приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов

1. Классические.

-проблемная ситуация с удивлением.

Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пример:

  • Урок математики, 3 класс.

Тема: порядок действий в выражении со скобками.

Детям предлагаю ситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.

- проблемная ситуация с затруднением.

Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,

дать задание не сходное с предыдущим или

дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Пример: (практическое задание не выполнимое вообще для детей данного возраста, т.к. не изучали числа больше 100)

  • Урок математики, 2 класс.

Тема: конкретный смысл умножения.

Детям предлагаю решить задачу:

« В альбоме 8 листов. Сколько листов в 3-х таких альбомах?» Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 8+8+8=24. Далее детям предлагаю ответить на вопрос: сколько листов в 30 таких альбомах?

Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

  • Урок математики, 3 класс.(невыполнимое задание, сходное с предыдущим)

Тема: Умножение на 0.

Предлагаю вычислить значения выражений:

12*2; 31*3; 15*4; 18*0

Дети вычисляют значения первых трёх выражений и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? ( Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых)Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.


2. Проблемно-диалогические:

- побуждающий диалог.

Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Что такое имя числительное?

Прочитайте пословицу, объясните её смысл:

Один в поле не воин.

Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать? (Один). Что называет это слово? (Число). Подумайте, как может называться такая часть речи?

- подводящий проблемный диалог.

Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Пример:

  • Урок русского языка, 1 класс.

Тема: слова, которые обозначают действия предметов.

На доске записаны имена существительные и глаголы: девочка, скачет, летит, птица, ученик, читает. Запишите в один столбик слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Задайте вопросы к словам второго столбика и объясните, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Род имён прилагательных.

Прочитайте словосочетания: Зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье.

Что вы заметили? (Прилагательное повторяется) Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет. Изменяются окончания). Почему окончания имён прилагательных изменяются?

3. Мотивирующие.

Использую следующие приемы:

- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

Пример:

  • Урок математики, 3 класс.

Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки.

Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы приходят к теме урока

- сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».

Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Пример:

  • Урок математики, 1 класс.

Тема: «Числа от 1 до 20»

- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. А какое сегодня число? Сможете ли вы его записать? Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца? Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?

Дети подводятся к выводу том, что им необходимо узнать числа больше 10.

  • Урок математики, 3 класс.

Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Поднимите руки те, кто покупал что-нибудь в магазине. Кто из вас оказывался в ситуации, когда не знал, хватит ли ему денег на покупку?

Предлагаю решить задачу:

Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?

Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Задание 2. Исходя из требований ФГОС НОО достижение планируемых результатов должно проявляться в овладении обучающимися системой учебных действий с изучаемым учебным материалом, т.е. способности целенаправленно и осознанно применять приобретенные знания в учебных ситуациях в контексте конкретного учебного предмета.

Учебное действие – это способ учебной работы, направленный на решение конкретной предметной задачи и состоящий из совокупности алгоритмизированных операций, построенных в определенной последовательности. Другими словами, учебные действия – это последовательные «шаги» решения учебной задачи. Состоят из операций (пошаговых «дробных» действий).

Этапы формирования: 1) сначала вместе с детьми учитель строит «путь» решения; 2) дети составляют алгоритм в помощью учителя; 3) дети самостоятельно осуществляют все учебные действия в последовательности.



Приведите по одному примеру из каждого учебника, по которому Вы работаете, как авторы предлагают формировать конкретное учебное действие.

Задания и упражнения учебников УМК обеспечивают формирование УУД: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных.

Работа со словарями, моделирование букв и предложений, установление причинно-следственных связей, сравнение с образцом, развитие диалогической речи при работе в парах и мини-группах, извлечение из прослушанных текстов необходимой информации, обучение способам самооценки и взаимооценки, задания, направленные на осознание ребенка в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование потребности и мотива чтения начальных умений и навыков чтения (стихотворная форма, короткая строка, рифма, ритм, повторы), осознанного чтения, короткого устного высказывания.

Формирование осознанной потребности самостоятельных работ, опытнической деятельности. Задания построены в игровой форме, ориентируют детей на наблюдения и практическое взаимодействие с окружающей средой, заставляет применять свои знания на практике. Материал дифференцирован.

Личностные УУД:

Система заданий ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше и Мише), если внимательно посмотришь на рисунок и …» Уч. «Математика» (ч.1)- стр. 8,16, 36, 39, 40, 52, 93;

Литературное чтение: «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5.9,13,22, 41, 46-48, 67;

Рус. яз. задания типа: « А если не в букве, а в слитном или раздельном написании, это тоже называется орфограммой? – спросила Маша. Как ты ответишь Маше? «Помоги ребятам ответить на этот вопрос»; «Почему у твоего соседа по парте на один пример меньше?»; «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная согласная буква Н».

Окружающий мир: личностные УУД обеспечиваются сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. В процессе диалога задаются вопросы: «В чем причина ошибки рассуждения героя?», «Сравните и оцените два подхода»;умение соотносить свои поступки, результаты своей деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников.

Коммуникативные УУДрус. яз.: задания, требующие распределения работы с соседом по парте: с.8,11, 28, 30, 44, 46, 48, 61, 67;

Формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями: с. 5,7,8-9, 12-13, 18,21, 40-41;

Обучение работе с информацией, представленной в графической форме: с. 42, 52, 60, 65, 72.

Литературное чтение: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9), считалки (с. 10-11), скороговорки (с.23), Н Носов «Приключения Незнайки2 (с.28-31), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с.33), Б. Заходер «Приятная встреча» (с.55), С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с.60-63).

«Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», - сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение?» (с.16); Маша уверена: «Это прибаутки и небылица!», А как ты думаешь «Можешь объяснить ответ Маши» ( с. 67); с. 34, 37, 38, 47, 69-70.

Математика Ч.1: задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решение своих задач» с. 6,11, 14-16, 19-20, 27, 31, 48-49. Ч.2 с. 8, 13, 17, 19, 32, 46, 49.

Окружающий мир: задания на умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Диалог учащегося с героями заседания школьного клуба;

Познавательные УУД:

Обучение работе с разными видами информации:

1)формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради: с. 5, 7,8-9

Математика ч.1: формулировка правила на основе выделения существенных признаков с. 6,7, 65, 71, 77, 83, 90; ч.2 с. 4-5, 8, 14, 10, 77, 20, 22, 38, 39; выполнять задания с использованием материальных объектов, рисунков, схем (с. 14, 24-25. 30, 41, 59, 62,64); выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно (с.5,8.11-12.14,30,38); проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ) с. 83, 90-92; 10, 26, 39, 33, 52; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице (с.28-30, 42,; строить логическую цепь рассуждений ( с. 29, 34, 49, 71, 74);

Окружающий мир: использование иллюстративного материала учебника как план, как этапы постановки опытов или выполнения заданий ( с.52-53, 28-29);готовые модели (условные знаки, глобус, план, карту для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов ( «Наблюдение», «Опыт», «Выскажи предложение», «Работа в парах», «Будь осторожен»). Тема «Проверь себя» ( с.77, 76, 6-7, 18-19, 20-23).

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности : (математика) выполнение заданий контроля своей деятельности по ходу или результатам выполнения заданий. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков (ч.1 с.9,83,89,90; ч.2 с. 14,10,11, 26-27, 39-40, 52-53). «Проверь свое решение», «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»

Понимание и преобразование информации: «Как правильно говорить: как в первом или во втором предложении?», «Подтверди» «Докажи»,(Р. яз. ч.1 с. 9-10,30, 40, 44, 47-48); оценка достоверности получаемой информации: «Маша решила, что эти слова надо искать на букву - Д. Права ли Маша»; Проверь свою догадку: найди слово в Толковом словаре» (Р. яз.,ч.1 с. 8, 13, 56, 59, 70, 74).

Модуль внеурочной деятельности по учебному предмету

  1. В каких формах может быть организована внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО?

Ответ:   Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Примерные формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС  внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

1. Художественно-эстетическое направление представлено театральным кружком. Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в школе работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляет свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.

2. Проектная деятельность. Актуальность программы кружка обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;

  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;

  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

 

3. Спортивно-оздоровительное направление. Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

4. Гражданско-патриотическое направление. Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

5. Научно-познавательное направление. Данный кружок ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.

Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалке и др.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: 
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 
-улучшить условия для развития ребенка; 
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Школа после уроков-это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего "я". Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

 

  1. Каких воспитательных результатов можно достигнуть в процессе реализации внеурочной деятельности?

Ответ: В ходе реализации модели внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

1. развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

2.  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

3.  формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

4.  воспитание уважительного отношения к своему городу, гимназии;

5.  формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

6.  увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

7.  воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.


  1. Какие условия для реализации внеурочной деятельности должны быть созданы в школе?


Ответ: На сегодняшний день самой актуальной темой в образовании является тема введения Новых образовательных стандартов. Ориентир на новые результаты, включающие предметный, метапредметный и личностный рост потребовал введения в ФГОС нового раздела «внеурочная деятельность», которому уделено большое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

 Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная  работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности, мне кажется, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Таким образом, внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В новых условиях  предоставляется возможность для того, чтобы  общее и дополнительное образование детей стали равноправными,  взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного  развития каждого ребенка. В этих условиях перед образовательными учреждениями ставятся качественно новые задачи:  необходимо создать основу для успешной адаптации школьников в обществе, раскрытии  их творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

 Реализация принципа полноты образования  заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте  и становится ключевым моментом для выстраивания  новой  системы отношений между общим и дополнительным образованием, интегрирующих как формальное, так и неформальное, обязательное и добровольное, традиционное и уникально специфическое.           Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  ФГОС, так как  приводит к качественно новому результату.

       Учитывая  требования, предъявляемые к реализации ФГОС, ОУ, имея  определённые ресурсы и опыт взаимодействия с УДО, должны  создать  условия для реализации  внеурочной деятельности, разработать модель взаимодействия с УДО.

Поскольку  цели дополнительного образования  направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов, образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсов школы и учреждения дополнительного образования.  Фактически можно говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей.

Учитывая то, что стандартами общего образования предопределяется выделение в БУП часов для внеурочной деятельности (10 часов в  неделю), а выбор деятельности в рамках этих часов ложится на «плечи» школы и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, учреждения дополнительного образования могут внести весомый вклад в реализацию новых стандартов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное,

 духовно-нравственное,

 социальное,

 общеинтеллектуальное,

 общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Существует несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Каждое ОУ выбирает наиболее подходящую для себя модель, не исключено совмещение моделей ( как это получилось у нас).

Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо выполнение ряда условий:

 -организационное обеспечение

 -нормативное обеспечение

 -финансово-экономические условия

 -информационное обеспечение

 -научно-методическое обеспечение

 - кадровые ресурсы

 - материально-техническая база.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!