Муниципальное образовательное учреждение
Богородская средняя общеобразовательная школа
153009, Ивановская область, Ивановский район, с. Богородское, ул. Школьная, д. 27
Тел. 316193, факс 316584
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО зам.директора по УВР Директор
________________ ______________________ _______________
« » 201 г. « » 201 г. « » 201 г.
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
Актуальные вопросы обществознания при подготовке к ЕГЭ
Составитель: Игошина Марина Евгеньевна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию (включая экономику и право) для учащихся 10-11 классов составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования
- Примерной программы среднего общего образования по обществознанию (включая экономику и право)
- Авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень» в сборнике «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2010, базовый уровень».
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 – 11 классов мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 2 лет обучения по 0,5 часа в неделю, из расчёта 18 занятий в 10 классе и 17 занятий в 11 классе.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание (включая экономику и право)» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной.
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.
В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.
Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности.
Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические и лабораторные занятия, тренинги.
При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
Цель и задачи курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. Предполагается использование активных и интерактивных методов обучения с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
На практических занятиях предполагается рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов; отработка умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулирование собственных суждений и аргументов по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Ожидаемые результаты:
Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Формы и методы контроля достижений учащихся:
тематическое тестирование с учетом элементов и типологий заданий ЕГЭ
мини-сочинения типа «эссе»,
работа с оригинальными текстами различного характера
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (32 ч.).
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
Учебно-тематическое планирование
№
пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе
Теор. Практ. | Формы занятий |
| 10 класс. | 18 | | |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 1 | 1 |
| вводная лекция практикум (входной контроль) |
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 32 | 24 | 8 | |
2.1 | Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 1 | 1 | | лекция семинар практикум |
| 11 класс. | 17 | | |
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 7 | 5 | 2 | лекция семинар практикум |
2.4 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
3 | Повторение. | 2 |
| 2 | практикум |
Поурочное планирование
№
пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе
Теор. Практ. | Содержание занятий |
| 10 класс. | 18 | | |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 1 | 1 | | вводная лекция практикум (входной контроль) |
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 32 | 24 | 8 | |
2.1 | Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | 8 | 6 | 2 |
|
| Социум как особенная часть мира. | 1 |
|
| Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура |
| Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | 1 |
|
| Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.. |
| Многовариантность общественного развития. | 1 |
|
| Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества |
| Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни | 1 |
|
| Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни |
| Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). | 1 |
|
| Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). |
| Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). | 1 |
|
| Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. |
| Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий | 2 |
| 2 | Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий |
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 8 | 6 | 2 |
|
| Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | 1 |
| Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. |
| Цель и смысл жизни человека. | 1 | 1 |
| Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. |
| Познание мира.
| 1 | 1 |
| Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
|
| Человек как индивид, индивидуальность, личность. | 1 | 1 |
| Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). |
| Социализация личности | 1 | 1 |
| Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). |
| Научное познание | 1 | 1 |
| Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). |
| Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. | 2 |
| 2 | Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. |
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 8 | 6 | 2 |
|
| Социальное взаимодействие и общественные отношения.
| 1 | 1 |
| Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. |
| 11 класс. | 17 | | | |
| Социальный статус. | 1 | 1 |
| Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. |
| Социальные нормы. | 1 | 1 |
| Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.. |
| Семья и брак как социальные институты. | 1 | 1 |
| емья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. |
| Этнические общности. | 1 | 1 |
| Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России |
| Характеристика понятия «социальный конфликт». | 1 | 1 |
| Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук |
| Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 2 |
| 2 | Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. |
2.4 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 8 | 6 | 2 | |
| Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. | 1 | 1 |
| Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. |
| Экономическое содержание собственности. | 1 | 1 |
| Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. |
| Рыночный механизм. | 1 | 1 |
| Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие |
| Роль государства в экономике. | 1 | 1 |
| Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. |
| Банковская система. | 1 | 1 |
| Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. |
| Экономика потребителя. Семейная экономика.. | 1 |
| 1 | Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. |
| Рынок труда. | 1 | 1 |
| Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. |
| Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. | 1 |
| 1 | Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. |
3 | Повторение. | 2 |
| 2 | практикум |
Литература
1.Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2015.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2015.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2014.
4. Единый государственный экзамен 2016. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
5. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2016. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2015.
7. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-20160: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2015.
8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011
9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.
11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
12. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2014
13. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.
14. Школьный словарь по обществознанию Пособие для учащихся .Под редакцией Л.Н.Боголюбова «Просвещение» 2013г
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения