Проблемы охраны труда в образовательных учреждениях
на современном этапе
Екатерина Николаевна Латашенко
Методист методического кабинета отдела образования
администрации Петровского района города Донецка, ДНР
Актуальные проблемы охраны труда
в образовании. Пути их решения
Большая часть населения Донецкой Народной Республики так или иначе связано с системой образования. В 2016 году около 28 тысяч граждан нашей республики работает в образовательных учреждениях всех типов и видов. Более 48 тысяч дошколят, порядка 157 тысяч школьников, свыше 67 тысяч учащихся и студентов, получающих профессиональное образование, практически ежедневно, за исключением выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, училища и лицеи, техникумы и колледжи, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и взрослых[1].
Проблема охраны труда и обеспечения безопасности - одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы, работы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности.
Законодательство Донецкой Народной Республики в области охраны труда весьма обширно; в него входят [2]:
- Конституция Донецкой Народной Республики 14.05.2014г.;
- Закон Донецкой Народной Республики "Об охране труда";
- Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек;
- Инструкция о порядке освидетельствования граждан в целях выявления состояния алкогольного, наркологического или иного опьянения;
- НПАОТ 0.00-2.02-15 Перечень работ с повышенной опасностью;
- Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;
- Приказ о разработке инструкций по охране труда ДНР;
- Типовое Положение о службе охраны труда;
- Положение об обучении;
- Положение о расследовании и ведении учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда в соответствии с законодательством являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
Государственная политика охраны труда наиболее полно реализуется только при условии, что работники знают соответствующие нормативные документы и настоятельно способствуют их выполнению на своих участках производственной или образовательной деятельности.
Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательного учреждения является обеспечение безопасности учащихся и сотрудников и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и работников во время образовательного процесса[3].
Причины школьного травматизма различны, но условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют причины внешнего характера, вторую группу – причины, зависящие непосредственно от учащегося.
К первой группе относятся:
- недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;
- небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы;
- недостаточный контроль соблюдения инструкций по охране труда;
- несвоевременное и неквалифицированное расследование причин несчастных случаев;
- слабая организация дежурства учителей и учащихся по школе;
- недостатки воспитательной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности ученического коллектива;
- слабое и несистематическое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики травматизма в быту и на улице.
Ко второй группе относятся:
- недисциплинированность учащихся;
- нарушение учениками правил и инструкций по охране труда;
- психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля учащимся своей деятельности).
Статистика школьного травматизма за 2015 год свидетельствует, что наибольшее число травм (63 % от общего числа) получены учащимися на переменах. Это дает основания полагать, что одной из наиболее распространенных причин школьного травматизма является низкий уровень организации и поддержания порядка в образовательных учреждениях.
Травмы, полученные на уроках физкультуры, составляют 16 %, на занятиях в спортивных секциях – 17 %, на других уроках – 4 %.
Несчастные случаи и травмы детей стоят на втором месте по частоте обращений на станции скорой помощи (16,9 %). Из них 53 % это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12 % – ожоги, по 7,5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. В числе пострадавших мальчиков в 1,5 раза больше, чем девочек.
Причины увеличения числа бытовых и уличных травм среди учащихся различны. С одной стороны, это неудовлетворительные социально-экономические условия жизни и недостаточная работа городских специальных служб, с другой стороны, – малоэффективная педагогическая работа по воспитанию навыков культуры поведения учащихся.
Помимо детского травматизма имеют место несчастные случаи среди педагогического и технического персонала образовательных учреждений, например, травмы, полученные:
- учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры;
- во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;
- вследствие падения тяжелых предметов на работников;
- вследствие падения работников со стульев во время перемещения плакатов, таблиц и т. д.;
- при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук работников и т. д.
Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано:
- с нарушением правил эксплуатации оборудования:
- с недостаточным контролем создания здоровых и безопасных условий труда в классах, кабинетах, мастерских со стороны органов образования, руководителей учреждений;
- с привлечением к работе плохо обученного в области охраны труда учебно-педагогического персонала:
- с нарушениями трудовой и производственной дисциплины.
Охрана труда в школе должна быть организована так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательного процесса. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по технике безопасности учителями школ, заведующими кабинетами и руководителями школ является обязательным условием в работе по организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.
В связи с необходимостью постоянной заботы об улучшении условий труда, создания обстановки, исключающей производственный травматизм и профессиональные заболевания в образовательных учреждениях, разработаны комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. В эти планы включаются следующие мероприятия:
- приведение зданий, сооружений, станков, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- систематическое уменьшение численности работников, занятых во вредных производствах или тяжелым физическим трудом;
- улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств;
- повышение качества обучения по охране труда.
Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, общесанитарные и индивидуально-защитные мероприятия.
Организационно-технические мероприятия включают мероприятия по предупреждению несчастных случаев, мероприятия, предупреждающие заболевания на производстве, а также мероприятия, улучшающие общие условия труда.
Общесанитарные мероприятия включают в себя:
- установление рационального режима труда и отдыха;
- правильное нормирование освещения рабочих мест;
- обеспечение чистоты рабочих мест;
- общую и местную вентиляцию. Кондиционирование воздуха;
- оборудование рабочих мест аптечками.
Индивидуально-защитные мероприятия состоят в следующем:
- всех сотрудников образовательной организации обеспечивают должностными инструкциями и памятками по технике безопасности;
- проведении инструктажей, бесед, курсов по охране труда;
- в обеспечении специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты всех кто занят на работах с вредными и опасными условиями труда.
Каждый работник должен соблюдать мероприятия по охране труда, к которым относятся соблюдение правил по технике безопасности и личной гигиене, соблюдение производственной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, содержание в чистоте и порядке рабочего места, соблюдение требований инструкций, применение индивидуальных защитных средств.
Список используемой литературы
Статистические данные [Электронный ресурс]. – URL: https://dnr.one/obrazovanie-dnr
Законодательная база по охране труда [Электронный ресурс]. – URL: http://gostrud-dnr.ru/index.php/normativno-pravovaya-baza/zakonodatelnaya-baza-po-okhrane-truda
М.С. Петрова, С.В. Петров, С.Н. Вольхин // Охрана труда на производстве и в учебном процессе. – 2006. [Электронный ресурс]. – URL: http://norma.org.ua/knigi/1/soderganie.php