Актуальные проблемы преподавания Физики в школе.
Физика рассматривается как фундамент естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта исследования по сравнению с физикой ХIХ века, включая космические явления (астрофизика, биофизика, молекулярная биология, полупроводниковая, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала не только теоретической основой современной техники, но и ее неотъемлемой составной частью. Энергетика (в частности, ядерная и термоядерная), связь (лазеры, волоконная оптика) - это создание материалов с заранее заданными свойствами и т.п. - убедительные примеры взаимопроникновения физики и техники. Этим определяется образовательное значение учебного предмета «Физика». Стал вопрос востребованности именно инженерной физики. Применение науки в практике. Но, к сожалению, современные дети не видят этой нужды.
Ученики привыкли знания не добывать, а брать из источников информации. Не обдумывая её, не вчитываясь. Ведь зачастую решения есть в ГДЗ и не важно какое, важно, что готов ответ. Проблемы решает за них телефон. Думать не надо, пропадают причина - следственные связи. Вот основная проблема школы.
Помочь ребятам найти себя в будущем и стать образованными, самостоятельными, активными, творческими и уверенными в себе людьми вот задача педагога. Пытаясь научить видеть красоту в физике.
Физика остается одной из самых сложных, но при этом увлекательных школьных дисциплин. Учителям физики нужно не только преподать материал из учебника, но и пробудить у ребят интерес к изучаемой науке и окружающему миру. Но как же педагогам привлечь внимание детей к предмету, который может отпугнуть школьников обилием формул и схем?
Для повышения интереса к физике в некоторых школах вводят курсы внеурочной деятельности начиная с 6 класс. Развивают проектно- исследовательскую деятельность. В целом, перед педагогом встает задача создать необходимые условия для развития у детей познавательных интересов, умения самостоятельно решать проблемы в разных сферах деятельности, навыков исследовательской деятельности. Кроме того, учитель должен сформировать у детей научные знания по физике.
Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя.
Одним из наиболее эффективных методов обучения физике является лабораторный метод. Он часто используется на уроке физике и, как показывает опыт, лучше всего развивает практические и трудовые умения. Его можно реализовывать как индивидуально, так и в малых группах. Например, при выполнении лабораторной работы, сопровождающей изучении темы «Определение выталкивающей силы», ученики должны выяснить, как зависит выталкивающая сила от рода жидкости, куда погружено тело, и объема тела. Итог лабораторной работы они представляют в виде отчета, где представлены их рассуждения, используемые приборы, план действий и выводы к лабораторной работе. Это приучает школьников не только к механическому выполнению некоторой последовательности действий, но и вдумчивому отношению к результатам работы, к развитию исследовательских навыков.
Но при этом минимальное количество школ оснащено должным образом хотя бы минимальными комплектами лабораторного оборудования для уроков физики, не говоря о необходимых комплектах ОГЭ, которые собираются п всем школам города.
Еще один метод про который мы все знаем это проблемной ситуации. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю и тут надо постараться втянуть ученика в проблему. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает. Решение проблемы должно быть отсрочено по времени, может быть до следующего урока. Но и ответ не должен легко находится в интернете. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции. Так же как было это в советской школе, где не было решений в интернете. Вот и приходится учителю искать задания, не встречающиеся в ГДЗ. Находить новые платформы для обучения, как например ЯКласс, где нет возможности скопировать задание и посмотреть в интернете. Где все задания можно перемешать и подобрать разные цифры для каждого ученика, чтобы он не смог поделится ответом с другими.
Ну и конечно же без знаний математического аппарата не продвинутся в обучении.
Из своей работы я могу сделать вывод только собственно добытые знания. осмысленные остаются в нашей памяти навсегда и вот именно их мы и применяем в жизни.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы преподавания Физики в школе»
Актуальные проблемы преподавания Физики в школе.
Физика рассматривается как фундамент естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта исследования по сравнению с физикой ХIХ века, включая космические явления (астрофизика, биофизика, молекулярная биология, полупроводниковая, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала не только теоретической основой современной техники, но и ее неотъемлемой составной частью. Энергетика (в частности, ядерная и термоядерная), связь (лазеры, волоконная оптика) - это создание материалов с заранее заданными свойствами и т.п. - убедительные примеры взаимопроникновения физики и техники. Этим определяется образовательное значение учебного предмета «Физика». Стал вопрос востребованности именно инженерной физики. Применение науки в практике. Но, к сожалению, современные дети не видят этой нужды.
Ученики привыкли знания не добывать, а брать из источников информации. Не обдумывая её, не вчитываясь. Ведь зачастую решения есть в ГДЗ и не важно какое, важно, что готов ответ. Проблемы решает за них телефон. Думать не надо, пропадают причина - следственные связи. Вот основная проблема школы.
Помочь ребятам найти себя в будущем и стать образованными, самостоятельными, активными, творческими и уверенными в себе людьми вот задача педагога. Пытаясь научить видеть красоту в физике.
Физика остается одной из самых сложных, но при этом увлекательных школьных дисциплин. Учителям физики нужно не только преподать материал из учебника, но и пробудить у ребят интерес к изучаемой науке и окружающему миру. Но как же педагогам привлечь внимание детей к предмету, который может отпугнуть школьников обилием формул и схем?
Для повышения интереса к физике в некоторых школах вводят курсы внеурочной деятельности начиная с 6 класс. Развивают проектно- исследовательскую деятельность. В целом, перед педагогом встает задача создать необходимые условия для развития у детей познавательных интересов, умения самостоятельно решать проблемы в разных сферах деятельности, навыков исследовательской деятельности. Кроме того, учитель должен сформировать у детей научные знания по физике.
Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя.
Одним из наиболее эффективных методов обучения физике является лабораторный метод. Он часто используется на уроке физике и, как показывает опыт, лучше всего развивает практические и трудовые умения. Его можно реализовывать как индивидуально, так и в малых группах. Например, при выполнении лабораторной работы, сопровождающей изучении темы «Определение выталкивающей силы», ученики должны выяснить, как зависит выталкивающая сила от рода жидкости, куда погружено тело, и объема тела. Итог лабораторной работы они представляют в виде отчета, где представлены их рассуждения, используемые приборы, план действий и выводы к лабораторной работе. Это приучает школьников не только к механическому выполнению некоторой последовательности действий, но и вдумчивому отношению к результатам работы, к развитию исследовательских навыков.
Но при этом минимальное количество школ оснащено должным образом хотя бы минимальными комплектами лабораторного оборудования для уроков физики, не говоря о необходимых комплектах ОГЭ, которые собираются п всем школам города.
Еще один метод про который мы все знаем это проблемной ситуации. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю и тут надо постараться втянуть ученика в проблему. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает. Решение проблемы должно быть отсрочено по времени, может быть до следующего урока. Но и ответ не должен легко находится в интернете. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции. Так же как было это в советской школе, где не было решений в интернете. Вот и приходится учителю искать задания, не встречающиеся в ГДЗ. Находить новые платформы для обучения, как например ЯКласс, где нет возможности скопировать задание и посмотреть в интернете. Где все задания можно перемешать и подобрать разные цифры для каждого ученика, чтобы он не смог поделится ответом с другими.
Ну и конечно же без знаний математического аппарата не продвинутся в обучении.
Из своей работы я могу сделать вывод только собственно добытые знания. осмысленные остаются в нашей памяти навсегда и вот именно их мы и применяем в жизни.