Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» городского округа Тольятти (МКОУ ДПО РЦ) |
445035, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Мира, 116,
тел/факс (8482) 28-58-83, e-mail: [email protected]
http://www.rcentr.tgl.ru
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по программе: «Актуальные вопросы технологического образования в школе»
Папка-накопитель
с дидактическим материалом по предмету «Технология»
Выполнила: Архипова Марина Владимировна,
учитель технологии МБУ «Школа № 2»
Преподаватель: Кислицина Н.В., методист
Тольятти 2017 год
Содержание папки
1. Приемы целеполагания
2. Упражнения творческого характера
3. Диагностическая контрольная работа для _6_ класса по разделу « Создание изделий из текстильных материалов» к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология. Технологии ведения дома»
1. Приемы целеполагания
Метод мозгового штурма. Наиболее эффективно метод можно использовать при поиске проблем (вариантов изделий), которые учащиеся будут изготавливать в течение следующих уроков в виде учебных или творческих проектов. Соответственно, после выполнения упражнения результатом работы должен быть банк творческих идей или банк проектов и тому подобное.
Мозговой штурм побуждает учеников активизировать воображение и творчество, дает возможность свободно высказывать свои мысли. Конечно, школьники могут реально оценить (обсудить с учителем и товарищами) свои возможности и выбрать для изготовления такой проект, который будет интересным и одновременно посильным для выполнения.
В начале урока учитель должен ознакомить с правилами проведения метода. Ученики должны понять, что это не только игра, но и обучающее упражнение: цель мозгового штурма в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме от всех школьников в течение ограниченного времени. Время учитель определяет самостоятельно, исходя из индивидуальных возможностей класса.
После изучения детьми различных источников учитель формулирует проблемный вопрос: предложить наиболее интересные, по мнению детей, объекты труда, которые бы они хотели проектировать и изготовить с учетом того, чтобы они нашли свое применение в школе, дома или на досуге. Задача может быть сформулирована каким-то другим образом. Главное, чтобы формулировки не были слишком длинными и непонятными для учеников.
С этой целью их записывают на доске. Далее учитель предлагает детям высказать идеи, комментарии. Это даже могут быть слова или фразы, вызывающие ассоциации с приведенным заданием. Учитель записывает все предложения на доске или на большом листе бумаги без каких-либо замечаний, комментариев или вопросов. Наставник проводит экспертизу идей и отбирает наиболее актуальные и интересные. Таким образом создается банк ученических творческих проектов в виде проблем. Далее учитель обращается к детям с просьбой осуществить выбор наиболее актуальной проблемы (будущего объекта труда), которая бы отвечала требованиям данного коллектива, потребностям школы. Вместе с детьми учитель на основе проведенных упражнений составляет банк проблем (проектов).
Примеры постановки проблем на уроках технологии: «Как с помощью платья скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры?» (рисунок ткани, конструктивные линии…) «Из каких растений люди с давних пор изготавливают текстильное полотно?» (лен, хлопок, крапива…)
«Почему в рационе человека должно присутствовать мясо?» (белок, аминокислоты, витамины…)
«На пороге гости. Что можно приготовить за полчаса?» (салаты, бутерброды…)
«Как использовать маленькие лоскутки ткани?» (прихватки, куклы-крутки, игрушки, одеяло, панно…)
Литература:
Коберник О. Проектная технология на уроках технологий // Сельская школа. – 2010. - № 29–30. – С. 32–34.
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Технология составления:
В центре классной доски или листа бумаги записывается ключевое слово (предложение);
Далее записываются слова, вокруг основного слова, которые связаны с данной темой;
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Примеры на уроках технологии:
«Винегрет» (свекла, картофель, морковь, лук, огурцы маринованные, горошек…)
«Плечевая одежда» (платье, кофта, сарафан, халат…)
«Фрукты» (яблоко, груша, ананас… – персик, абрикос…)
«Доходы семьи» (зарплата, предпринимательство, пенсии, пособия…)
Литература:
Кульневич С.В. «Совсем необычный урок» [Текст] / С.В. Кульневич. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159с.
2. Упражнение творческого характера
Создание проблемной ситуации при изучении пищевых жиров:
«В продуктовом магазине приятельницы покупают растительное масло. Одна из них выбрала натуральное растительное масло, другая - берёт несколько ёмкостей с маслом, не читая этикеток, а третья взяла несколько ёмкостей - просто на них были красивые этикетки».
Проблемная задача:
- Как правильно выбрать растительное масло в магазине?
1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. – Как узнать о качестве и составе масла? / Изучение информации на этикетках различных видов растительного масла. Получение информации из источников о составе масла./
2. ПОНИМАНИЕ. – Какие виды растительного масла вы знаете? Как масло используется в быту? / Понятия: рафинированное масло, дезодорированное, с витаминами: Д, Е. Виды растительного масла. Практическое применение в жизни человека./
3. ПРИМЕНЕНИЕ. – Назовите способы получения растительного масла. /Изобразить схему последовательности операций, производства масла. Технология получения и очистки растительного масла./
4. АНАЛИЗ. – Можно ли в домашних условиях получить растительное масло? Назовите основные требования к растительным маслам. Проанализируйте позицию третей приятельницы с точки зрения выраженности в ней рационализма. Чем можно заменить растительное масло? /Жир, маргарин…/
5. СИНТЕЗ. – Изучение роли подсолнечного масла для организма человека. Предложить возможные критерии оценки: информация о производителях, назначение, сорт, стоимость продукта, срок годности.
6. ОЦЕНКА. – Опишите достоинства растительного масла и недостатки. Составить рекомендации по использованию растительного масла в быту.
Диагностическая контрольная работа для _6_ класса по разделу « Создание изделий из текстильных материалов» к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология. Технологии ведения дома»
Задание № 1
К волокнам химического происхождения относятся:
□ а) шерстяные;
□ б) льняные;
□ в) шелковые;
□ г) лавсановые;
□ д) акриловые.
Задание № 2
Выберите из перечисления изделия, относящиеся к плечевой одежде:
□ а) платье;
□ б) юбка;
□ в) сарафан;
□ г) пальто;
□ д) пиджак;
□ е) жилет;
□ ж) шорты;
□ з) ночная сорочка.
Задание № 3
Долевая нить ткани при раскладке выкройки прямой юбки располагается:
□ а) по ширине юбки;
□ б) по длине юбки;
□ в) по диагонали;
□ г) произвольным образом.
Задание № 4
Установите соответствие между условными обозначениями мерок и их названием:
1. Ст - | А Длина спины до талии |
2. Вс - | Б Полуобхват талии |
3. Сб - | В Обхват плеча |
4. Оп - | Г Высота сидения |
5. Дтс - | Д Полуобхват бёдер |
1 - ….., 2 - ….., 3 -…., 4 - ….., 5 - …...
Задание № 5
Какие факторы необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани?
1.____________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________
Задание № 6
Посмотрите на рисунки и назовите изображенные на них силуэты одежды.
а) б) в) г) д)
Ответ: а) __________________ , б) _________________ , в) _________________ ,
г) __________________, д) __________________________
Задание № 7
Выявлен дефект: складки у плеча и проймы. Определите причину этого дефекта:
□ а) увеличена длина переда до талии;
□ б) плечи более покатые, чем рассчитано на выкройке;
□ в) недостаточная высота проймы спинки;
□ г) слишком большой наклон плечевых срезов.
Задание № 8
Обозначьте цифрами от 1 до 9 правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
□ А - разложить мелкие детали
□ Б - разложить крупные детали
□ В - сколоть ткань булавками
□ Г - приколоть мелкие детали
□ Д - приколоть крупные детали
□ Е - определить лицевую сторону ткани
□ Ж - нанести контрольные линии и точки
□ З - разметить припуски на обработку
□ И - обвести детали по контуру
Задание № 9
Представьте, что вы конструктор-модельер. Вам надо создать очень женственную, мягкую по форме блузку. Какими конструктивными элементами вы подчеркнете «мягкость» формы?
Ответ: ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 10
Назовите три основных причины применения прибавок на свободное облегание одежды?
1) ……………………………………………………………….………………………
……………………………………………………………….…………………………
2) ………………………………………………………………………………….……
……………………………………………………………….…………………………
3) ……………………………………………………….………………………………
……………………………………………………………….…………………………
Ключи оценивания
Задание № 1
Проверяет умение находить содержательные нарушения в тексте.
Верный ответ | Ключ оценивания |
Г, Д. | Критерии оценки | Кол-во баллов | Указала ответы Г и Д верно. | 10 | Указала ответы не верно. | 2 | Не приступил к выполнению задания или указал неверный ответ | 0 | |
Задание № 2
Проверяет умение определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, в жизненных ситуациях.
Верный ответ | Ключ оценивания |
а, в, г, д, е, з | Критерии оценки | Кол-во баллов |
Дала верный и полный ответ | 10 |
Дала верный, но неполный ответ | 5 |
Не справилась | 0 |
Задание № 3
Проверяет умение определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, в жизненных ситуациях.
Верный ответ | Ключ оценивания |
б | Критерии оценки | Кол-во баллов |
Дала верный и полный ответ | 10 |
Не справилась | 0 |
Задание № 4
Проверяет умение соотносить промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем
Верный ответ | Ключ оценивания |
| За каждый правильный ответ – 2 балла |
Задание № 5
Проверяет умение перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде схемы.
Верный ответ | Критерии оценки | Кол-во баллов |
1. направление долевой нити в каждой детали; 2. лицевую и изнаночную стороны материала; 3. последовательность раскладки: сначала крупные детали, затем мелкие; 4. направление ворса; 5. рисунок на ткани. 6. раскладку детали производить с учётом экономии ткани. | Умеет перерабатывать информацию из одной формы в другую. Представлять информацию в виде схемы. | 10 |
Умеет перерабатывать информацию из одной формы в другую, без учета последовательности действий. | 5 |
Не может представлять информацию в виде схемы | 0 |
Задание № 6
А- трапециевидный, Б- трапециевидный, В- шаровой , Г- прямой,
Д- приталенный
Задание № 7
Проверяет умение самостоятельно оценить результат своей работы; оценить действия других учеников; выделяет критерии оценки.
Верный ответ | Ключ оценивания |
б | За правильный ответ – 5 баллов |
Задание № 8
Проверяет умение самостоятельно оценить результат своей работы.
Верный ответ | Ключ оценивания |
| Критерии оценки | Кол-во баллов | Проставила позиции букв в правильном порядке, отобрала необходимые действия. | 10 | Проставила позиции Е,В,Б,А, Д, Г в правильном порядке. | 5 | Не справилась | 0 | |
Задание № 9
Проверяет умение составлять целое из частей.
|
Верный ответ | Ключ оценивания |
Для получения мягких форм следует прибегнуть к введению мягких складочек, сборок, драпировок, буфов и других подобных элементов. | Критерии оценки | Кол-во баллов | Составил все предложения | 2 | Составил одно предложение или смог связать слова | 1 | Не справился | 0 | |
Задание № 10
Проверяет умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Верный ответ | Ключ оценивания |
а) для обеспечения свободы движения человека | б) для создания воздушной прослойки, регулирующей необходимый теплообмен | в) для удовлетворения декоративно-конструктивных требований (в соответствии с эскизом модели) | | Критерии оценки | Кол-во баллов | Составила все предложения | 2 | Составила два предложение или смогла связать слова | 1 | Не справилась | 0 | |