СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы технологического образования в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа по курсу "Актуальные вопросы технологического образования в школе". Кратко представлены метод "Мозгового штурма" и "Кластер"; диагностическая контрольная работа для 6 класса по разделу "Создание изделий из текстильных материалов"

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы технологического образования в школе»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Ресурсный центр» городского округа Тольятти

(МКОУ ДПО РЦ)

445035, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Мира, 116,

тел/факс (8482) 28-58-83, e-mail: [email protected]

http://www.rcentr.tgl.ru















ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по программе: «Актуальные вопросы технологического образования в школе»



Папка-накопитель

с дидактическим материалом по предмету «Технология»





Выполнила: Архипова Марина Владимировна,

учитель технологии МБУ «Школа № 2»

Преподаватель: Кислицина Н.В., методист









Тольятти 2017 год

Содержание папки



1. Приемы целеполагания

2. Упражнения творческого характера

3. Диагностическая контрольная работа для _6_ класса по разделу « Создание изделий из текстильных материалов» к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология. Технологии ведения дома»























1. Приемы целеполагания


Метод мозгового штурма. Наиболее эффективно метод можно использовать при поиске проблем (вариантов изделий), которые учащиеся будут изготавливать в течение следующих уроков в виде учебных или творческих проектов. Соответственно, после выполнения упражнения результатом работы должен быть банк творческих идей или банк проектов и тому подобное.

Мозговой штурм побуждает учеников активизировать воображение и творчество, дает возможность свободно высказывать свои мысли. Конечно, школьники могут реально оценить (обсудить с учителем и товарищами) свои возможности и выбрать для изготовления такой проект, который будет интересным и одновременно посильным для выполнения.

В начале урока учитель должен ознакомить с правилами проведения метода. Ученики должны понять, что это не только игра, но и обучающее упражнение: цель мозгового штурма в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме от всех школьников в течение ограниченного времени. Время учитель определяет самостоятельно, исходя из индивидуальных возможностей класса.

После изучения детьми различных источников учитель формулирует проблемный вопрос: предложить наиболее интересные, по мнению детей, объекты труда, которые бы они хотели проектировать и изготовить с учетом того, чтобы они нашли свое применение в школе, дома или на досуге. Задача может быть сформулирована каким-то другим образом. Главное, чтобы формулировки не были слишком длинными и непонятными для учеников.

С этой целью их записывают на доске. Далее учитель предлагает детям высказать идеи, комментарии. Это даже могут быть слова или фразы, вызывающие ассоциации с приведенным заданием. Учитель записывает все предложения на доске или на большом листе бумаги без каких-либо замечаний, комментариев или вопросов. Наставник проводит экспертизу идей и отбирает наиболее актуальные и интересные. Таким образом создается банк ученических творческих проектов в виде проблем. Далее учитель обращается к детям с просьбой осуществить выбор наиболее актуальной проблемы (будущего объекта труда), которая бы отвечала требованиям данного коллектива, потребностям школы. Вместе с детьми учитель на основе проведенных упражнений составляет банк проблем (проектов).


Примеры постановки проблем на уроках технологии: «Как с помощью платья скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры?» (рисунок ткани, конструктивные линии…) «Из каких растений люди с давних пор изготавливают текстильное полотно?» (лен, хлопок, крапива…)

«Почему в рационе человека должно присутствовать мясо?» (белок, аминокислоты, витамины…)

«На пороге гости. Что можно приготовить за полчаса?» (салаты, бутерброды…)

«Как использовать маленькие лоскутки ткани?» (прихватки, куклы-крутки, игрушки, одеяло, панно…)










Литература:

Коберник О. Проектная технология на уроках технологий // Сельская школа. – 2010. - № 29–30. – С. 32–34.




Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Технология составления:

  • В центре классной доски или листа бумаги записывается ключевое слово (предложение);

  • Далее записываются слова, вокруг основного слова, которые связаны с данной темой;

  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.


Примеры на уроках технологии:

«Винегрет» (свекла, картофель, морковь, лук, огурцы маринованные, горошек…)

«Плечевая одежда» (платье, кофта, сарафан, халат…)

«Фрукты» (яблоко, груша, ананас… – персик, абрикос…)

«Доходы семьи» (зарплата, предпринимательство, пенсии, пособия…)






Литература:

Кульневич С.В. «Совсем необычный урок» [Текст] / С.В. Кульневич. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159с.


2. Упражнение творческого характера


Создание проблемной ситуации при изучении пищевых жиров:

«В продуктовом магазине приятельницы покупают растительное масло. Одна из них выбрала натуральное растительное масло, другая - берёт несколько ёмкостей с маслом, не читая этикеток, а третья взяла несколько ёмкостей - просто на них были красивые этикетки».


Проблемная задача:

- Как правильно выбрать растительное масло в магазине?


1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ.  – Как узнать о качестве и составе масла? / Изучение информации на этикетках различных видов растительного масла. Получение информации из источников о составе масла./

2. ПОНИМАНИЕ – Какие виды растительного масла вы знаете? Как масло используется в быту? / Понятия: рафинированное масло, дезодорированное, с витаминами: Д, Е. Виды растительного масла. Практическое применение в жизни человека./

3. ПРИМЕНЕНИЕ. – Назовите способы получения растительного масла. /Изобразить схему последовательности операций, производства масла. Технология получения и очистки растительного масла./

4. АНАЛИЗ. – Можно ли в домашних условиях получить растительное масло? Назовите основные требования к растительным маслам. Проанализируйте позицию третей приятельницы  с точки зрения выраженности в ней рационализма. Чем можно заменить растительное масло? /Жир, маргарин…/

5. СИНТЕЗ. – Изучение роли подсолнечного масла для организма человека. Предложить  возможные критерии оценки: информация о производителях, назначение, сорт, стоимость продукта, срок годности.

6. ОЦЕНКА. – Опишите достоинства растительного масла и недостатки. Составить рекомендации по использованию растительного масла в быту.

Диагностическая контрольная работа для _6_ класса по разделу « Создание изделий из текстильных материалов» к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология. Технологии ведения дома»


Задание № 1

К волокнам химического происхождения относятся:

□ а) шерстяные;

□ б) льняные;

□ в) шелковые;

□ г) лавсановые;

□ д) акриловые.


Задание № 2

Выберите из перечисления изделия, относящиеся к плечевой одежде:

□ а) платье;

□ б) юбка;

□ в) сарафан;

□ г) пальто;

□ д) пиджак;

□ е) жилет;

□ ж) шорты;

□ з) ночная сорочка.


Задание № 3

Долевая нить ткани при раскладке выкройки прямой юбки располагается:

□ а) по ширине юбки;

□ б) по длине юбки;

□ в) по диагонали;

□ г) произвольным образом.



Задание № 4

Установите соответствие между условными обозначениями мерок и их названием:

1. Ст -

А Длина спины до талии

2. Вс -

Б Полуобхват талии

3. Сб -

В Обхват плеча

4. Оп -

Г Высота сидения

5. Дтс -

Д Полуобхват бёдер

1 - ….., 2 - ….., 3 -…., 4 - ….., 5 - …...


Задание № 5

Какие факторы необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани?

1.____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

6.___________________________________________________________________


Задание № 6

Посмотрите на рисунки и назовите изображенные на них силуэты одежды.




а) б) в) г) д)

Ответ: а) __________________ , б) _________________ , в) _________________ ,

г) __________________, д) __________________________

Задание № 7

Выявлен дефект: складки у плеча и проймы. Определите причину этого дефекта:

□ а) увеличена длина переда до талии;

□ б) плечи более покатые, чем рассчитано на выкройке;

□ в) недостаточная высота проймы спинки;

□ г) слишком большой наклон плечевых срезов.


Задание № 8

Обозначьте цифрами от 1 до 9 правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:

□ А - разложить мелкие детали

□ Б - разложить крупные детали

□ В - сколоть ткань булавками

□ Г - приколоть мелкие детали

□ Д - приколоть крупные детали

□ Е - определить лицевую сторону ткани

□ Ж - нанести контрольные линии и точки

□ З - разметить припуски на обработку

□ И - обвести детали по контуру





Задание № 9

Представьте, что вы конструктор-модельер. Вам надо создать очень женственную, мягкую по форме блузку. Какими конструктивными элементами вы подчеркнете «мягкость» формы?

Ответ: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 10

Назовите три основных причины применения прибавок на свободное облегание одежды?

1) ……………………………………………………………….………………………

……………………………………………………………….…………………………

2) ………………………………………………………………………………….……

……………………………………………………………….…………………………

3) ……………………………………………………….………………………………

……………………………………………………………….…………………………



























Ключи оценивания

Задание № 1

Проверяет умение находить содержательные нарушения в тексте.

Верный ответ

Ключ оценивания

Г, Д.


Критерии оценки

Кол-во баллов

Указала ответы Г и Д верно.

10

Указала ответы не верно.

2

Не приступил к выполнению задания или указал неверный ответ

0



Задание № 2

Проверяет умение определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, в жизненных ситуациях.

Верный ответ

Ключ оценивания

а, в, г, д, е, з


Критерии оценки

Кол-во баллов

Дала верный и полный ответ

10

Дала верный, но неполный ответ

5

Не справилась

0


Задание № 3

Проверяет умение определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, в жизненных ситуациях.

Верный ответ

Ключ оценивания

б

Критерии оценки

Кол-во баллов

Дала верный и полный ответ

10

Не справилась

0


Задание № 4

Проверяет умение соотносить промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем

Верный ответ

Ключ оценивания

1-

Б

2-

Г

3-

Д

4-

В

5-

А



За каждый правильный ответ – 2 балла


Задание № 5

Проверяет умение перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде схемы.

Верный ответ

Критерии оценки

Кол-во баллов

1. направление долевой нити в каждой детали;

2. лицевую и изнаночную стороны материала;

3. последовательность раскладки: сначала крупные детали, затем мелкие;

4. направление ворса;

5. рисунок на ткани.

6. раскладку детали производить с учётом экономии ткани.

Умеет перерабатывать информацию из одной формы в другую. Представлять информацию в виде схемы.

10

Умеет перерабатывать информацию из одной формы в другую, без учета последовательности действий.

5

Не может представлять информацию в виде схемы

0


Задание № 6

А- трапециевидный, Б- трапециевидный, В- шаровой , Г- прямой,

Д- приталенный


Задание № 7

Проверяет умение самостоятельно оценить результат своей работы; оценить действия других учеников; выделяет критерии оценки.

Верный ответ

Ключ оценивания

б

За правильный ответ – 5 баллов


Задание № 8

Проверяет умение самостоятельно оценить результат своей работы.

Верный ответ

Ключ оценивания


Е

В

Б

А

Д

Г

И

З

Ж


Критерии оценки

Кол-во баллов

Проставила позиции букв в правильном порядке, отобрала необходимые действия.

10

Проставила позиции Е,В,Б,А, Д, Г в правильном порядке.

5

Не справилась

0



Задание № 9

Проверяет умение составлять целое из частей.


Верный ответ

Ключ оценивания

Для получения мягких форм следует прибегнуть к введению мягких складочек, сборок, драпировок, буфов и других подобных элементов.

Критерии оценки

Кол-во баллов

Составил все предложения

2

Составил одно предложение или смог связать слова

1

Не справился

0





Задание № 10

Проверяет умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Верный ответ

Ключ оценивания

а) для обеспечения свободы движения человека

б) для создания воздушной прослойки, регулирующей необходимый теплообмен

в) для удовлетворения декоративно-конструктивных требований (в соответствии с эскизом модели)


Критерии оценки

Кол-во баллов

Составила все предложения

2

Составила два предложение или смогла связать слова

1

Не справилась

0






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!