Александр Ярославич Невский
Классный час, посвященный 800- летию со дня рождения А. Невского.
Цель: на лучших образцах мировой художественной культуры раскрыть образ защитника Отечества – Александра Невского;
Задачи:
-познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России;
-воспитывать чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам; -развивать мышление, память, речь учащихся .
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, портрет композитора С.С. Прокофьева, картина художника П. Корин, триптих, стихотворение Е. Шаламанова , музыкальный материал .
Содержание
I. Вступительная часть:
( слайд 1)Учитель. Музыкальное приветствие
-« Здравствуйте ребята !
-Добрый день , добрый день песни петь нам не лень !»
(слайд 2)Послушайте стихотворение . О ком идет речь?
Защитникам отечества Е. Шаламанова
Мальчики, парни, мужчины!
Цвет восходящей зари!
Гордость старинной былины –
Русские богатыри!
Станьте опорой России,
Светлой надеждой страны,
Умной и доброю силой,
Родины нашей сыны!
Чтобы всегда восхищаться
Вами Россия могла,
Не нападать – защищаться,
Землю свою сберегла.
Вашею сильной рукою
Мир нужно нам сохранить,
Чтобы счастливой судьбою
Внукам и правнукам жить.
Учитель. Ребята, а кто такой защитник? (ответы учащихся).
Дело в том, что защита Отечества – это не только обязанность гражданина, которая закреплена законом, но и важное нравственное требование и патриотический долг каждого жителя нашей страны.
(слайд 3) Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое, а машиной времени у нас будут разные виды искусства.
(слайд 4) (На фоне звучания колокольного звона…) Давайте с вами вспомним пословицы, в которых говорится о службе Родине (ответы учащихся, если ребята затрудняются, их можно познакомить со следующими пословицами)
Родина краше солнца, дороже золота.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Человек без Родины - соловей без песни.
Учитель. Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. Вы о нем что-нибудь слышали?
II. Основная часть:
(слайд 5) Рассказ ученика: В 1240 году в устье реки Невы высадилось шведское войско. Против него вел русских воинов молодой князь Александр Ярославич. Ему было 20 лет. Дружина его была мала, а шведов – несколько тысяч. Князь применил смекалку и разбил неприятеля.Он одержал победу над шведами на Неве, а в 22 года разбил рыцарей - тевтонов в Ледовом побоище на Чудском озере. А.Невский был праправнуком А. Македонского. В 5 лет он знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А.Невского были военачальниками.
Учитель. Для чего мы изучаем на уроке искусства образ Александра Невского? (Чтобы познакомиться с произведениями искусства, в которых раскрыт образ А.Невского.)
Внимание на экран!
(слайд 6 ) Учитель.Перед вами репродукция картины – триптих Павла Корина «Александр Невский»
Учитель. Попытайтесь объяснить значение слова «триптих»
-Какую цифру вы слышите в этом слове? (ответы детей …3) Что это означает?
Учитель. Это значит, что в произведении можно выделить 3 части.
Триптих - произведение искусства из 3-х самостоятельных частей, объединенных общей идеей, темой или сюжетом.
Анализ картины.
Учитель .Кого изобразил художник на центральном полотне картины?(ответы детей)
Интересно получается, П.Корин взял сюжет из событий 13 века, а само произведение всем своим духом связано с 20 веком.Эта картина встала в ряд сильнейших произведений русского искусства, отразившего эпоху Великой Отечественной войны.
(слайд 7)
Учитель. А теперь обратимся еще к двум не менее известным произведениям, которые вошли в золотой фонд национального искусства. Это фильм «Александр Невский», фрагмент которого вы смотрели в начале урока, и кантата «Александр Невский» С Прокофьева. Они созданы в то время, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы, и угроза фашистского нашествия нависла над человечеством.Расскажите, какие известные люди работали над фильмом?
(слайд 8) Портрет Эйзенштейна
Фильм создан в 1938 году Сергеем Михайловичем Эйзенштейном и имел колоссальный успех. Эйзенштейн предложил Сергею Прокофьеву – русскому композитору, с которым был хорошо знаком,написать музыку.Позднее композитор вспоминал: «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение» Работа протекала в тесном содружестве с режиссером. Успех фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату... Задача оказалась очень непростой, но с ней он справился гениально. 17 мая 1939г. состоялась премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории.
(слайд 9)
Портрет Прокофьева
Учит.С.Прокофьевубыло свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил. Слушая кантату, будто видишь перед собой кадры фильма.
Вывод: Эти два выдающихся произведения прозвучали как решительное предупреждение, грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
(слайд 10) Учитель. Давайте обратимся к кантате «Александр Невский». Что такое кантата? Запишите определение в тетрадь.
Кантата – крупное вокально – инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра.
(слайд 11) Текст «Песня об Александре Невском»
Кантата состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое название. Сегодня мы прослушаем и охарактеризуем две части кантаты. Послушайте вторую часть - «Песня об Александре Невском». Определите характер музыки и форму произведения. Характер: напевный, песенный, протяжный, широкий, величавый, строгий. Меняется ли он?(ответы детей ,меняется)
- Соответствует ли характер музыки образу Александра Невского на картине? (да, соответствует.)
Учитель. На какой жанр устного народного творчества похожа эта часть? ( ответы детей , былину)
Учитель. Как это отражается в музыке? Какие еще средства музыкальной выразительности указывают на былинный характер части? (Ответы детей , Напевная мелодия, медленный темп, спокойное изложение, ключевое слово в тексте «было», мужской хор по звучанию напоминает распев былинных певцов – гусляров; музыкальные инструменты в средней части: барабаны, бубен, гусельные переборы и арфы придают музыке характер эпического рассказа).
Учитель . Ребята, как вы думаете, а может ли музыка являться характеристикой русского народа? Поможет ответить на этот вопрос прослушивание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».
(слайд 12) Слушание
«Вставайте, люди русские!»
-Охарактеризовала ли музыка облик русского народа?
-Каким предстает перед нами русский народ?(сильным, смелым, мужественным, отважным)
-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи этих качеств?(призывные интонации, маршевый характер, чеканный ритм)
III. Заключительная часть:
(слайд 13) Учитель. Вот мы с вами вспомнили прошлое и пришли к настоящему. Чувства патриотизма, гордость за свою любимую Родину актуальны и в наши дни. Композиторами создано много патриотических песен. Одну из них мы сейчас исполним.
Вокально – хоровая работа.
(слайд 14) Слушание русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
(слайд 15) Затем исполняем, разделившись на 2группы:
1.-мальчики;2.-девочки.
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? поют девочки
Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды! поют мальчики
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
IV. Подведение итогов
С каким героем вы познакомились на уроке?
Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?
V. Рефлексия
(слайд 16) Составьте синквейн об Александре Невском .
«Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное): ___________________ 2 строка – описание предмета (два прилагательных): _____________________ 3 строка – описание действия (три глагола): __________________________________________________________________ 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: ___________________ ______________________ ____________________________________________ 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) _______________________________________________ |
Список использованных источников.
www.peoples.ru/state/statesmen/aleksandr_nevsky/
www.naexamen.ru/doklady/aleksandr_nevskij.shtml
shkolazhizni.ru/archive/0/n-27506/
art-stamps.narod.ru/gtg/page_074.htm
www.belcanto.ru/or-prokofiev nevsky.htmlmusicadoma.ru/prokofev_nevskyi.pdf
musicmp3.spb.ru/album/aleksandr_nevskii_cantata_op_78_svetlanov_simfonicheskii_orkest