«Святые Лики - Александр Невский». (1 слайд )
Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.
Задачи:
-
Установить личные связи ребёнка с православной культурой.
-
Развитие интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.
Ход мероприятия
Учитель – Наше мероприятие мы начнём с замечательных слов Николая Рыленкова из стихотворения “Наследство”.(3 слайд)
1– Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего. С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский. (4 слайд)
2 - «Святой благоверный великий князь наш Александр Невский,
моли Бога о нас!» С такими словами обращается русский народ, Православная Церковь к своему небесному покровителю. Эти слова часто звучат под сводами храма Богородице – Рождественского монастыря г. Владимира, в котором 460 лет покоились святые останки Александра Невского, а теперь находится частица его мощей.
В чём же тайна благоговения и горячей любви народа к А. Невскому, которая передаётся из поколения в поколение? Почему он причислен к лику святых? Чтобы понять это, надо обратиться к истории его жизни.
Звучит кантата. «А. Невский» С. Прокофьев (5 слайд)
1Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова: (6 слайд)
“…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”
2.– А, что вы знаете о личности знаменитого полководца, дипломата, выдающегося государственного деятеля? (7 слайд)
Викторина
Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский) В каком веке жил и княжил А. Невский.? ( в XIII веке) В каком году родился Невский? (1220) Какой город является родиной князя? (Переяславль-Залесский) В каком городе 16-летний Александр был поставлен князем – наместником? (в Новгороде) Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище) Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г) Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля 1242 г) Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское) В каком году умер Александр Невский? (1263 г)
1. – Очень радостно, что на большинство вопросов вы дали правильные ответы. А на остальные вопросы мы сегодня узнаем правильные ответы. Давайте попробуем проследить жизненный путь этого человека, который по истине можно назвать подвигом. ( 8 слайд)
2. (9 слайд) Русь того времени можно сравнить с пахарем. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и запада устремились на него.
1. (10 слайд) Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и натянутым луком, другой – в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, второй – немецкие рыцари – крестоносцы.
2. (11 слайд) Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя. К тому времени над Русью установилось монголо-татарское иго.
1. (12 слайд) Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско.
Разоряя города,
Шла монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
2.(13 слайд) Только северные Псков и Новгород оставались пока не разорёнными. Одновременно Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси.
1. (14 слайд)Римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей.
2. ( 15 слайд) В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера.
1. (16 слайд) Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Получив благословение архиепископа, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".
2. ( 17 слайд) С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Накануне битвы было видение: стоявший в морском дозоре воин увидел ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. (19 слайд) Александр, ободренный, предзнаменованием мужественно, с молитвой повел войско.
1. (18 слайд) И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским.
2.( 19 слайд) В этой битве молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) проявил себя как мудрый и опытный полководец.
1.(20 слайд) Мечом защищал великий князь Александр Невский наш народ от ещё более опасного врага – немецких рыцарей, которые стремились не только завоевать наши земли, но и отнять у русских людей православную веру.
2.(21 слайд) Главный свой подвиг Александр Невский совершил на льду Чудского озера, разбив войско немецких рыцарей. Ливонские немцы решили воспользоваться разорением Руси. Они захватили Псков и стали угрожать Новгороду. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.
Узнав, что рыцари движутся на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, Невский расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна тем, что враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А неприятельское войско было для русских как на ладони, так как двигалось по открытому льду. Силы были приблизительно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон. Немецкие войска вышли на лед, построившись клином или “свиной головой”, как называли этот боевой строй на Руси. Этот клин врезался в центр передового новгородского полка и смял его, однако, когда рыцари Ордена были связаны битвой, новгородцы атаковали их с тыла и флангов, зажав в клещи.
Учитель: (22 слайд)
– Чтобы ярче представить картину этой битвы, послушайте отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”, которую он написал за несколько лет до Великой Отечественной войны.
2.(23 слайд)Четыреста рыцарей было убито, 50 взято в плен. Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь же, позабыв о своих высоких титулах и знатности, понуро брели они по дороге, месили ногами талый снег. Такого поражения не знал до того времени Тевтонский орден. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на Русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток.
1.(24 слайд) Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились
– Какие слова, сказанные князем, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля)
2.( 25 слайд) 1263 год. Александру Ярославовичу – 43 года. Но военные походы, борьба с князьями за власть, изнурительные поездки в Орду и переговоры с ханами подорвали его здоровье. По дороге домой из очередной поездки в столицу Золотой орды, город Сарай, князь Александр понял, что до стольного города ему не добраться. В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер.
-
лайд) стихотворение А.Майкова “Кончина Александра Невского”
1.(27 слайд) Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положением.
2.(28 слайд) По приказу Петра I в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
1.(29 слайд) В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.
2.За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом А. Невского. В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков. Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений.
С. Бехтеев. СВЯТАЯ РУСЬ (
30 слайд) 1.(31 слайд) Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить наше выступление мне хотелось бы словами:
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.