СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм разборов (фонетического, морфологического)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что эти алгоритмы помогут ученикам быстрее запомнить разборы .

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм разборов (фонетического, морфологического)»

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ( звуко – буквенный)

1.Запиши слово.

2.Сосчитай и запиши: сколько слогов в данном слове.

3.Обозначь  ударение.

4.В столбик выпиши все буквы  этого слова.

5.Слева от каждой буквы запиши её название . В квадратных скобках справа запиши транскрипцию звука.

6.Охарактеризуй каждый звук:

    а) гласный: ударный или безударный;

    б) согласный: звонкий или глухой  (парный или непарный);

                               твёрдый или мягкий (парный или непарный);

7.Сосчитай  и запиши количество букв и звуков.



МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (слово как часть речи).

Морфологический разбор имени существительного (4 класс)

  1. Что слово обозначает, на какой вопрос отвечает- часть речи.

  2. Начальная форма (Именительный падеж, ед.ч.)

  3. Постоянные признаки: род, склонение.

  4. Непостоянные признаки: число, падеж.

  5. Роль в предложении.


Морфологический разбор имени прилагательного (4 класс)

  1. Что слово обозначает, на какой вопрос отвечает - часть речи.

  2. Начальная форма (м.р. , ед.ч.)

  3. -------------------------

  4. Непостоянные признаки: падеж, число

Ед.ч.                мн.ч.

-род

  1. Роль в предложении.


Морфологический разбор глагола (4 класс)

  1. Что слово обозначает, на какой вопрос отвечает - часть речи.

  2. Неопределенная форма.

  3. Постоянные признаки: спряжение, вид.

  4. Непостоянные признаки:  время

настоящее или будущее:                        прошедшее:

-число;                                                -число:                                                   

-лицо                               -род (ед. ч.)

                                        

  1. Роль в предложении.






Алгоритм синтаксического разбора простого предложения.


  1. Ищу грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркиваю, указываю части речи. Средство связи (союз), если есть, обвожу в кружочек.

  2. Ищу группу подлежащего:

                а) подчеркиваю как члены предложения,

                б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

  1. Ищу группу сказуемого:

а) подчеркиваю как члены предложения,

                б) указываю части речи.

   4. Ищу группу второстепенных членов:

                   а) подчеркиваю как члены предложения,

                   б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

5. Составляю схему предложения (указываю грамматическую основу и осложнение, средства связи пишу, но не обвожу).

6. Даю синтаксическую характеристику предложения:

а) по наличию грамматических основ (простое, сложное);

б) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

в) по интонации (восклицательное, невосклицательное);

г) по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное);

д) указываю осложнение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова…).

Образец.

 Пр.         Прил.          Прил.                  Прил.              Сущ.            Гл.         прил.           Сущ.

На сухуютвердуюмерзлую землю упал ранний снег.

[        ,       ,                                        ].

( Прост., повеств., невоскл., распр., осл. одн. опр.)



















Члены предложения.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:             кого?       чего?

                                                 кому?      чему?

                                                 кого?       что?

                                                 кем?        чем?

                                              о ком?     о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой   роще  путников   встретили   веселые   голоса    птиц.

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

  1.  

   Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.

   Вопросительные:          Почему вы не гуляете?

   Побудительные:            Идите скорее!

  1.  

   Восклицательные:        Мне подарили щенка!

   Невосклицательные:    Мне подарили щенка.

  1.  

   Нераспространенное:   Весна  пришла.

   Распространенное:       Пришла  долгожданная весна.

  1.  

  Узкая тропинка уходила далеко в лес.  – простое (Имеет одну грамматическую основу)

  Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

  1.  

На заводе  человек  наливает  жидкое  стекло  в  сито.                                   

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Разбор  предложения  по  членам  предложения  и  по частям  речи,  выписывание  словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
                   п.,ед.ч.,м.р.,Т.п.       н.                  п.,мн.ч.,И.п.           с.,мн.ч.,И.п.       г.,п.в.,мн.ч.    пред.
Например:  Осенним       днём    маленькие     дети          гуляли      в 

п.,ед.ч.,м.р.,П.п.         с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском       парке.

Однородными  членами  предложения  называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:                                                                   

Суворов   ценил   своих    солдат   за    храбрость,   смекалку,     выносливость.                                                      

          какие?                 какие?                  

Маленькие,    большие     кораблики      покачивались       на воде.

(Маленькие, большие – однородные определения).

Сложное предложение.

Сложным  - называют предложение, в котором несколько грамматических     основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Например:

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

День   темнеет,   и   трава   седой  росой   в   лугах   блестит.

Прямая речь.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

 

Князь печально отвечает:  «Грусть- тоска меня съедает».

           слова автора                                                       прямая речь

                  А:                                                    «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

 

А: «П».                                  «П», - а.

А: «П!»                                  «П!» - а.

А: «П?»                                 «П?» - а.

Обращение.

Обращение слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок, спой свою песенку еще разок.

Эта парацарь, моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.




















































Алгоритм определения спряжения глагола.



1. Это глагол ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ?

                    ДА

  РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ                                            НЕТ


2.Убедитесь, что у глагола безударное личное окончание. Если окончание ударное, алгоритм не нужен, т.к. спряжение определяется по окончанию (лью, льём, льёшь, льёте, льёт, льют)


3.Ставим глагол в начальную форму (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), смотрим, на что он оканчивается.


4. Применяем правило:

                        ко 2 спряж. относятся

все гаголы на –ить, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ (это искл. 1 спряж.);


7 глаголов-исключений на –ЕТЬ:

ВИДЕТЬ,

ОБИДЕТЬ,

СМОТРЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ,

ЗАВИСЕТЬ,

ТЕРПЕТЬ И

ВЕРТЕТЬ;

4 глагола-исключения на –АТЬ:

ГНАТЬ,

ДЕРЖАТЬ,

СЛЫШАТЬ,

ДЫШАТЬ;

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению


Личные окончания глаголов

Лицо глагола

1спряжение

2 спряжение


ед. ч. мн.ч.

ед.ч. мн.ч.


1 лицо (я, мы)

-у,-ю,                -ем

-у,-ю,              -им

2 лицо (ты, вы)

-ешь -ете

-ишь -ите



3 лицо(он, она, оно, они)

-ет,                  -ут, -ют

-ит,              -ат, -ят