ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ( звуко – буквенный)
1.Запиши слово.
2.Сосчитай и запиши: сколько слогов в данном слове.
3.Обозначь ударение.
4.В столбик выпиши все буквы этого слова.
5.Слева от каждой буквы запиши её название . В квадратных скобках справа запиши транскрипцию звука.
6.Охарактеризуй каждый звук:
а) гласный: ударный или безударный;
б) согласный: звонкий или глухой (парный или непарный);
твёрдый или мягкий (парный или непарный);
7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (слово как часть речи).
Морфологический разбор имени существительного (4 класс)
Что слово обозначает, на какой вопрос отвечает- часть речи.
Начальная форма (Именительный падеж, ед.ч.)
Постоянные признаки: род, склонение.
Непостоянные признаки: число, падеж.
Роль в предложении.
Морфологический разбор имени прилагательного (4 класс)
Что слово обозначает, на какой вопрос отвечает - часть речи.
Начальная форма (м.р. , ед.ч.)
-------------------------
Непостоянные признаки: падеж, число

Ед.ч. мн.ч.
-род
Роль в предложении.
Морфологический разбор глагола (4 класс)
Что слово обозначает, на какой вопрос отвечает - часть речи.
Неопределенная форма.
Постоянные признаки: спряжение, вид.
Непостоянные признаки: время


настоящее или будущее: прошедшее:
-число; -число:
-лицо
-род (ед. ч.)
Роль в предложении.
Алгоритм синтаксического разбора простого предложения.
Ищу грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркиваю, указываю части речи. Средство связи (союз), если есть, обвожу в кружочек.
Ищу группу подлежащего:
а) подчеркиваю как члены предложения,
б) указываю части речи.
Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).
Ищу группу сказуемого:
а) подчеркиваю как члены предложения,
б) указываю части речи.
4. Ищу группу второстепенных членов:
а) подчеркиваю как члены предложения,
б) указываю части речи.
Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).
5. Составляю схему предложения (указываю грамматическую основу и осложнение, средства связи пишу, но не обвожу).
6. Даю синтаксическую характеристику предложения:
а) по наличию грамматических основ (простое, сложное);
б) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
в) по интонации (восклицательное, невосклицательное);
г) по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное);
д) указываю осложнение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова…).
Образец.
Пр. Прил. Прил. Прил. Сущ. Гл. прил. Сущ.
На сухую, твердую, мерзлую землю упал ранний снег.
[ , , ].
( Прост., повеств., невоскл., распр., осл. одн. опр.)
Члены предложения.
1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.
2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.
5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.
Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
Нераспространенное: Весна пришла.
Распространенное: Пришла долгожданная весна.
Узкая тропинка уходила далеко в лес. – простое (Имеет одну грамматическую основу)
Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное
(имеет две и более грамматических основ)
На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.
В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред.
Например: Осенним днём маленькие дети гуляли в
п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском парке.
Однородными членами предложения называют слова, которые:
1. Относятся к одному и тому же члену предложения.
2. Отвечают на один и тот же вопрос.
3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)
4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
Например:
Суворов ценил своих солдат за храбрость, смекалку, выносливость.
какие? какие?
Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.
(Маленькие, большие – однородные определения).
Сложное предложение.
Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.
На письме части сложного предложения разделяются запятой.
Например:
Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.
День темнеет, и трава седой росой в лугах блестит.
Прямая речь.
Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.
Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.
Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».
слова автора прямая речь
А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
А: «П». «П», - а.
А: «П!» «П!» - а.
А: «П?» «П?» - а.
Обращение.
Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок, спой свою песенку еще разок.
Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.
Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам, господа.
Обращение не является членом предложения.
Алгоритм определения спряжения глагола.
1. Это глагол ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ?
ДА
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ НЕТ
2.Убедитесь, что у глагола безударное личное окончание. Если окончание ударное, алгоритм не нужен, т.к. спряжение определяется по окончанию (лью, льём, льёшь, льёте, льёт, льют)
3.Ставим глагол в начальную форму (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), смотрим, на что он оканчивается.
4. Применяем правило:
ко 2 спряж. относятся
все гаголы на –ить, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ (это искл. 1 спряж.);
7 глаголов-исключений на –ЕТЬ:
ВИДЕТЬ,
ОБИДЕТЬ,
СМОТРЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ,
ЗАВИСЕТЬ,
ТЕРПЕТЬ И
ВЕРТЕТЬ;
4 глагола-исключения на –АТЬ:
ГНАТЬ,
ДЕРЖАТЬ,
СЛЫШАТЬ,
ДЫШАТЬ;
Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению
Личные окончания глаголов
Лицо глагола | 1спряжение | 2 спряжение |
| ед. ч. мн.ч. | ед.ч. мн.ч. |
1 лицо (я, мы) | -у,-ю, -ем | -у,-ю, -им |
2 лицо (ты, вы) | -ешь -ете | -ишь -ите |
3 лицо(он, она, оно, они) | -ет, -ут, -ют | -ит, -ат, -ят |