СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Алгоритмы" 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 6 классе»

Тема урока: Алгоритмы.

Класс: 6 класс.

УМК: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний 2012.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний об основных видах изображений, сравнение их основных параметров и области использования.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, выполнять сравнение, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение проводить практическое исследование для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • знать: понятие алгоритма, принципы его построения и свойства;

  • уметь: приводить примеры алгоритмов из различных областей знаний; составлять алгоритмы к конкретным учебным задачам.

Рекомендуемые образовательные ресурсы.

  • Презентация «Алгоритмы»;

  • Файлы для печати (Приложение1);

  • ЭОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore);

  • Программа RiverCrossSetup (задачи на переправы).

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 6 классе. Тема урока: Алгоритмы.



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности (начало урока).

(3 минуты)

Создать благоприятный психологический настрой на работу, определение темы урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Как приготовить яичницу?

-Как одним словом назвать то, что вы составили?

Предлагает вниманию учащихся (на интерактивной доске) ребус. Слайд1.

-Какое слово здесь зашифровано? Что мы начнем изучать сегодня? Где вы с ним раньше встречались? Приведите примеры алгоритмов. Слайд2.

-Давайте определим это понятие, для чего к теме урока выпишем в столбик слова-ассоциации.

-Составьте определение, используя записанные слова, оставив запись на доске.

Включаются в деловой ритм урока.


Составляют цепочку действий в тетради.

Разгадывают ребус

(Слово: Алгоритм).


Формулируют и записывают тему урока «Алгоритмы».



Составляют ассоциативный ряд.

Затем формулируют определение.


Алгоритм – это последовательность действий.

Познавательные: положительная мотивация к изучению предметного материала; развитие логического и ассоциативного мышления; установление связей с жизнью ребенка.

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений, выявление места и причины затруднения.

(3 минут)

Актуализация опорных знаний и способов действий, постановка целей и задач урока.

Ребятам предлагается историческая справка о происхождении слова «алгоритм». Слайд 3.

Какую цель перед собой мы поставим на сегодняшнем уроке?



-Итак, каковы наши задачи?

Записывают главное в тетрадь.



Формулируют цель: изучить объект «алгоритм», его свойства и использовать как решение учебных задач.

-Провести практическое исследование, выявить свойства алгоритмов, научиться составлять алгоритмы для выполнения конкретной задачи.




Познавательные: развитие познавательного интереса; целеполагание.

III.Изучение нового материала.

Работа в группах.


(5 минут)

Обеспечение осмысления и запоминания нового материала.

-Вернемся к алгоритму, который записан у вас в тетрадях. Задача была одна, но варианты решения отличаются друг от друга. Рассматривая эти отличия на примерах подвести учащихся к основным свойствам алгоритма:

  • Полнота;

  • Пошаговое исполнение (дискретность);

  • Результативность, конечность;

  • Массовость;

  • Последовательность команд строго определена (нельзя переставлять местами), но бывают исключения. Слайд 4.

-Предлагаю разбиться на группы-лаборатории по написанию алгоритмов.

Формирует группы (пары).


-Дает практическое задание, используя электронные ресурсы.

Пример Слайд 5.





































- Давайте уточним понятие алгоритма.

Что мы должны знать для его написания?


-Вернемся к нашему определению и дополним его, итак:

Алгоритм — описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.

Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение цели или решение задачи.

Слайды 6,7.

Отвечают на вопросы, обсуждают варианты, свойства алгоритмов записывают в тетрадь.














Выполняют практическую работу за компьютерами по составлению алгоритмов.


«Уборка квартиры»

ЦОР, Практический. Интерактивное задание

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf


«Погладь рубашку»

ЦОР, Практический. Интерактивное задание

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273c1675-d3b9-45d1-8eaf-6be76a919a89/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_152%5D.swf


«Сделай бутерброд»

ЦОР, Практический. Интерактивное задание

Модель видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67142898-a4ef-467d-b3ab-066e9b992233/%5BNS-INF_2-02-04%5D_%5BIM_098%5D.swf


«Завари чай»

ЦОР, Практический. Интерактивное задание

Модель видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D.swf

«Сделай снеговика» ЦОР, Практический. Интерактивное задание

Модель видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf

Оценивают свою работу.


-Условие (исходные данные), исполнителя и команды, которые он понимает и может выполнить,

Результат.

Составляют вместе и записывают окончательное определение в тетрадь.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, оценка командной работы.

Коммуникативные: сотрудничество, умение договариваться, использовать ИКТ технологии.

Познавательные: умение сравнивать, обобщать, выделять и формулировать главное, строить цепи рассуждений и доказательства.

Физминутка.


(2 минуты)


- Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п.

Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз.

Коммуникативные умение слушать и слышать.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: саморегуляция.

V. Применение знаний и способов действий (продолжение)


(15 минут)

Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала.

- Продолжим работу в лабораториях.

Ребятам предлагаются задачи на «переправу» (программа RiverCrossSetup). Пример Слайды 8-10.

Ребята выбирают задачу сами, пробуют различные варианты перевозок. Алгоритм их действий прописывается в окошке справа. Если задача решена верно, то проверяют нет ли в алгоритме лишних действий. Упрощенный вариант записывают в тетрадь.

Коммуникативные: умение с полнотой выражать свои мысли доказывать свою точку зрения.

Познавательные: выбор эффективного способа решения.

VI. Контроль знаний

(5 минут)

Контроль применения изученного материала.

-Дает индивидуальные задания на карточках. Слайд 11.

Выполняют задания на карточках на оценку.


Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение с полнотой выражать свои мысли доказывать свою точку зрения.

Познавательные: выбор эффективного способа решения.

VII. Домашнее задание.


(2 минуты)

Обеспечение понимания и закрепление изученного материала.

  1. Прочитать параграфы 3.1, 3.3.

  2. Выполнить задания письменно в тетрадь. С.65 №2,4 .

  3. Знать:

  • определение алгоритма и его свойства.

4. Записать в тетрадь:

  • пример собственного алгоритма.

Слайд 12.

Записывают задание в дневник и тетрадь.


VII.Подведение итогов. Рефлексия.


(5 минут)

Обеспечение осмысления и систематизации изученного, самооценка.

Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм.

Слайды 13, 14.

Продолжите фразы:

Алгоритм – это…

Разрабатывать алгоритм может только…

Исполняют алгоритмы…

Слайд15

Укажите истинные высказывания:

Алгоритм представляет собой некоторую последовательность вычислений;

Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может -последовательность действий нематематического характера;

Компьютер разрабатывает алгоритмы;

Человек исполняет алгоритмы.


-Ребята, вы сегодня потрудились на славу! Разобрались с понятием и примерами алгоритмов. Как вы думаете, чем мы займемся на следующем уроке?

- Да, и узнаем какие способы записи алгоритмов существуют.

-Оцените свою работу на уроке по 2 шкалам: Правильно, Интересно, Трудно.

-Желаю Вам успехов!


Отмечают слова в сканворде.











Дополняют фразы.

см. опр.

-Человек.

-Исполнители (приводят примеры).




истина или ложь





истинно

ложь

истина или ложь


Продолжим работу с алгоритмами.




Выводят общий результат на доске.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: обобщение, систематизация.



Приложение1

Карточка

  1. Назовите исполнителей следующих видов работ:

    1. Уборка квартиры - _____________________;

    2. Доставка корреспонденции - ____________;

    3. Раскрой ткани - _______________________

  2. Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации :

    1. Приготовление обеда;

    2. Выполнение домашнего задания.

3*. Задача. Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи.

Алгоритм решения задачи:

 

1 способ

2 способ

3 способ

1 шаг

 

 

 

2 шаг

 

 

 

3 шаг

 

 

 

4 шаг

 

 

 



Просмотр содержимого презентации
«Алгоритмы»

РЕБУС  А ̕  Л ̕ М АЛГОРИТМ

РЕБУС

А ̕

Л ̕ М

АЛГОРИТМ

Жизненные задачи

Жизненные задачи

  • Пришить пуговицу
  • Купить хлеб
  • Собраться в школу
  • Закрыть дверь на ключ
  • Написать контрольную работу на 5
  • Выполнить фонетический разбор слова
  • Найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел

«О происхождении слова «алгоритм»

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми.

Ал-Хорезми жил и творил в IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века, по которому Западная Европа ознакомилась с десятичной позиционной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий.

Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в веке, когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.), было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах такой стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» — это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».

Таким образом, слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал- Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Свойства алгоритмов

Свойства алгоритмов

  • Полнота;
  • Пошаговое исполнение (дискретность);
  • Результативность, конечность;
  • Массовость;
  • Последовательность команд строго определена (нельзя переставлять местами), но бывают исключения.
Что такое алгоритм Алгоритм  – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных  к требуемому результату. ! 3... 2. 1.

Что такое алгоритм

Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

!

3...

2.

1.

Алгоритмы  Примеры исполнителей:  Исполнитель – это тот объект, для управления которым составлен алгоритм.  Система команд исполнителя (СКИ) – это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять (понимает). Выполнение алгоритма исполнителем производится формально .  Для успешного выполнения алгоритма необходимо сообщить исполнителю полный набор  исходных  данных . Пример. Исходные данные из условия задачи: Дано: длина и ширина прямоугольника Найти: площадь прямоугольника. Назад

Алгоритмы

Примеры

исполнителей:

Исполнитель – это тот объект, для управления которым составлен алгоритм.

Система команд исполнителя (СКИ) – это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять (понимает).

Выполнение алгоритма исполнителем производится формально .

Для успешного выполнения алгоритма необходимо сообщить исполнителю полный набор исходных данных .

Пример. Исходные данные из условия задачи:

Дано: длина и ширина прямоугольника

Найти: площадь прямоугольника.

Назад

Карточка  Назовите исполнителей следующих видов работ: Уборка квартиры - _____________________ ; Доставка корреспонденции - ____________ ; Раскрой ткани - _______________________ Уборка квартиры - _____________________ ; Доставка корреспонденции - ____________ ; Раскрой ткани - _______________________ Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации : Приготовление обеда; Выполнение домашнего задания. Приготовление обеда; Выполнение домашнего задания. 3*. Задача. Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи.  Алгоритм решения задачи:   1 способ 1 шаг 2 шаг 2 способ   3 шаг 3 способ     4 шаг                  

Карточка

  • Назовите исполнителей следующих видов работ:
  • Уборка квартиры - _____________________ ; Доставка корреспонденции - ____________ ; Раскрой ткани - _______________________
  • Уборка квартиры - _____________________ ;
  • Доставка корреспонденции - ____________ ;
  • Раскрой ткани - _______________________
  • Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации : Приготовление обеда; Выполнение домашнего задания.
  • Приготовление обеда;
  • Выполнение домашнего задания.

3*. Задача. Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи.

Алгоритм решения задачи:

 

1 способ

1 шаг

2 шаг

2 способ

 

3 шаг

3 способ

 

 

4 шаг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя работа Прочитать параграфы 3.1, 3.3. Выполнить задания письменно в тетрадь. С.65 №2,4 . Знать: определение алгоритма и его свойства. 4. Записать в тетрадь:

Домашняя работа

  • Прочитать параграфы 3.1, 3.3.
  • Выполнить задания письменно в тетрадь. С.65 №2,4 .
  • Знать:
  • определение алгоритма и его свойства.

4. Записать в тетрадь:

  • пример собственного алгоритма.
Алгоритмы Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм. и с с п а ь м т о л л г ь д и м л с к н о н т р о и е а н к и е м т ш т т р д о а а ь л р т у е з

Алгоритмы

Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм.

и

с

с

п

а

ь

м

т

о

л

л

г

ь

д

и

м

л

с

к

н

о

н

т

р

о

и

е

а

н

к

и

е

м

т

ш

т

т

р

д

о

а

а

ь

л

р

т

у

е

з

Алгоритмы Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм. Исполнитель  Команда  Результат  Алгоритм и с с а ь п м т о л г д л и ь с м л к о н р т н о а е и к и н м е т ш р д т т о а а ь р т л у е з Назад

Алгоритмы

Найти зашифрованные в сканворде термины, связанные с темой алгоритм.

Исполнитель

Команда

Результат

Алгоритм

и

с

с

а

ь

п

м

т

о

л

г

д

л

и

ь

с

м

л

к

о

н

р

т

н

о

а

е

и

к

и

н

м

е

т

ш

р

д

т

т

о

а

а

ь

р

т

л

у

е

з

Назад

Алгоритмы Продолжите фразы: Алгоритм – это… Разрабатывать алгоритм может только… Исполняют алгоритмы… Укажите истинные высказывания:

Алгоритмы

Продолжите фразы:

  • Алгоритм – это…
  • Разрабатывать алгоритм может только…
  • Исполняют алгоритмы…

Укажите истинные высказывания:

  • Алгоритм представляет собой некоторую последовательность вычислений;
  • Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может -последовательность действий нематематического характера;
  • Компьютер разрабатывает алгоритмы;
  • Человек исполняет алгоритмы.