Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы решения задач по механике в средней школе»
Алгоритмы решения задач по механике в средней школе
Решение задач по праву считается одним из средств развития мышления. Но не всякая задача и не всякая организация ее решения в классе способствует развитию мыслительных способностей. Ни задача на подстановку в формулу числовых значений (хотя поначалу и такие очень нужны), ни непосильные для большинства в классе задачи не разовьют мышления (равно как и решение задачи одним учеником у доски, когда класс просто копирует написанное). Здесь очень важен дидактически обоснованный подбор системы задач и формы организации их решения на уроке.
Использование алгоритмов во многом рационализирует и облегчает процесс формирования у школьников умений решать физические задачи. Может быть, использование алгоритмов в обучении физике будет даже способствовать осознанию школьниками важного в современной науке понятия «алгоритм» и тем самым содействовать решению задачи всеобщей компьютерной грамотности, которая поставлена перед системой народного образования.
К числу основных требований, предъявляемых к алгоритму решения физических задач, надо отнести следующие:
алгоритм должен быть лаконичным;
каждое предписание должно быть по возможности относительно элементарным;
набор предписаний должен обладать такой степенью полноты, чтобы на его основе можно было решать достаточно широкий, законченный класс задач;
каждое предписание и вся система должны выражать самые существенные операции, необходимые для решения данного класса задач, и тем самым выражать основные черты метода решения этих задач, оставляя возможности для самостоятельной мыслительной работы учащихся.
Алгоритмы могут быть составлены, конечно, не по всем разделам курса физики. Наиболее легко могут быть алгоритмизированы методы решения задач по всем разделам курса механики.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО КИНЕМАТИКЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ
Выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный).
Определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси — уравнения для координаты и для скорости (если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела).
Определить начальные условия (координаты и проекции скорости в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения.
Определить дополнительные условия, т. е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек траектории), и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени (т. е. подставить эти значения координат и скорости в уравнения движения).
Полученную систему уравнений решить относительно искомых величин.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИНАМИКЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ
Выбрать систему отсчета.
Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинематические уравнения.
Полученную систему уравнений решить относительно искомых.
Кроме того алгоритм может дополняться следующими частными комментариями, конкретизирующими основные предписания:
При решении задач с использованием законов Ньютона необходимо выбирать ИСО и не пользоваться системой отсчета, связанной с ускоренно движущимися телами.
Если в задаче не требуется определить координату или скорость точки, то начало системы координат можно поместить в любую точку тела отсчета; в противном случае его следует поместить в такую точку, чтобы удобно было определять начальные условия.
В ряде задач можно выбирать две системы координат, что облегчает нахождение проекций сил и ускорений для отдельных тел системы (или отдельных этапов движения).
Если в условии задачи говорится о системе материальных точек, то уравнения второго закона Ньютона надо писать для каждого тела системы в отдельности и решать полученную систему уравнений.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО СТАТИКЕ
Выбрать систему отсчета.
Найти все силы, приложенные к телу, находящемуся в равновесии.
Написать уравнение, выражающее первое условие равновесия, в векторной форме и перейти к скалярной его записи.
Выбрать ось, относительно которой целесообразно определять моменты сил.
Определить плечи сил и написать уравнение, выражающее второе условие равновесия.
Исходя из природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят, и решить полученную систему уравнений относительно искомых величин.
Кроме этого можно сформулировать ряд дополнений к основным предписаниям алгоритма, в которых раскрывается порядок выполнения этих предписаний.
Если направление силы реакции неизвестно, то можно выбрать его предположительно и по знаку проекций судить о правильности определения направления силы реакции, либо же воспользоваться теоремой о трех силах.
Для определения центра тяжести тела надо предположить его месторасположение и считать, что в этой точке тело подвешено и потому будет находиться в равновесии, что позволяет применить условия равновесия.
В ряде задач можно использовать лишь второе условие равновесия, написав дважды его уравнение — сначала для одной оси, а потом считая, что ось проходит через другую точку.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА
Выбрать систему отсчета.
Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
Если в целом система незамкнутая, но сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось.
Если внешние Силы пренебрежимо малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса в векторной форме и перейти к скалярной.
Также можно сделать следующие добавления, примечания к алгоритму, уточняющие его основные предписания:
Применяя закон сохранения импульса, надо следить за тем, чтобы импульсы всех тел, входящие в уравнения, были отсчитаны относительно одной и той же системы отсчета.
Если в задаче требуется не только определить скорость какого-либо тела системы после взаимодействия, но и найти перемещение этого тела в результате приобретенной при взаимодействии скорости, то надо четко разграничивать два этапа описанного в задаче механического процесса: первый – этап взаимодействия, в результате которого тела приобретают некоторые скорости; второй – этап движения после прекращения взаимодействия тел выделенной системы. При этом помимо уравнений, связанных с понятием «импульс», надо использовать другие физические законы (уравнения динамики, кинематики, энергетические законы).
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЗАКОН
СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Выбрать систему отсчета.
Выбрать два или более таких состояний тел системы, чтобы в число их параметров, входили как известные, так и искомые величины.
Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные или непотенциальные.
Если на тела системы действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде E1=E2.
Раскрыть значения энергии в каждом состоянии и, подставив их в уравнение закона сохранения энергии, решить уравнение относительно искомой величины.