СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм анализа педагогической ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм анализа педагогической ситуации

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм анализа педагогической ситуации»

Алгоритм анализа педагогической ситуации

1. Характеристика педагогической системы:

 назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;

2. Выявление объектов и субъектов воспитания:

 определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);

 дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов:

 определите стили отношений, руководства, общения педагога;

 дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;

 оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:

 сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;

 определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;

 конкретизируйте задачу, которую следует решить

Алгоритм решения педагогической задачи

1. Выдвижение гипотезы:

 выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;

 прогнозирование их результативности;

 рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога:

 выбор методов педагогического воздействия;

 определение соответствующих методических приемов;

 выбор организационных форм;

 подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.

3. Анализ предполагаемых результатов:

 характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

ИНСТРУКЦИЯ по работе с педагогическими ситуациями

1. Оцените предложенную педагогическую ситуацию с нескольких позиций:

• какие чувства испытывает учитель и учащиеся? (эмоциональная оценка);

• ситуацию можно оценить как типичную, не типичную, конфликтную? (объективная оценка);

• оцените ситуацию с позиций логики и здравого смысла (рациональная оценка).

2. Найдите минусы и плюсы анализируемой ситуации.

3. Запишите придуманные вами способы разрешения ситуации.

4. Из нескольких придуманных вами вариантов разрешения ситуации выберите самый оптимальный и обоснуйте его.

При анализе педагогической ситуации помните:

• при разрешении ситуации необходимо учитывать возрастные психологические особенности;

• ваше решение не должно нарушать права ученика и этику педагогического общения;

• большее количество вариантов выхода из ситуации дает большую вероятность ее успешного разрешения.





Схема решения задач

Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития.

Определить педагогические категории, представленные в задаче.

Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения.

Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц.

Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации.

Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации.

Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!