Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Характеристика педагогической системы:
назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
2. Выявление объектов и субъектов воспитания:
определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);
дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
определите стили отношений, руководства, общения педагога;
дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;
определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
конкретизируйте задачу, которую следует решить
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы:
выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
прогнозирование их результативности;
рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
выбор методов педагогического воздействия;
определение соответствующих методических приемов;
выбор организационных форм;
подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Анализ предполагаемых результатов:
характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
ИНСТРУКЦИЯ по работе с педагогическими ситуациями
1. Оцените предложенную педагогическую ситуацию с нескольких позиций:
• какие чувства испытывает учитель и учащиеся? (эмоциональная оценка);
• ситуацию можно оценить как типичную, не типичную, конфликтную? (объективная оценка);
• оцените ситуацию с позиций логики и здравого смысла (рациональная оценка).
2. Найдите минусы и плюсы анализируемой ситуации.
3. Запишите придуманные вами способы разрешения ситуации.
4. Из нескольких придуманных вами вариантов разрешения ситуации выберите самый оптимальный и обоснуйте его.
При анализе педагогической ситуации помните:
• при разрешении ситуации необходимо учитывать возрастные психологические особенности;
• ваше решение не должно нарушать права ученика и этику педагогического общения;
• большее количество вариантов выхода из ситуации дает большую вероятность ее успешного разрешения.
Схема решения задач
Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.
Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.
Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития.
Определить педагогические категории, представленные в задаче.
Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.
Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения.
Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц.
Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации.
Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации.
Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.
Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.
Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.