СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм "Как правильно составить звуковую схему слова". 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм и рекомендации по составлению звуковой схемы слова в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм "Как правильно составить звуковую схему слова". 1 класс»

Как правильно составить звуковую схему слова

в 1 классе


Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий — для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

В русском языке 33 буквы:

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;


Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:

[й'а], [й'э], [й'о], [й'у].


Они обозначают 2 звука:

  • в начале слова - яма – [ й' а м а ];


  • если стоят  после мягкого или твёрдого знака -

съел - [с й' э л] льёт - [ л' й о т ];



  • стоят после гласного звука - поют [ п а й' у т ].



В остальных случаях  Я, Е, Ё, Ю  обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]). 

Н апример: мяч - [ м' а ч' ],



л ён — [ л' о н ],  люк — [ л' у к ]).



21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.


2 буквы:

Ъ и Ь – звуков не обозначают.


Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц] - жир – [ ж ы р ],



цель- [ ц э л' ],




Всегда мягкие: [Ч']. [Щ'], [Й'].


Чай - [ ч' а й' ],


щавель – [щ' а в' э л' ].



Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.



Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный;

если согласный – звонкий или глухой

твёрдый или мягкий

если гласный – ударный или безударный

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!