СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке даны методические рекомендации педагогам дополнительного образования по разработки дополнительных общеразвивающих программ 

Просмотр содержимого документа
««Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


«АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

(для педагогов дополнительного образования

образовательных организаций)



Составитель:

Надежда Александровна Лакеева, методист














Инжавино

2020 г.


Алгоритм разработки общеобразовательной общеразвивающей

программы дополнительного образования детей.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является основным документом педагога дополнительного образования. Обязательное ее наличие определено п.2 ст.12 ФЗ №273 «Об образовании в РФ». Этот документ вызывает пристальное внимание, как самих педагогов, так и руководителей организаций дополнительного образования и надзорных органов.

Конкретные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определены следующими нормативными документами федерального уровня:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в

Российской Федерации»; (ФЗ)

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №093242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Методические рекомендации);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р) (Концепция);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Порядок)

В тексте Закона № 273 «Об образован в РФ» особое внимание уделяется образовательной программе как комплексу «основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», предусмотренных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов гл.1 ст.2 п. 9). Здесь же отдельно говорится о дополнительных общеобразовательных программах (гл. 2 ст.12 п. 4).

Общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (гл. 10 ст. 75 п.3), к освоению которых допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (гл. 10 ст. 75 п.3 ФЗ).

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (гл. 10 ст. 75 п. 4 ФЗ).

Исключительным правом на разработку и утверждение дополнительных образовательных программ обладает образовательная организация (п. 5 ст.12 ФЗ). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы ( п.11 Порядок).

Все дополнительные общеразвивающие программы в конкретном образовательном учреждении должны иметь единую структуру и единый стиль оформления, должны проходить стандартизированные процедуры разработки, утверждения и введения в законную силу. Для этого необходимо на уровне организации разработать и утвердить локальный акт – Положение о структуре, порядке разработки, утверждения дополнительных общеразвивающих программ. Согласно действующему законодательству данный локальный акт должен определять следующую обязательную структуру дополнительной общеразвивающей программы.


Структура дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Титульный лист

Блок №1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

    2. Цель и задачи программы

    3. Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана)

    4. Планируемые результаты

Блок №2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации:

2.1. Календарно-учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы.

Дополнительная общеобразовательная программа рассматривается и рекомендуется к утверждению методическим (педагогическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации.

I. Титульный лист

На титульном листе указывается:

- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности образовательной организации); наименование образовательной организации (согласно формулировке Устава организации);

- № и дата протокола методического или педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

- название и направленность программы (название программы не должно быть абстрактным, образным);

- возраст обучающихся (на которых рассчитана программа);

- срок реализации программы;

- ФИО (полностью), должность разработчика (-ов) программы;

- место (населенный пункт) и год разработки программы.

(Приложение 1. Методические рекомендации)


Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка

Данный пункт содержит общие характеристики программы.

Название программы – если название программы носит абстрактный характер необходимо указать на направление деятельности, например «Синяя птица» (хореография).

Направленность программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (п.9 Порядок).

Уровень освоения программы: ознакомительный, базовый, углубленный (гл.1 ст.2 п.4 ФЗ).

Новизна программы (для авторских обязательно) – что нового внес составитель в данную программу, в сравнении с аналогичными по содержанию. Например: новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы, приоритетности воспитательной работы и т.д.

Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна данная программа. Актуальность может основываться на анализе социальных проблем, материалов научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, социальном заказе муниципального образования, потенциале образовательной организации и т.д.

Педагогическая целесообразность - аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с целями и задачами; обоснование выбора форм, методов и средств образовательной деятельности.

Отличительные особенности программы – отличие данной программы от аналогичных программ других авторов (указать их), чей опыт был использован и обобщен. Особенности данной программы, основные идеи, отличающие её от подобных.

Адресат программы:

- возраст обучающихся (на которых рассчитана программа);

- условия приёма детей (наличие способностей, физическое здоровье, степень предварительной подготовки, половая принадлежность и т.д);

- краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;

- количество обучающихся в группах по годам обучения (определяется Уставом образовательной организации, с учетом рекомендаций СанПин, в зависимости от направленности программы).

Объем и срок освоения программы - продолжительность программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения); общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и по годам обучения, необходимых для освоения программы.

Режим занятий – количество часов и занятий в неделю; продолжительность занятий.

Формы организации образовательного процесса - указываются в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7 Порядок);

- по составу группы: постоянный, переменный и др.;

- по количеству обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная;

- по форме обучения — очная, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (гл.2 ст.16 ФЗ).

1.2. Цель и задачи программы

Цель – конечный предполагаемый результат образовательного процесса. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Цель должна быть конкретна, степень её достижения измерима (с помощью различных средств педагогической диагностики).

Задачи программы – способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании и развитии обучающихся (что нужно сделать, чтобы достичь цели). Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Они формулируются на каждый год освоения программы.

  • Образовательные задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, какими умениями, навыками и компетенциями овладеет обучающийся.

  • Развивающие задачи: развитие творческих способностей и различных возможностей, мотивации к определенному виду деятельности, деловых качеств (самостоятельность, ответственность, активность); формирование потребностей в самопознании, саморазвитии и т.д.

  • Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.

Примерное употребление глаголов для формулирования задач: формировать (сформировать), обучать (обучить), способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, познакомить, расширить и т.д.

    1. Содержание программы

Учебный план

Учебный план отражает содержание программы. Он оформляется в виде таблицы, которая содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, формы аттестации и контроля (Приложение 2 Методические рекомендации).

В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70% на 30%).

Количество часов в учебном плане считается по формуле: количество часов одного занятия умножить на количество занятий в неделю умножить на 4 недели (примерная месячная норма) умножить на 9 месяцев (учебный год). При педагогической нагрузке 2 часа в неделю – в год 72 часа; 4 часа в неделю – в год 144 часа; 6 часов в неделю – в год 216 часов.

Количество часов в учебном плане указывается из расчета на одну учебную группу. На каждый год обучения составляется отдельный учебный план.

Содержание учебного плана

Содержание учебного плана - это реферативное (тезисное) описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, указанной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей. Содержание учебного плана должно соответствовать цели, задачам программы и прогнозируемым результатам ее освоения.

При оформлении содержания следует придерживаться общих правил:

- содержание составляется согласно учебному плану;

- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;

- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

- материал следует излагать назывными предложениями;

- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Образец оформления содержания учебного плана (Приложение 2 Методических рекомендации).

    1. Планируемые результаты

Планируемые результаты – конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся, в процессе освоения программы. Они формулируются на каждый год обучения и должны соотноситься с целью и задачами программы.

Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ подразделяются на:

  • Предметные результаты (результат обучения) – знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, которыми овладел обучающийся в процессе освоения программы;

  • Личностные результаты (результат воспитывающей и развивающей деятельности) – ключевые компетенции, психические свойства и личностные качества обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (гл.1 ст.2 п.2 ФЗ); способствующие социализации и самоопределению обучающихся.

  • Метапредметные результаты – базовые, общие, универсальные, надпредметные способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. (Данные результаты указываются не в обязательном порядке).


Блок №2 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарно-учебный график

Календарный учебный график (КУГ) — обязательная часть образовательной программы. Он оформляется в виде таблицы, которая отражает: даты и формы проведения занятии, последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела и т.д. (Приложение 3 Методические рекомендации). КУГ составляется для каждой группы, обучающейся по программе.

2.2. Условия реализации программы

К условиям реализации программы относятся следующие характеристики:

- материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий, перечень оборудования учебного кабинета, технических средств обучения, материалов, инструментов и т.д., необходимых для проведения занятий; учебный комплект на каждого обучающегося;

- методическое обеспечение – методические виды продукции (разработки открытых занятий, экскурсий, игр, бесед, мастер-классов и т.д.);

- кадровое обеспечение – характеристика педагогов (квалификационные требования, необходимые компетенции) педагогов, занятых в реализации программы.

2.3. Формы аттестации

Формы аттестации разрабатываются для определения результативности освоения программы обучающимися. Указываются согласно учебному плану: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

2.4. Оценочные материалы

В данном пункте отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов.

2.5. Методические материалы

Краткое описание методики работы по программе: особенности организации образовательного процесса - очно, очно/заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.; методы обучения (словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проекта, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, наблюдение, олимпиада, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, экскурсия, эстафета, ярмарка и др.

Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, программированного обучения, модульного обучения, блочно-модульного обучения, дифференцированного обучения, разно уровневого обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, портфолио, решения изобретательских задач, здоровье сберегающая технология, технология-дебаты и др.

Алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия и его этапов.

Дидактические материалы: раздаточные, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

2.6. Список литературы

При составлении списка литературы необходимо учитывать: основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).

Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.


Стиль и культура оформления программы. Рекомендации:

- материал должен быть подан системно и грамотно;

- стиль программы – официально-деловой;

- текст должен быть отформатирован, выполнен единым шрифтом, с соблюдением интервалов, полей и т. д.













Используемые источники

  1. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №093242 «О направлении

информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  2. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен (методические рекомендации) составитель: С.В. Бесперстова, ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Тамбов, 2016 г.

  3. Типичные ошибки при разработке дополнительных общеобразовательных программ, составитель: Буйлова Л.Н. http://www.direktoria.org

  4. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образован в РФ»; (ФЗ)























Приложения. Образцы оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Приложение 1

Отдел образования администрации Инжавинского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Инжавинский районный цент дополнительного образования «Радуга»


Принята на заседании Утверждаю:

методического (педагогического)совета Директор МБОУ ДО от «____» _____________ 20____ г. « ИРЦДО «Радуга»

Протокол № ______________ __________________Ф.И.О.

Приказ № ____ от_______20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Мир красок»

Возраст обучающихся: 9 - 10 лет

Срок реализации: 1 год


Составитель:

Петрова Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

Инжавино, 2020 год



Приложение 2

Оформление учебного плана

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля



Всего

Теория

Практика








Оформление содержания учебного плана

Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория: Понятие ОФП.

Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.

Приложение 3

Оформление календарного учебного графика

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля










Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования





NN п/п

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

1.

Техническая

2-3

2 по 45 мин.;

1.1.

Объединения с использованием компьютерной техники

1-3

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет;
2 по 45 мин. для остальных обучающихся;

2.

Художественная

2-3

2-3 по 45 мин.;

2.1.

Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства

2-3

2-4 по 45 мин.;

2.2.

Музыкальные и вокальные объединения

2-3

2-3 по 45 мин. (групповые занятия);
30-45 мин. (индивидуальные занятия);

2.3.

Хоровые объединения

2-4

2-3 по 45 мин.

2.4.

Оркестровые объединения

2-3

30-45 мин. (индивидуальные занятия);
репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20-25 мин.;

2.5.

Хореографические объединения

2-4

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

3.

Туристско-краеведческая

2-4;
1-2 похода или занятия на местности в месяц

2-4 по 45 мин.;
занятия на местности или поход - до 8 часов;

4.

Естественно-научная

1-3

2-3 по 45 мин.;
занятия на местности до 8 час;

5.

Физкультурно-спортивная



5.1.

Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта

2-3

1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

5.2.

Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта)

2-3

1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

5.3.

Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта

2-3

2 по 45 мин.;

5.4.

Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта

2-3

2 по 45 мин.

6.

Культурологическая

1-2

1-2 по 45 мин.

6.1.

Тележурналистика

2

2-3 по 45 мин.

7.

Военно-патриотическая

2-4

1-3 по 45 мин.;
заняти я на местности - до 8 часов

8.

Социально-педагогическая

1-2

1-3 по 45 мин.

8.1.

Предшкольное развитие

2-3

1-4 по 30 мин.

8.2.

Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР)

2-4

1-2 по 45 мин.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!