СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Представлен конспект урока по теме "Алгоритм с известным числом повторений". Урок проводился в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года- 2019"
При создании рабочих листов использованы материалы из методических пособий Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой, К.Ю. Полякова, а также из сети Интернет
Домашнее задание:
1 уровень: п. 2.4.3, ответить на вопросы + пример № 20 – составить блок-схему к алгоритму и написать программу.
2. уровень: п. 2.4.3 + задание на карточке*
По имеющейся блок схеме составь программу на алгоритмическом языке и определи значения переменных s и i
3 уровень: п. 2.4.3 + задание на карточке**
Напишите программу на алгоритмическом языке.
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8 класс. ФГОС.
Дата 29.01.2018 г.
Урок 19 . Цикл с известным числом повторений (цикл – ДЛЯ)
Цели урока:
предметные — представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные — умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;
2) получить навыки записи циклов с заданным числом повторений;
3) получить навыки выполнения циклов для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
1 | Организационный момент | Здравствуйте, уважаемые ребята и члены жюри. Меня зовут Ольга Валериевна Галечина, я работаю учителем информатики во 2 корпусе Усть-Абаканской школы. Ребята, я предлагаю закрыть вам глаза и про себя сказать: «У меня все получится, я готов к работе на уроке!» сказали? Молодцы! | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти Познавательные УУД: - развитие познавательной активности |
2 | Проверка изученного материала | Вы уже начали изучать алгоритмы и сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы. В начале нашего урока я предлагаю вам повторить основные понятия темы «Алгоритмы». Для этого один человек пойдет к доске, остальные в своих рабочих листах урока найдите задание № 1. Необходимо поставить в соответствие каждому понятию его значение. (Работа с интерактивным приложением https://learningapps.org/display?v=pxcnfa1y219 и рабочими листами урока). | Один у доски, остальные за ПК (или в рабочих листах урока) | |
3 | Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ) | В строке без пробелов найди и удали понятия, не связанные с информатикой. -Удалив лишние понятия, вы получили ключевые понятия нашего урока. Сформулируйте на их основе тему урока:
- Так какова будет тема урока? Цели урока: - узнать: -познакомиться: -научиться:
| - - удаляют: хромосома, суффикс, мел, глобус, числовой луч, теорема, вес, склонение, масштаб, перемещение - повторение, циклический алгоритм, заданное условие работы.
-Алгоритмическая конструкция «повторение» Цикл с известным числом повторений. - что такое «повторение» и почему его называют циклом? - с правилами его записи -исполнять и составлять циклические алгоритмы с известным числом повторений
| Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование логического мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
4 | Объяснение новой темы + самостоятельное изучение | По утверждению выдающегося голландского ученого Эдсгера Вибе Дейкстры для описания любого алгоритма достаточно трех основных алгоритмических структур: следование, ветвление и цикл. С первыми двумя вы уже знакомы.
Давайте узнаем, что такое «повторение» и почему его называют циклом?
Мысль о том, что все в мире повторяется, возникла задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне сформировали концепцию о цикличности всего сущего. Затем эти идеи «подхватили» жители Древней Греции, а в XIX веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам также говорят календари майя, ацтеков, инков и многих других народов мира.
Существует три вида циклических алгоритмов. Давайте познакомимся с циклом с известным число повторений (цикл с параметром) . Для этого вы в рабочих листах урока, используя учебник, должны составить конспект, в котором указать способы записи алгоритма и фрагмент его блок-схемы. В помощь вам учебник параграф. 2.4.3, стр 88-91 |
Смотрим фильм
работают с учебником работают с учебником § 2.4.3С. 88-91 , составляют опорный конспект в виде таблицы в рабочем листе урока Взаимопроверка | |
5 | Осмысление нового материала | Проверяем осмысление нового материала: - Что такое параметр цикла?
|
| Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - развитие внимания - формирование навыков создания структурированного конспекта Регулятивные УУД: - развитие способности критической оценки |
6 | Первичное закрепление + физминутка | Предлагаю выполнить алгоритм, представленный на слайде Чему здесь равен параметр? (10) Какие команды составляют тело цикла? (а и б) Когда закончится цикл в этом алгоритме? (Когда выполним его 10 раз) | | |
|
|
|
| |
7 | Компьютерный практикум | -Научись применять циклический алгоритм в системе Кумир | - работают в системе Кумир с исполнителем Чертежник
| Познавательные УУД: - формирование навыков ИКТ Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
|
8 | Итоги урока, выставление оценок.
| Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу?
Дорогие ребята, закончить наш с вами урок я хотела бы строчками стихотворения Михаила Сафина Цикличность в сути мирозданья. Как мы сказали в начале урока все в мире повторяется и наша жизнь тоже движется по определенному кругу. Но! Каждый день начинается именно с вас самих. Подумайте, как вы сегодня можете изменить свой день, сделав его прекрасным не только для себя, но и для других людей. Всего вам доброго. Наш урок окончен., | - подсчитывают баллы, выставляют оценки. |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 8 класс». Бином. 2015. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс
Рабочий лист урока.
ТЕМА УРОКА:_________________________________________________________________
Опорный конспект § 2.4.3, стр 88-91
___________________– алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно (цикл). ( 1 балл)
___________________ – последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла. (1 балл)
Вид цикла | Запись циклической конструкции | Фрагмент блок- схемы |
| 1)алгоритмический язык |
|
2)исполнители Робот, Чертежник |
Взаимопроверка: нет ошибок – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл,
Дополни блок-схему алгоритма, записанного на алгоритмическом языке (2 балла)
начало
конец
Выполни на компьютере. (2 балла)
Домашнее задание:
1 уровень: п. 2.4.3, ответить на вопросы + пример № 20 – составить блок-схему к алгоритму и написать программу.
2. уровень: п. 2.4.3 + задание на карточке*
3 уровень: п. 2.4.3 + задание на карточке**
Оценочный лист ____________________________________________(Ф.И.)
Задания | Кол-во баллов | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Итого |
| ||
«Я усвоил тему полностью» | «Я усвоил тему частично» | «Я не усвоил тему». | |
|
|
|
Оценочный лист ____________________________________________(Ф.И.)
Задания | Кол-во баллов | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Итого |
| ||
«Я усвоил тему полностью» | «Я усвоил тему частично» | «Я не усвоил тему». | |
|
|
|
Оценочный лист ____________________________________________(Ф.И.)
Задания | Кол-во баллов | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Итого |
| ||
«Я усвоил тему полностью» | «Я усвоил тему частично» | «Я не усвоил тему». | |
|
|
|
Самоанализ урока информатики,
проведенного в 8 А классе МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
учителем информатики Галечиной О.В.
Дата проведения: «29» января 2019г.
Тема: Алгоритмическая структура «Цикл. Цикл с известным числом повторений».
Урок разработан в соответствии с рабочей программой курса «Информатика и ИКТ» для 8 классов
Обучающиеся уже знакомы с переменными, типами данных и операциями, выполняемыми над ними, построением линейных, ветвящихся алгоритмических структур.
При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности класса: ребята из хорошо успевающего класса, способные к самостоятельной деятельности на уроке.
Тип урока: комбинированый
Согласно из возраста обучающихся были выбраны следующие формы и методы обучения: объяснительно иллюстративные, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, практическая работа
Технологии:
Технология смыслового чтения, , ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология.
Основной задачей современной школы является организация познавательной деятельности, в которой ученик становится ее активным участником. При этом важным новобразованием в личности ученика становятся общеучебные умения, которые в соответствии с ФГОС мы называем Универсальные учебные действия. (УУД) И содержание учебного предмета теперь становится лишь средством для их создания и дальнейшего развития.
В соответствии с этим мною были сформулированы основные цели и задачи урока
Цели:
предметные — представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные — умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Задачи:
образовательная: научить программированию циклических алгоритмов с заданным числом повторений на алгоритмическом языке и выполнению их в среде программирования КУМИР.
развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы;
воспитательная: cоздать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением среды программирования КУМИР
Урок также призван способствовать развитию у учеников находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
На мой взгляд, все эти цели и задачи, которые я ставила перед уроком мне удалось реализовать, за что я очень благодарна тем ребятам, которые со мной работали.
Урок включает в себя 8 этапов.
План урока:
Орг. момент. 1 мин
Проверка домашнего задания 5 мин
Проблемная ситуация 1 мин
Изучение нового материала. Конспект 5мин +обсуждение 4 мин. = 9мин.
Первичное закрепление изученного материала. (блок-схема 6+ практическая 13 мин
Подведение итогов, домашнее задание. 5 мин
На первых этапах урока предусмотрены организационный момент и актуализация изученного ранее. Организационный момент обеспечивает настрой на работу, а также способствует формированию навыков самоорганизации. (Личностные УУД)
Проверка основных ранее изученных понятий, необходима для дальнейшей продуктивной деятельности на уроке, (Познавательные УУД – развитие познавательной активности.)
В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально выполнение входной диагностики для актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках с использованием интерактивного приложения Лернингапс. (ИКТ –технологии) Далее проводится анализ и самооценка выполненной работы, что способствует формированию осознанного подхода к оценке своей деятельности. (личноситный УУД)
На этапе формулирования темы и целей урока развиваются навыки общения со сверстниками и учителем в процессе деятельности (Коммуникативные УУд), формируется логическое мышление – личностные УУД, вырабатывается умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка. (регулятивные УУД)
Этап объяснения темы предполагает предпологает видеофрагмент и самостоятельную работу с учебником (технология смыслового чтения). Ученики работают с учебником, составляют опорный конспект в предложенном учителем рабочем листе урока и выполняют взаимопроверку (коммуникативные УУД), сопоставляя свои записи с представленной на слайде информацией.
На этапе осмысления нового материала дети отвечают на вопросы учителя.
Для снятия статического напряжения проводится физкультминутка и первичное закрепление нового материала. – здоровьесберегающая технология
При этом формируются навыки общения со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности (Ком. УУд), развитие познавательной активности (Познават. УУд), развитие внимания, формирование навыков создания структурированного конспекта (Личностн УУД) и развитие способности критической оценки (Регулятивные УУД)
Выполняют задания в рабочем листе урока. При этом происходит развитие познавательной активности, развитие логического мышления, внимания и самоконтроля.
Когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей на уроке. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.
Этап практической части предполагает написание циклического алгоритма в системе программирования КУМИР, для исполнителя чертежник. (ИКТ технологии). При этом формируются навыки использования изученного материала для решения задач на компьютере. (Познавательные УУД )
Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная работа, опрос, работа с раздаточным материалом, с учебником, практическая работа в системе прграммирования.
Мною принципально был совершен отказ от рабочих тетрадей, вместо них я использовала рабочие листы, что позволяет учащимся увидеть логику урока и сэкономить время.
Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.
Мне было легко вести урок, ученики активно включились в работу. Внимание учеников привлекала информация, выводимая на слайдах презентации.
Завершающий этап урока - рефлексия, на котором обучающиеся проанализировали результаты своей деятельности. И помогли выявить все плюсы и минусы урока.
Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что они хорошо поработали с текстом материала в учебнике и выполнили задания интерактивного тренажера.
Задание на интерактивной доске и в интерактивном приложении learningapps.org Поставьте в соответствие каждому понятию его значение.
Оператор присваивания |
| АЛГ |
Название алгоритма |
| ВЕЩ |
Начало раздела операторов в программе |
| := |
Целый тип данных |
| НАЧ |
Вещественный тип данных |
| КОН |
Конец алгоритма |
| |
Графический способ записи алгоритма |
| |
Блок ввода и вывода данных |
| ЦЕЛ |
Блок выполнения действия |
| Блок-схема |
Блок начала и конца алгоритма |
| |
Блок проверки условия |
| |
Выставите в лист самооценки баллы: нет ошибок – 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, более 2-х ошибок – 0 баллов
Задание на интерактивной доске и в интерактивном приложении learningapps.org
Поставьте в соответствие каждому понятию его значение.
Оператор присваивания |
| АЛГ |
Название алгоритма |
| ВЕЩ |
Начало раздела операторов в программе |
| := |
Целый тип данных |
| НАЧ |
Вещественный тип данных |
| КОН |
Конец алгоритма |
| |
Графический способ записи алгоритма |
| |
Блок ввода и вывода данных |
| ЦЕЛ |
Блок выполнения действия |
| Блок-схема |
Блок начала и конца алгоритма |
| |
Блок проверки условия |
| |
Выставите в лист самооценки баллы: нет ошибок – 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, более 2-х ошибок – 0 баллов
Электронная тетрадь по информатике 7...
Электронная тетрадь по информатике 5...
Информатика 11 класс ФГОС
Информатика 8 класс
Электронная тетрадь по информатике 9...
Информатика 11 класс (Беларусь)
Информатика 5 класс ФГОС
Информатика 7 класс (Россия)
© 2019, Галечина Ольга Валериевна 2172 31
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы