СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование циклических алгоритмов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Образовательные: Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования циклических алгоритмов.

Воспитательные: Воспитание умения свести большую задачу к последовательности более мелких, однотипных повторяющихся задач.

Развивающие: Развивать умение правильно воспринимать информацию, усваивать полученные знания.

Учебные задачи:

  1. познакомиться с правилами записи оператора цикла;
  2.  рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью разных операторов;
  3.  получить опыт программирования циклов с заданным условием продолжения работы, с предусловием;
  4. сформировать у учащихся навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;
  5. изучить циклические конструкции языка программирования Pascal, позволяющие работать с простыми скалярными и составными типами данных;
  6.  сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.

Ход урока

  1. Приветствие учеников.
  2. Актуализация знаний:
  • Какие алгоритмы вы уже знаете?
  • Что называется линейным алгоритмом?
  • Что называется разветвляющимся алгоритмом?

Работа с проверочной работой (смотри приложение).

  1. Объяснение нового материала

Повторение действий в алгоритмах называется циклом.

Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим. В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в циклические алгоритмы входит последовательность команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Существуют три основных типа циклов – пока, до и для. Отличие первых двух циклов состоит в том, что в них количество повторений заранее определено. В первом случае, если препятствие никогда не встретится, движение будет продолжаться бесконечно долго. Такие явления при выполнении алгоритмов называются “зацикливанием”.

Любой цикл состоит из нескольких этапов. Это:

  1. Подготовка цикла, в которую входят начальные присвоения;
  2. Тело цикла - команды повторения цикла;
  3. Условие - обязательная часть циклов “До” и “Пока”.

Цикл называется арифметическим, если число повторений цикла известно заранее или может быть вычислено.

Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:  

  • записан на естественном языке;
  • изображен в виде блок-схемы;
  • записан на алгоритмическом языке;
  • закодирован на языке программирования.

Блок-схемы базовых

Цикл ПОКА (число шагов не известно) Пока нет препятствия сделать шаг вперед Завершить цикл;

Цикл ДО (число шагов неизвестно) Сделать шаг вперед до встречи с препятствием Завершить цикл.

Цикл ПОКА

пока <условие> выполнять  <тело цикла>

Выполнение цикла ПОКА начинается с проверки условия его окончания. Эту разновидность цикла называют циклом с предусловием.

Если условие выполняется, то осуществляется изменение значений аргументов. В противном случае происходит выход из цикла. Может оказаться, что тело цикла не будет выполнено ни разу (если с самого начала условие не выполняется). Ключевые слова  WHILE и DO обозначают «до тех пор, пока» и «выполняй» соответственно.

Цикл ДО

выполнять <тело цикла > до <условие>

Условие выполнения цикла проверяется в конце выполнения тела цикла, то есть в любом случае тело цикла будет выполнено хотя бы один раз.

В этом цикле условие проверяется после выполнения тела цикла. Цикл будет повторяться до тех пор, пока проверка этого условия будет давать результат “ложь”(false), то есть пока условие не выполнено. Даже если условие сразу оказывается истинным, цикл выполнится хотя бы один раз.

– Вот как это тип цикла реализуется на языке Паскаль:

Repeat < оператор 1 >; < оператор 2 >; < оператор n >; until <условие >

– Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, поэтому служебные слова begin и end не нужны.

Просмотр содержимого документа
«Программирование циклических алгоритмов»

19-20 урок, 9 класс.

Учитель: Брух ТВ

Дата: ________

Тема урока: «Программирование циклов. Промежуточный контроль»

Цель урока:

Образовательные: Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования циклических алгоритмов.

Воспитательные: Воспитание умения свести большую задачу к последовательности более мелких, однотипных повторяющихся задач.

Развивающие: Развивать умение правильно воспринимать информацию, усваивать полученные знания.

Учебные задачи:

  1. познакомиться с правилами записи оператора цикла;

  2. рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью разных операторов;

  3. получить опыт программирования циклов с заданным условием продолжения работы, с предусловием;

  4. сформировать у учащихся навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;

  5. изучить циклические конструкции языка программирования Pascal, позволяющие работать с простыми скалярными и составными типами данных;

  6. сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.

Ход урока

  1. Приветствие учеников.

  2. Актуализация знаний:

  • Какие алгоритмы вы уже знаете?

  • Что называется линейным алгоритмом?

  • Что называется разветвляющимся алгоритмом?

Работа с проверочной работой (смотри приложение).

  1. Объяснение нового материала

Повторение действий в алгоритмах называется циклом.

Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим.
В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в циклические алгоритмы входит последовательность команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Существуют три основных типа циклов – пока, до и для. Отличие первых двух циклов состоит в том, что в них количество повторений заранее определено. В первом случае, если препятствие никогда не встретится, движение будет продолжаться бесконечно долго. Такие явления при выполнении алгоритмов называются “зацикливанием”.

Любой цикл состоит из нескольких этапов. Это:

  1. Подготовка цикла, в которую входят начальные присвоения;

  2. Тело цикла - команды повторения цикла;

  3. Условие - обязательная часть циклов “До” и “Пока”.

Цикл называется арифметическим, если число повторений цикла известно заранее или может быть вычислено.

Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:  

  • записан на естественном языке;

  • изображен в виде блок-схемы;

  • записан на алгоритмическом языке;

  • закодирован на языке программирования.

Блок-схемы базовых

Цикл ПОКА (число шагов не известно)
Пока нет препятствия
сделать шаг вперед
Завершить цикл;

Цикл ДО (число шагов неизвестно)
Сделать шаг вперед
до встречи с препятствием
Завершить цикл.

Цикл ПОКА

пока
выполнять
 

Выполнение цикла ПОКА начинается с проверки условия его окончания. Эту разновидность цикла называют циклом с предусловием.

Если условие выполняется, то осуществляется изменение значений аргументов. В противном случае происходит выход из цикла. Может оказаться, что тело цикла не будет выполнено ни разу (если с самого начала условие не выполняется).
Ключевые слова  WHILE и DO обозначают «до тех пор, пока» и «выполняй» соответственно.

Цикл ДО

выполнять

до

Условие выполнения цикла проверяется в конце выполнения тела цикла, то есть в любом случае тело цикла будет выполнено хотя бы один раз.

В этом цикле условие проверяется после выполнения тела цикла. Цикл будет повторяться до тех пор, пока проверка этого условия будет давать результат “ложь”(false), то есть пока условие не выполнено. Даже если условие сразу оказывается истинным, цикл выполнится хотя бы один раз.

– Вот как это тип цикла реализуется на языке Паскаль:

Repeat ;
;
;
until

– Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, поэтому служебные слова begin и end не нужны.

  1. Закрепление полученных знаний

Рассмотрим решение одной задачи с помощью разных циклических алгоритмов.

1. Даны равносторонние треугольники. Значение сторон меняются от 10 до 24 с шагом 1. Вывести периметры всех треугольников.

Написать программы с помощью разных алгоритмических структур.

Цикл WHILE

Цикл Repeat

Program perimetr;

Var i,P: integer;

begin

i:=10;

While i

Begin

P:=i*3;

writeln('i= ',i,'P= ',P);

i:=i+1;

readln

end.

Program perimetr;

Var i,P: integer;

begin

i:=10;

repeat

P:=i*3;

writeln('i= ',i,'P= ',P);

i:=i+1;

until i=25;

readln

end.

2. Вычислить сумму ряда чисел 2+4+6+…+1000.

Program sum;

var a, s: integer;

Begin

writeln (‘ вычисление суммы ряда’);

a:=0; s:=0;

while ado

begin

a:=a+2; s:=s+a

end;

writeln (‘сумма ряда равна s=‘, s); readln

e nd.

3. Вычислить сумму ряда чисел

Program sum;

var a, s: integer;

Begin

writeln (‘ вычисление суммы ряда’);

a:=0; s:=0;

while ado

begin

a:=a+1; s:=s+1/a

end;

writeln (‘сумма ряда равна s=‘, s);

end.

  1. Работа за компьютером

Работа с практическим заданием (смотри приложение)

  1. Итог урока

Итак, мы познакомились с циклами, важнейшей составной частью большинства программ. Мы выяснили, что циклическое действие, которое он выполняет, будет конечным, если существует условие, при выполнении (или невыполнении) которого цикл должен завершиться.

  1. Домашнее задание.

Теория

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!