Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Комгарон»
МО-Пригородный район РСО-Алания
АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(из опыта работы Дяконовой Э. К.)
-
Многие учителя русского языка и литературы пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят игровые уроки, применяют опорные конспекты, обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Я много думала, как сделать свои уроки не только интересными, запоминающимися, но и повысить грамотность учащихся. Такие поиски путей обучения привели меня к изучению возможности применения на уроках алгоритмов при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике». Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию.
Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.
Темы раздела «Орфография» изучаются во всех классах. Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с правописанием частицы не с различными частями речи.
В 5-м классе эта тема изучается опять. Учащиеся повторяют правописание не с существительными и прилагательными, в 6-м классе – с глаголами и местоимениями, в 7-м – с причастиями, деепричастиями и наречиями. Кроме того, изучая в 7-м классе тему «Частицы», ребята снова возвращаются к повторению темы «Не с различными частями речи». Алгоритм помогает объединить разбросанные по всем учебникам сведения и освобождает время для практических упражнений.
Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.
Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.
В своей работе я использую алгоритмы уже в 5-м классе. Учащиеся заводят тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.
Предлагаю Вашему вниманию образцы таких алгоритмов.
Алгоритм № 1. Правописание безударных гласных в корне.

Задание к алгоритму № 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Укажите в скобках проверочные слова.
Насл…ждаться стихами, неув…дающий талант, уд…вительный рассказ, объед…нять усилия, просл…влять труд, благосл…влять на подвиг, посв…щение другу, просв…щать народ, восп…вать свободу, увл…каться живописью, оч…рование осени.
Алгоритм № 2. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Задание № 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм.
Ус…ный ответ, ужас…ный случай, шес…надцать километров, учас…вовать в олимпиаде, трос…никовые плантации, неснос…ный характер, пос…ный борщ.
Задание № 2. Определите одну или две буквы нужно написать на месте пропусков.
Счас…ливая дочь- в отца, а сын –в мать. 2. При со…нце тепло, а при матери добро. 3.Слово не стрела, а к сер…цу льнет. 4.Поднимаешься по лес…нице- смотри вверх, а не под ноги. 5. Лучше поз…но, чем никогда. 6. Если бы знал, где упасть, так соломки бы подос…лал. 7. Из кос…лявой рыбки уха сладка.
Алгоритм №3. Правописание проверяемых звонких
и глухих согласных в корне.

Задание № 1 Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите для проверки 1-2 родственных слова или формы слова. Сравните написание и произношение данных слов.
Ни…ко лететь, вычурная ре…ьба, острые ко…ти, ле…кая задача, интересная кни…ка, упорный тру…, но…ка стула,острая боро…ка, жи…кая сма…ка, ре…кий лес, ро…кий юноша.
Задание№ 2 Объясните, как проверить написание одинаково звучащих слов, и заполните пропуски в них.
Кузнечный моло…-он совсем моло…; глубокий пру…-гибкий пру…;быстро ро…-кусть ро…; он съе… обед- приехать на съе…
Алгоритм № 4. Правописание гласных ы, и после ц.

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы, доказывая правильность выбора с помощью алгоритма
Певчие птиц…
Непробиваемый панц…рь.
Юркие ящерищ…
Пойти на аукц…он
Зарубежная делегац…я
Медиц…нский институт
Узкие улиц…
Ловкая комбинац…я
Задание №2.Определите, в каких частях слова находятся пропуски, и заполните их.
1. Ц…плят по осени считают. 2. В кулаке все пальц… равны. Сонливый да ленивый – родные братц… 3. Медведь пляшет, а ц…ган деньги берет. 4. Без пастуха и овц… не стадо
Алгоритм № 5. Правописание гласных после приставок, оканчивающихся на согласный.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Назовите иноязычные приставки.
От…скивать вещь, меж…нститутские соревнования, получить вз…скание, от…мённый предлог, организовать контр…гру, сверх…зысканный наряд, небез…звестный актёр, под…тожить дискуссию, без…мянный палец, супер…нтересная новость.
Задание 2. С помощью алгоритма объясните правописание данных слов.
Пред…сторический период. Возбудить контр…ск. Меж…здательский договор. Из…мать остатки. Без…сходная перспектива. Дез…нформация противника.
Пред…дущий параграф. От…грать гол. Учиться с…змальства. Сверх…ндустриализация района. Вз…мать пошлину. Организовать роз…ск.
Алгоритм № 6. Правописание о, е после шипящих в корнях,
суффиксах и окончаниях.

Задание 1. Определить, пользуясь алгоритмом, какие буквы нужно написать на месте пропусков.
Ч…рствый человек, раствор щ…лочи, окраинные трущ…бы, увидеть зайч…нка,
Насмехаться над ханж…й, стесняться чуж…го человека, машина с кирпич…м, выкорч…вываит пни, деревянный боч…нок, тонкая беч…вка, румяные щ…ки, выч…ркивать пункт за пунктом.
Задание 2. С помощью алгоритма вставьте пропущенные буквы, определите значение устойчивых словосочетаний.
В еж…вых рукавицах; забить ключ…м; приставать с нож…м к горлу; свет клином сош…лся; огнём и меч…м; калач…м не выманишь; с чуж…го голоса; ни гроша за душ…й; оставлять на ч…рный день; от больш…го ума; у ч…рта на куличках.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритмы.
Прибереж…т, отвлеч…шь, нович…к, свеж…, обош…л, ш…в, этаж…м, крыш…й, увлеч…нный, толч…к, горяч…, зажж…м, лягуш…нка.
Алгоритм 7. Правописание разделительных ь и ъ.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгортм. Подчеркните слова, в которых нет пропущенных букв.
Охотнич…е руж…ё, без…усые юнцы, пред…юбилейные хлопоты, куриный бул…он, отоп…ю из чашки, пред…явить удостоверение, без…аварийная работа, транс…европейская магистраль, сделать ин…екцию, познакомить с матер…ю, организовать с…ёмки, солов…иная роща, суб…ективное мнение, хитрая обез…яна, злободневный фел…етон, вз…ерошенные волосы, сверх…дальний перелёт.
Алгоритм 8. Правописание ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, наречиях, частицах.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Подчеркните слова, в которых не нужно писать ь.
Допустить фальш…, упасть навзнич…, ландыш пахуч…, пойти на матч…, лесная глуш…, распахнуть настеж…, серебряная брош…, несколько встреч…, угрюмый сыч…, передовая молодеж…, кактус колюч…, скопировать точ..-в – точ…, мороз трескуч…, песчаный пляж…, голос певуч…, ремонт жилищ…, собою пригож…, пронёсшийся смерч…, заброшенная пустош… .
Задание 2.Объясните, почему в данных словах ь не пишется.
Грош цена; как будто гора с плеч свалилась; игра не стоит свеч; тёртый калач.
Задание 3. Соответствующей цифрой –
1) ь в существительных III склонения;
2) ь в наречиях;
3) ь в частицах- укажите, к какому правилу о правописании ь после шипящих относятся следующие слова.
Первый вариант 1. Полночь. 2. Ишь. 3. Ветошь. 4. Сплошь. 5. Врёшь. 6. Горечь. 7. Помощь. 8. Неотмашь. 9. Вскачь. 10. Роскошь. | Второй вариант 1. Мелочь. 2. Прочь. 3. Мощь. 4. Вишь. 5. Картечь. 6. Лишь. 7. Немочь. 8. Речь. 9. Тишь. 10. Напрочь. |
Алгоритм. 16. Правописание гласных и, е в падежных окончаниях имён существительных единственного числа.

Задание 1.Вставьте пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом
Служить в арми.., идти по алле.., не встретить Мари.., находиться в здани.., играть на виолончел.. и роял.., оборудование аудитор.., рисунок на открытк.., заботиться о здоров.., отдыхать в санатори.., загорать на солнц.., оазис в пустын.., в минуты радост.. и печал.., в интересном сценари.., в живописном ущель.., в постоянном движен.., вода в графин.., купаться в мор.., идти вместе по жизн.. .
Задание 2. Сначала выпишите слова, где должно быть окончание – и, затем – где должно быть окончание –е.
Держать на почтительном расстояни..; глядеть со своей колокольн..; ищи ветра в пол..; не было печал..; идти по лини.. наименьшего сопротивления.
Алгоритм 21. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Задание 1. Объясните правописание безударных окончаний имён прилагательных, используя алгоритм.
Большой друг; искренний разговор; вчерашний дождь; угрюмый старик; весенний цветок; чужой плетень; колючий кактус; старший брат, старшой; свежим калачом; спелого колоса; новому поколению; синим мячом; светлым днём; на белом коне.
Задание 2. Запишите словосочетания, заменив выделенные слова соответствующими прилагательными.
Связь между городами - …; телефон-автомат для связи между городами - …; дом за городом - …; вокзал для электричек - …, студент из другого города - …; степь без конца и без края - … .
(Загородный, междугородный, междугородная, иногородний, пригородный, бескрайняя).
Алгоритм 23. Правописание н, нн в именах прилагательных

Задание. Определите суффикс прилагательного. Объясните написание, используя алгоритм.
Первый вариант | Второй вариант |
1.Телефонный разговор | 1.Гостиный двор. |
2.Настольный теннис. | 2.Дровяные запасы. |
3.Земляная насыпь | 3.Машинное масло |
4.Журавлиный клин. | 4.Лебединая песня |
5.Революционное движение. | 5.Картинная галерея. |
6.Ураганное предупреждение. | 6.Ценная инициатива. |
7.Целинный район | 7.Конные соревнования. |
8.Сезонные работы | 8.Секционные занятия. |
9.Торжественная дата. | 9.Лиственный лес. |
10.Искусный оратор. | 10.Совиный крик. |
Алгоритм 27. Правописание безударных гласных е, и в суффиксах и окончаниях глаголов.

Задание. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритм.
1. Земля труд люб..т. 2. Жизнь – это не то, что ты прож..л, а то, что ты сделал. 3. Идущий и через пески перевал..т. 4. Большая вода и камень разбива..т. 5. Каждый шаг пути прибавляя..т частицу мудрости. 6. Кто много зна..т, тот многое разгада..т. 7. Солнце одно, а всем по-разному пригрева..т. 8. Друга наход..т тот, кто добрый совет даёт.
Алгоритм 29. Правописание н, нн в полных формах имён прилагательных, образованных от глагола, и в причастиях.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н, нн пользуясь алгоритмом.
Мочё..ые яблоки – мочё..ые в бочке яблоки. Плетё..ая корзина – плетё..ая из лозы корзина. Гружё..ый вагон – груже..ый углём вагон. Глаже..ый костюм – глаже..ый горячим утюгом костюм. Мощё..ая дорога – мощё..ая камнем дорога. Сея..ая мука – сея..ая через сито мука.
Задание 2. Вставьте пропущенные н, нн. В случае затруднений обращайтесь к алгоритму.
1. Чита..ая не раз повесть.- Пррчита..ый роман.- Прочита..ая утром газета. 2.Жаре..ый картофель.- Жаре..ый на масле картофель.- Хорошо прожаре..ая утка.- Прожаре..ая дичь. 3. Кипячё..ое молоко.- Кипячё..ая в чайнике вода.- Вскипячё..ый мамой бульон. 4. Краш..ый пол.- Некраше..ый пол.- Краш..ый часто забор.- Выкраше..ая белой краской скамейка. 5. Плавле..ый сыр.- Расплавлен..ый металл. 6. Пута..ое объяснение.- Запута..ый котёнком клубок. 7. Травл..ый волк.- Затравл..ый волк.- Затравл..ый охотниками волк.
Алгоритм 33. Слитное и раздельное правописание не со словами разных частей речи.

Задание. Раскройте скобки. Слитное и раздельное написание объясните с помощью алгоритма.
1.Не засыпай старого колодца, пока (не) готов новый. 2. (Не) вежда безводному арыку подобен. 3. Что за знание у мудреца, если он не прощает (не) знающему. 4. Никогда (не) поздно делать добро (Пословицы). 5. Хоть и (не) ново, я напомню снова: перед лицом и друга и врага ты – господин ( не) сказанного слова, а сказанного слова – ты слуга. 6. Ты говоришь «потом», но знает всяк: «Потом» ( не) уловимей, чем сайгак (Из народной мудрости).
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 10 класс ФГОС
За страницами учебника. Русский язык....
Электронная тетрадь по русскому языку...
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Занимательная грамматика 5-7 классы
Русский язык 9 класс ФГОС
© 2018, Дяконова Эмма Казбековна 2476 39
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы