План-конспект урока
| ФИО | Латифов Абдулатиф Саидович |
| Место работы | ГБПОУ РД Каспийское медицинское училище им А. Алиева |
| Должность | Учитель информатики и ИКТ |
| Предмет | Информатика |
| группа | 2МСО 9-5 |
| № урока, тема урока | Урок № 16 Тема: «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование» |
| Базовый учебник | Семакин И. Г. |
| Тип урока: | Урок изучения нового материала |
| Цели урока: |
| | Формирования представления о основных изучаемых понятиях данной темы урока: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; |
| | Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения |
| | Развивать логическое мышление, внимание, память, формировать умение планировать свою деятельность. Владение информационными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;владение общепредметными понятиями; |
| Планируемые результаты: |
| | Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, структуры алгоритмов, структурное программирование. Уметь: составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей. Научиться исполнять алгоритм для различных алгоритмических структур. |
| | Развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности Формирование ответственности |
| | Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; Владение навыками познавательной и учебной деятельности. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; Поиск ошибок в алгоритме и внесение в него изменений. Умение проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
| Воспитательный потенциал урока: | социальная солидарность и гражданственность, труд и творчество, наука, искусство и литература. |
| Основные понятия: | алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование. |
| Формы работы учащихся: | фронтальная,индивидуальная, групповая. |
| Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение (ЦОР, дидактические материалы, созданные при помощи СПАК): | учебник «Информатика, 10 класс» под редакцией И. Г. Семакина; презентация; раздаточный материал; кабинет информатики, проектор, компьютеры; телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п. ресурсное обеспечение (ОЭР, ЦОР) |
Структура и ход урока
Структура урока:
1) Организационный этап
2) Актуализация знаний
3) Обобщение и систематизация знаний
4) Закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами.
5) Физкультминутка
6) Выполнение заданий на закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами
7) Домашнее задание
8) Рефлексия учебной деятельности на уроке
ХОД УРОКА
1. Организационный этап:
Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний.
Учащиеся должны вспомнить понятие алгоритма, которое они изучали в младших классах
- Ребята, а что такое алгоритм? (Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов)
Молодцы! Вы хорошо знаете, что такое алгоритм. Но вы не знаете, что основоположником этого понятия был среднеазиатский математик IX в. Аль-Хорезми (показать фотографию на слайде 3), впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Также ученики должны перечислить все свойства алгоритма и описать их:
Дискретность
Результативность
Детерминированность
Массовость
Понятность
Выполнимость
Привести примеры алгоритмов. Вспомнить
, какие алгоритмические структуры они изучали:
Линейный алгоритм
Алгоритмическая структура «Ветвление»
Алгоритмическая структура «Выбор»
Алгоритмическая структура «Цикл»
Рассказать, чем они отличаются друг от друга, перечислить особенности каждой алгоритмической конструкции, привести примеры.
Обобщение и систематизация знаний
Линейный алгоритм – это поэтапное решение задачи, строгая последовательность действий, направленная на получения результата из исходных данных.
Следование – это линейная последовательность действий
Серия 1
Серия 2
Серия N
В программе на Паскале серия – это либо один отдельный оператор, либо составной оператор: последовательность операторов, заключенная в операторные скобки. В языке программирования Паскаль – операторными скобками являются служебные слова BeginEnd.
Ветвление – алгоритмическая альтернатива. Управление передается одному из двух блоков в зависимостиот истинности или ложности условия. Затем происходит выход на общее продолжение. Вот как изображается ветвление на блок – схеме АЯ:
Условие
да нет
Серия 1
Серия 2
If
Then
If
Then
Else
Полное ветвление Неполное ветвление
Цикл – повторение некоторой группы действий по условию.Различают два типа цикла. Первый – цикл с предусловием: цикл – пока. Второй – цикл с постусловием: цикл – до
«Цикл-пока»
Условие
если
нц
кц
Нет
да
Серия
«Цикл-до»
Серия
Повторить
До
Условие
нет да
Физкультминутка
Наше путешествие очень увлекательное, но отдохнуть путешественникам просто необходимо (ребята выполняют упражнения).
После зарядки щелчком по кнопке возвращаются опять к карте.
Отвечают на вопросы на закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами
Что такое алгоритм?
Блок – схема алгоритма?
Программирование?
Линейный алгоритм – это…?
Составной оператор – это….,
Что в Паскале служит операторными скобками?
Покажите способ отражения алгоритмической структуры – линейный алгоритм на блок – схемах и в АЯ
Что такое структурный алгоритм?
Паскаль – это…. ?
Создайте блок – схему решения задачи: «Нахождения максимального элемента в матрице».
Решите данную задачу при помощи языка программирования Паскаль.
Домашнее задание
- Домашнее задание. §12, 13, 14Работа 3.1
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке
1) Чему учились на занятии?
2) Что было трудно?
3) Какие задания понравилось выполнять?
Технологическая карта урока
Тема | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование |
Цели | Формирования представления о основных изучаемых понятиях данной темы урока: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, структуры алгоритмов, структурное программирование. Уметь: составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей. Научиться исполнять алгоритм для различных алгоритмических структур. Личностные: Развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности Формирование ответственности Метапредметные: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; Владение навыками познавательной и учебной деятельности. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; Поиск ошибок в алгоритме и внесение в него изменений. Умение проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование. |
Межпредметные связи | «Технология. Труд» (схемы) «Математика» (построение геометрических фигур, метод координат) |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник «Информатика, 10 класс» под редакцией И. Г. Семакина; презентация; раздаточный материал; кабинет информатики, проектор, компьютеры; телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п. ресурсное обеспечение (ОЭР, ЦОР) |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Содержание | Предметные | УУД |
I. Организационный момент Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | | Личностные: мотивация к учению. |
II.Актуализация знаний Цели:создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Формулируют (уточняют) тему урока Ставят учебные цели и этапы урока. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учащиеся должны вспомнить понятие алгоритма, которое они изучали в младших классах - Ребята, а что такое алгоритм? (Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов) Молодцы! Вы хорошо знаете, что такое алгоритм. Но вы не знаете, что основоположником этого понятия был среднеазиатский математик IX в. Аль-Хорезми (показать фотографию на слайде 3), впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления. Также ученики должны перечислить все свойства алгоритма и описать их: Дискретность Результативность Детерминированность Массовость Понятность Выполнимость Привести примеры алгоритмов. Вспомнить , какие алгоритмические структуры они изучали: Линейный алгоритм Алгоритмическая структура «Ветвление» Алгоритмическая структура «Выбор» Алгоритмическая структура «Цикл» Рассказать, чем они отличаются друг от друга, перечислить особенности каждой алгоритмической конструкции, привести примеры. | | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Регулятивные:умение ставить учебные цели. Личностные: мотивация к учению. Познавательные: составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные: умение договариваться с одноклассниками, управление поведением. Регулятивные: вносит коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью Регулятивные:умение ставить учебные цели. Личностные: мотивация к учению. |
III. Обобщение и систематизация знаний Цель: Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала. | Работают индивидуально, | Организует работу учащихся. | Линейный алгоритм – это поэтапное решение задачи, строгая последовательность действий, направленная на получения результата из исходных данных. Следование – это линейная последовательность действий В программе на Паскале серия – это либо один отдельный оператор, либо составной оператор: последовательность операторов, заключенная в операторные скобки. В языке программирования Паскаль – операторными скобками являются служебные слова BeginEnd. Ветвление – алгоритмическая альтернатива. Управление передается одному из двух блоков в зависимостиот истинности или ложности условия. Затем происходит выход на общее продолжение. Вот как изображается ветвление на блок – схеме АЯ Цикл – повторение некоторой группы действий по условию.Различают два типа цикла. Первый – цикл с предусловием: цикл – пока. Второй – цикл с постусловием: цкл – до | Знать устройства компьютера | |
IV. Закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами. Цель: формирование умений составлять и выполнять алгоритмы, записывать результаты выполнения каждого шага; умению искать клетку по адресу, записывать адрес клетки. | Решают задания с проговариванием алгоритма вслух. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся. | | Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, СКИ, «адрес» клетки, из чего он состоит. Уметь находить клетку по адресу и по адресу клетку. Составлять и исполнять алгоритмы для знакомых формальных исполнителей; | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью. Личностные: Осознание практической значимости знаний. |
VФизминутка | Выполняют физминутку | Выполняет вместе с учащимися. | (ребята выполняют упражнения). | | |
VI. Отвечают на вопросы на закрепление навыков работы с исполнителями и алгоритмами Цель:освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Фронтальная работа учащихся, по одному выходят к интерактивной доске и выполняют 1 действие. Работают в парах по проверке определения координат Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку. | | 1) Что такое алгоритм? Блок – схема алгоритма? Программирование? Линейный алгоритм – это…? Составной оператор – это…., Что в Паскале служит операторными скобками? Покажите способ отражения алгоритмической структуры – линейный алгоритм на блок – схемах и в АЯ Что такое структурный алгоритм? Паскаль – это…. ? Создайте блок – схему решения задачи: «Нахождения площади основания и объема куба со стороной а см». Решите данную задачу при помощи языка программирования Паскаль. | 1. С помощью учителя составлять и исполнять алгоритмы для знакомых формальных исполнителей; 2. Уметь различать алгоритмические структуры. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Контролирует ответы. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VII. Домашнее задание Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний . | Записывают номер домашнего задания, выслушивают комментарий к нему. | Дает комментарий к домашнему заданию. Указывает на индивидуальный творческий подход к заданию | - Домашнее задание §12, 13, 14 Работа 3.1. - Нашли номер в учебнике. Прочитайте и скажите, что нужно сделать. | | Познавательные: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные:самоопределение. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ) Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | - Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке 1) Чему учились на занятии? 2) Что было трудно? 3) Какие задания понравилось выполнять? Молодцы! Мы поработали сегодня на «отлично»! | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Анализ урока № 16
Тема: «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование»
ФИО учителя: Крылов Р. В.
Дата проведения урока: 27.12.2018.
Предмет: информатика
Класс: 10
Учащихся по списку: ___
Учащихся по факту: ____
Цель урока: изучение нового материала
Своевременность явки учителя на урок: да
Готовность учителя к началу урока: да
Готовность учащихся к началу урока: все учащиеся готовы к уроку.
Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика: на уроке использовалась презентация урока, практическая работа учащихся на компьютере.
Санитарное состояние класса: в норме.
Температурный режим: в норме
Проветривание: на перемене
Освещение: в норме.
Наличие технологической карты урока: да
Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию: тема урока соответствовала календарно-тематическому планированию
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
Цели урока:
Формирования представления о основных изучаемых понятиях данной темы урока: алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Уметь: составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей.
Научиться исполнять алгоритм для различных алгоритмических структур.
Личностные:
Развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности
Формирование ответственности
Метапредметные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Владение навыками познавательной и учебной деятельности.
Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
Поиск ошибок в алгоритме и внесение в него изменений.
Умение проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Используемые на уроке средства ИКТ:
учебник «Информатика, 10 класс» под редакцией И. Г. Семакина;
презентация;
раздаточный материал;
кабинет информатики, проектор, компьютеры;
телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.
ресурсное обеспечение (ОЭР, ЦОР)
Основные понятия, изучаемые на уроке:
алгоритм, формы представления алгоритмов структура алгоритма, блок-схема алгоритма, программирование, структурное программирование.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся: да
Выполнение санитарных норм:
- Предупреждение утомления и переутомления.
- Чередование видов деятельности (слушание, письмо, практика).
- Своевременное и качественное проведение физминуток.
- Соблюдение правильной рабочей позы.
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
Изучение новой темы проходило в ходе рассказа учителя и сопровождалось практической отработкой приемов.
Все учащиеся быстро переключались с одного вида деятельности на другой.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Использовались различные методы: привлечение учащихся для подготовки вычислительной техники к уроку; привлечение сильных учащихся для помощи отстающим.
На уроке использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа.
Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: постановка цели запомнить; включение в деятельность путем наглядного восприятия материала и усиленного повторения изученных моментов нового материала. Учащиеся на уроке проявили активность, дисциплинированность, интерес к излагаемой теме, уважительное отношения к учителю.
На уроке были соблюдены все правила техники безопасности.
В конце урока ребята заполнили карточки эмоционального состояния (карту-настроения). В этой карте ученики отмечают своё самочувствие, указывают своё отношение к уроку, вписывают то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Учитель был доброжелательным, смог быстро включить всех учащихся в деловой ритм. Учитель изложил весь запланированный материал, общая цель всего урока была достигнута, задачи, касающиеся проверки знаний выполнены. Учащимся, принимающим участие в уроке, были выставлены соответствующие оценки. Домашнее задание было задано вовремя, прокомментировано учителем.
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Все поставленные цели и задачи на уроке были выполнены.
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ
Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока. Учебный материал соответствует программе. Реализация основной дидактической цели достигнута. Учитель обладает хорошими знаниями по данной теме, в изложении темы прослеживалась логика и последовательность, владеет различными методами обучения: эвристическая беседа, демонстрация презентаций, поисковый, исследовательский. Речь учителя – четкая и уверенная. Учителю удалось вовлечь учащихся в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). В устных вопросах и практических заданиях использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, анализа, сравнения). Самообразовательная работа учащихся показала умение учащихся выделять существенные признаки основных понятий, конкретизировать их, проявилась заинтересованность и активность учащихся. Стиль общения учителя и учеников – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный
авторитет учителя.