СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ветвление и циклы. ПР23 «Разветвляющиеся алгоритмы»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты образования:

Предметные: отличают условие ветвления от условия повтора; выполняют и составляют алгоритмы с ветвлениями и циклами; составляют сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить решения в спорных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражают существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе и с помощью ИКТ.

Коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме.

Ход урока

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебная деятельность

В прошлый раз мы узнали о циклах с условиями, они помогают нам запускать выполнение цикла в зависимости от условий. На самом деле условие мы можем применять не только в циклах, но и для того, чтобы запускать различные команды в алгоритме, в зависимости от условия, это называется алгоритм ветвления 

2. Актуализация знаний

У каждого из вас на столе лежат карточки с заданиями и листы в клеточку. Ваша задача, используя алгоритм с условными знаками, нарисовать рисунок. На это вам дается 3 минуты. Время пошло.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

– Время вышло. Что у вас получилось? обака.)

       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы нарисовать собаку, вы использовали линейный алгоритм, то есть все действия выполнялись последовательно друг за другом. А теперь составьте блок-схему алгоритма со следующим условием: «Посмотри прогноз погоды. Если будет дождь, я останусь дома. Если дождя не будет, то пойду в кино». На это отводится 2 минуты.

Когда время истекает, учитель вызывает к доске трех учащихся, которые показывают решение у доски. Учитель и остальные учащиеся проверяют.

3. Постановка учебной задачи.

– Тема урока: «Алгоритм  с  ветвлениями и циклами». Сегодня мы рассмотрим алгоритмы, которые будут содержать несколько циклов, и алгоритмы с ветвлением и циклом одновременно.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Чтобы понимать, о чем идет речь, предлагаю выполнить задание. Робот Боб снова попал в трудную ситуацию. Поможем ему?

Учитель читает текст задания.

– Что Боб делает неправильно? (Он собирает грибы все подряд. Это неправильно, потому что он кладет в корзину не только съедобные грибы, но и мухоморы.)

– Верно. Наверняка многие из вас собирали грибы в лесу. Предлагаю составить линейный алгоритм «Собери грибы».

Учащиеся предлагают команды для алгоритма. После обсуждения учитель записывает линейный алгоритм на доску.,

– Таким образом, алгоритм «Собери грибы» будет выглядеть так:

1. Начало.

2. Приди на полянку.

3. Найди гриб.

4. Срежь гриб.

5. Конец.

– Как вы думаете, в чем ошибка? (Не все грибы в лесу съедобные.)

– Верно. Поэтому нам нужно поставить условие «Съедобный ли гриб?». Тогда что появится в алгоритме? (Условие.)

– При включении условия у нас получится:

– Сколько  грибов мы  сможем  найти,  используя данный алгоритм? (Один.)

– А Бобу нужно  набрать  две  корзины  грибов.  Что нужно сделать? (Вернуться к действию «Найди гриб».)

– Но ведь это условие будет выполняться не всегда. Когда мы сможем повторить это действие? (При условии, что на полянке еще есть грибы.)

– Верно. Давайте впишем это условие в алгоритм.

– Когда цикл прервется? (Когда на поляне не останется грибов.)

Какое действие будет выполняться не всегда? («Срежь гриб».)

– Как называется такая структура алгоритма? (Ветвление.)

– Какие действия повторяются? При каком условии?

– Как называется такая структура? (Цикл.)

– Верно. Сегодня на уроке мы рассмотрели алгоритм, который одновременно содержал и ветвление, и цикл. Что мы еще не выполнили по заданию? (Не обвели зеленым карандашом команду, которая будет выполняться не всегда, а красным карандашом – ромб, в котором записано условие повтора.)

– Что будем обводить зеленым карандашом? (Первый ромб – условие ветвления.)

– А красным карандашом? (Второй ромб – условие повтора.)

5. Закрепление знаний и способов действий.

В схему алгоритма вписать только первые слова команд-подсказок; записать вопросы в ромбах, нарисовать стрелки и вписать слово «нет», создать рисунок.

1

 

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

4

9

3

10

1

11

1

12

6

13

1

14

2

15

4

16

2

17

1

18

6

19

1

Просмотр содержимого документа
«Ветвление и циклы. ПР23 «Разветвляющиеся алгоритмы»»

28 урок, 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ____________

Тема урока: «Ветвление и циклы. ПР23 «Разветвляющиеся алгоритмы».

Контрольная работа №3».

Планируемые результаты образования:

Предметные: отличают условие ветвления от условия повтора; выполняют и составляют алгоритмы с ветвлениями и циклами; составляют сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить решения в спорных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражают существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе и с помощью ИКТ.

Коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме.

Ход урока

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебная деятельность

В прошлый раз мы узнали о циклах с условиями, они помогают нам запускать выполнение цикла в зависимости от условий. На самом деле условие мы можем применять не только в циклах, но и для того, чтобы запускать различные команды в алгоритме, в зависимости от условия, это называется алгоритм ветвления 

2. Актуализация знаний

У каждого из вас на столе лежат карточки с заданиями и листы в клеточку. Ваша задача, используя алгоритм с условными знаками, нарисовать рисунок. На это вам дается 3 минуты. Время пошло.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

– Время вышло. Что у вас получилось? обака.)










Чтобы нарисовать собаку, вы использовали линейный алгоритм, то есть все действия выполнялись последовательно друг за другом. А теперь составьте блок-схему алгоритма со следующим условием: «Посмотри прогноз погоды. Если будет дождь, я останусь дома. Если дождя не будет, то пойду в кино». На это отводится 2 минуты.

Когда время истекает, учитель вызывает к доске трех учащихся, которые показывают решение у доски. Учитель и остальные учащиеся проверяют.

3. Постановка учебной задачи.

– Тема урока: «Алгоритм с ветвлениями и циклами». Сегодня мы рассмотрим алгоритмы, которые будут содержать несколько циклов, и алгоритмы с ветвлением и циклом одновременно.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Чтобы понимать, о чем идет речь, предлагаю выполнить задание. Робот Боб снова попал в трудную ситуацию. Поможем ему?

Учитель читает текст задания.

– Что Боб делает неправильно? (Он собирает грибы все подряд. Это неправильно, потому что он кладет в корзину не только съедобные грибы, но и мухоморы.)

– Верно. Наверняка многие из вас собирали грибы в лесу. Предлагаю составить линейный алгоритм «Собери грибы».

Учащиеся предлагают команды для алгоритма. После обсуждения учитель записывает линейный алгоритм на доску.,

– Таким образом, алгоритм «Собери грибы» будет выглядеть так:

1. Начало.

2. Приди на полянку.

3. Найди гриб.

4. Срежь гриб.

5. Конец.

– Как вы думаете, в чем ошибка? (Не все грибы в лесу съедобные.)

– Верно. Поэтому нам нужно поставить условие «Съедобный ли гриб?». Тогда что появится в алгоритме? (Условие.)

– При включении условия у нас получится:

– Сколько грибов мы сможем найти, используя данный алгоритм? (Один.)

– А Бобу нужно набрать две корзины грибов. Что нужно сделать? (Вернуться к действию «Найди гриб».)

– Но ведь это условие будет выполняться не всегда. Когда мы сможем повторить это действие? (При условии, что на полянке еще есть грибы.)

– Верно. Давайте впишем это условие в алгоритм.

– Когда цикл прервется? (Когда на поляне не останется грибов.)

– Какое действие будет выполняться не всегда? («Срежь гриб».)

– Как называется такая структура алгоритма? (Ветвление.)

– Какие действия повторяются? При каком условии?

– Как называется такая структура? (Цикл.)

– Верно. Сегодня на уроке мы рассмотрели алгоритм, который одновременно содержал и ветвление, и цикл. Что мы еще не выполнили по заданию? (Не обвели зеленым карандашом команду, которая будет выполняться не всегда, а красным карандашом – ромб, в котором записано условие повтора.)

– Что будем обводить зеленым карандашом? (Первый ромб – условие ветвления.)

– А красным карандашом? (Второй ромб – условие повтора.)

5. Закрепление знаний и способов действий.

В схему алгоритма вписать только первые слова команд-подсказок; записать вопросы в ромбах, нарисовать стрелки и вписать слово «нет», создать рисунок.

1


2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

4

9

3

10

1

11

1

12

6

13

1

14

2

15

4

16

2

17

1

18

6

19

1

6. Контрольная работа №3

Ответы:

1

A

2

B

3

D

4

A2, B1, C2, D1

5

A

6

B, D

7

B

8

B

9

C

10

B

7. Рефлексия учебной деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

– Сегодня на уроке мы познакомились с алгоритмом, содержащим ветвление и цикл одновременно. Как узнать, что в алгоритме есть ветвление и цикл?

– Сколько раз повторяется цикл? (До тех пор, пока выполняется условие.)

– Сколько раз может выполняться ветвление? (Ветвление – один раз. Если оно включено в цикл, то столько же раз, сколько и цикл.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!