Планируемые результаты образования:
Предметные: отличают условие ветвления от условия повтора; выполняют и составляют алгоритмы с ветвлениями и циклами; составляют сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить решения в спорных ситуациях.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражают существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе и с помощью ИКТ.
Коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме.
Ход урока
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебная деятельность
В прошлый раз мы узнали о циклах с условиями, они помогают нам запускать выполнение цикла в зависимости от условий. На самом деле условие мы можем применять не только в циклах, но и для того, чтобы запускать различные команды в алгоритме, в зависимости от условия, это называется алгоритм ветвления
2. Актуализация знаний
У каждого из вас на столе лежат карточки с заданиями и листы в клеточку. Ваша задача, используя алгоритм с условными знаками, нарисовать рисунок. На это вам дается 3 минуты. Время пошло.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
– Время вышло. Что у вас получилось? (Собака.)
Чтобы нарисовать собаку, вы использовали линейный алгоритм, то есть все действия выполнялись последовательно друг за другом. А теперь составьте блок-схему алгоритма со следующим условием: «Посмотри прогноз погоды. Если будет дождь, я останусь дома. Если дождя не будет, то пойду в кино». На это отводится 2 минуты.
Когда время истекает, учитель вызывает к доске трех учащихся, которые показывают решение у доски. Учитель и остальные учащиеся проверяют.
3. Постановка учебной задачи.
– Тема урока: «Алгоритм с ветвлениями и циклами». Сегодня мы рассмотрим алгоритмы, которые будут содержать несколько циклов, и алгоритмы с ветвлением и циклом одновременно.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Чтобы понимать, о чем идет речь, предлагаю выполнить задание. Робот Боб снова попал в трудную ситуацию. Поможем ему?
Учитель читает текст задания.
– Что Боб делает неправильно? (Он собирает грибы все подряд. Это неправильно, потому что он кладет в корзину не только съедобные грибы, но и мухоморы.)
– Верно. Наверняка многие из вас собирали грибы в лесу. Предлагаю составить линейный алгоритм «Собери грибы».
Учащиеся предлагают команды для алгоритма. После обсуждения учитель записывает линейный алгоритм на доску.,
– Таким образом, алгоритм «Собери грибы» будет выглядеть так:
1. Начало.
2. Приди на полянку.
3. Найди гриб.
4. Срежь гриб.
5. Конец.
|
|
– Как вы думаете, в чем ошибка? (Не все грибы в лесу съедобные.)
– Верно. Поэтому нам нужно поставить условие «Съедобный ли гриб?». Тогда что появится в алгоритме? (Условие.)
– При включении условия у нас получится:
– Сколько грибов мы сможем найти, используя данный алгоритм? (Один.)
– А Бобу нужно набрать две корзины грибов. Что нужно сделать? (Вернуться к действию «Найди гриб».)
– Но ведь это условие будет выполняться не всегда. Когда мы сможем повторить это действие? (При условии, что на полянке еще есть грибы.)
– Верно. Давайте впишем это условие в алгоритм.
– Когда цикл прервется? (Когда на поляне не останется грибов.)
– Какое действие будет выполняться не всегда? («Срежь гриб».)
– Как называется такая структура алгоритма? (Ветвление.)
– Какие действия повторяются? При каком условии?
– Как называется такая структура? (Цикл.)
– Верно. Сегодня на уроке мы рассмотрели алгоритм, который одновременно содержал и ветвление, и цикл. Что мы еще не выполнили по заданию? (Не обвели зеленым карандашом команду, которая будет выполняться не всегда, а красным карандашом – ромб, в котором записано условие повтора.)
– Что будем обводить зеленым карандашом? (Первый ромб – условие ветвления.)
– А красным карандашом? (Второй ромб – условие повтора.)
5. Закрепление знаний и способов действий.
В схему алгоритма вписать только первые слова команд-подсказок; записать вопросы в ромбах, нарисовать стрелки и вписать слово «нет», создать рисунок.
1
|
●
|
|
2
|
↑
|
1
|
3
|
→
|
1
|
4
|
↑
|
1
|
5
|
→
|
1
|
6
|
↑
|
1
|
7
|
→
|
1
|
8
|
↓
|
4
|
9
|
→
|
3
|
10
|
↑
|
1
|
11
|
→
|
1
|
12
|
↓
|
6
|
13
|
←
|
1
|
14
|
↑
|
2
|
15
|
←
|
4
|
16
|
↓
|
2
|
17
|
←
|
1
|
18
|
↑
|
6
|
19
|
←
|
1
|
Просмотр содержимого документа
«Ветвление и циклы. ПР23 «Разветвляющиеся алгоритмы»»
28 урок, 7 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ____________
Тема урока: «Ветвление и циклы. ПР23 «Разветвляющиеся алгоритмы».
Контрольная работа №3».
Планируемые результаты образования:
Предметные: отличают условие ветвления от условия повтора; выполняют и составляют алгоритмы с ветвлениями и циклами; составляют сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить решения в спорных ситуациях.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражают существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе и с помощью ИКТ.
Коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме.
Ход урока
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебная деятельность
В прошлый раз мы узнали о циклах с условиями, они помогают нам запускать выполнение цикла в зависимости от условий. На самом деле условие мы можем применять не только в циклах, но и для того, чтобы запускать различные команды в алгоритме, в зависимости от условия, это называется алгоритм ветвления
2. Актуализация знаний
У каждого из вас на столе лежат карточки с заданиями и листы в клеточку. Ваша задача, используя алгоритм с условными знаками, нарисовать рисунок. На это вам дается 3 минуты. Время пошло.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
– Время вышло. Что у вас получилось? (Собака.)
Чтобы нарисовать собаку, вы использовали линейный алгоритм, то есть все действия выполнялись последовательно друг за другом. А теперь составьте блок-схему алгоритма со следующим условием: «Посмотри прогноз погоды. Если будет дождь, я останусь дома. Если дождя не будет, то пойду в кино». На это отводится 2 минуты.
Когда время истекает, учитель вызывает к доске трех учащихся, которые показывают решение у доски. Учитель и остальные учащиеся проверяют.
3. Постановка учебной задачи.
– Тема урока: «Алгоритм с ветвлениями и циклами». Сегодня мы рассмотрим алгоритмы, которые будут содержать несколько циклов, и алгоритмы с ветвлением и циклом одновременно.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Чтобы понимать, о чем идет речь, предлагаю выполнить задание. Робот Боб снова попал в трудную ситуацию. Поможем ему?
Учитель читает текст задания. – Что Боб делает неправильно? (Он собирает грибы все подряд. Это неправильно, потому что он кладет в корзину не только съедобные грибы, но и мухоморы.) – Верно. Наверняка многие из вас собирали грибы в лесу. Предлагаю составить линейный алгоритм «Собери грибы». Учащиеся предлагают команды для алгоритма. После обсуждения учитель записывает линейный алгоритм на доску., – Таким образом, алгоритм «Собери грибы» будет выглядеть так: 1. Начало. 2. Приди на полянку. 3. Найди гриб. 4. Срежь гриб. 5. Конец. | |
– Как вы думаете, в чем ошибка? (Не все грибы в лесу съедобные.)
– Верно. Поэтому нам нужно поставить условие «Съедобный ли гриб?». Тогда что появится в алгоритме? (Условие.)
– При включении условия у нас получится:
– Сколько грибов мы сможем найти, используя данный алгоритм? (Один.)
– А Бобу нужно набрать две корзины грибов. Что нужно сделать? (Вернуться к действию «Найди гриб».)
– Но ведь это условие будет выполняться не всегда. Когда мы сможем повторить это действие? (При условии, что на полянке еще есть грибы.)
– Верно. Давайте впишем это условие в алгоритм.
– Когда цикл прервется? (Когда на поляне не останется грибов.)
– Какое действие будет выполняться не всегда? («Срежь гриб».)
– Как называется такая структура алгоритма? (Ветвление.)
– Какие действия повторяются? При каком условии?
– Как называется такая структура? (Цикл.)
– Верно. Сегодня на уроке мы рассмотрели алгоритм, который одновременно содержал и ветвление, и цикл. Что мы еще не выполнили по заданию? (Не обвели зеленым карандашом команду, которая будет выполняться не всегда, а красным карандашом – ромб, в котором записано условие повтора.)
– Что будем обводить зеленым карандашом? (Первый ромб – условие ветвления.)
– А красным карандашом? (Второй ромб – условие повтора.)
5. Закрепление знаний и способов действий.
В схему алгоритма вписать только первые слова команд-подсказок; записать вопросы в ромбах, нарисовать стрелки и вписать слово «нет», создать рисунок.
1 | ● | |
2 | ↑ | 1 |
3 | → | 1 |
4 | ↑ | 1 |
5 | → | 1 |
6 | ↑ | 1 |
7 | → | 1 |
8 | ↓ | 4 |
9 | → | 3 |
10 | ↑ | 1 |
11 | → | 1 |
12 | ↓ | 6 |
13 | ← | 1 |
14 | ↑ | 2 |
15 | ← | 4 |
16 | ↓ | 2 |
17 | ← | 1 |
18 | ↑ | 6 |
19 | ← | 1 |
6. Контрольная работа №3
Ответы:
1 | A |
2 | B |
3 | D |
4 | A2, B1, C2, D1 |
5 | A |
6 | B, D |
7 | B |
8 | B |
9 | C |
10 | B |
7. Рефлексия учебной деятельности.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
– Сегодня на уроке мы познакомились с алгоритмом, содержащим ветвление и цикл одновременно. Как узнать, что в алгоритме есть ветвление и цикл?
– Сколько раз повторяется цикл? (До тех пор, пока выполняется условие.)
– Сколько раз может выполняться ветвление? (Ветвление – один раз. Если оно включено в цикл, то столько же раз, сколько и цикл.)